Несмотря на то, что повышение тарифов отложено, даже сегодняшние "коммунальные" цены кировчан особо не радуют.

Бизнесу здесь делать нечего

23.01.2012 00:05:00 1405 0

Эксперты считают правительственный план привлечение инвестиций в сферу ЖКХ  утопией.

Круглый стол

Участники:
Иван Романюк, эксперт Общественной палаты Кировской области
Сергей Беляков, руководитель управляющей компании «Вятка-уют»
Павел Кошкин, директор управляющей компании Первомайского района
Роман Лобанов, управляющий директор «Кировских коммунальных систем»
Сергей Торхов, заместитель главы администрации города Кирова

После известного инцидента между премьером Путиным и губернатором Белых, тема ЖКХ снова в центре внимания. Власть пошла на беспрецедентный шаг - повышение коммунальных тарифов со второго полугодия вместо традиционного января. Видимо, чтобы электорату голосовать было «спокойнее». Впрочем, от подобных мер не выиграют ни потребители, ни собственно коммунальная сфера, - уверены эксперты «круглого стола».  В основных причинах разбирались уже совместно.

Откуда цифры?

Иван Романюк:
- Самые большие специалисты сферы ЖКХ - это население. У населения - самые достоверные факты того, что творится в отрасли. Поэтому конфликт Путина и Белых - всего лишь нарыв, который закономерно прорвался. Вообще, давайте разберемся в тарифах. Власть инициирует: повышать тарифы не более, чем на 15% при официальной инфляции 6%. А если ее поделить на 2 (ведь тарифы поднимут со второго полугодия), то получается 3%. Откуда повышение в 15%? Кто ежегодное лоббирует повышение стоимости коммунальных услуг в 5 раз больше, чем инфляция? Согласитесь, возникают вопросы.

Сергей Беляков:
- Конечно, уже сейчас понятно, что одновременное повышение тарифов будет существенным. Относительно выиграют лишь те, у кого есть счетчики. При этом, самый серьезный негатив населения, по моим предположениям, будет именно в отношении управляющих компаний, а отнюдь не ресурсоснабжающих. С моей точки зрения, гораздо проще было с начала года начать постепенное повышение тарифов, чем в середине года это сделать за раз. По крайней мере, людям это не так било бы по карману. С ответственностью могу сказать, что уже сегодня тарифы очень тяжелы для населения.

Иван Романюк:
- Они не просто тяжелы, а зачастую не соответствуют действительности. Я работал в Жилищной инспекции с 2002 года, практически формировал ее. Мы с самого начала стали заниматься вопросами ценообразования. В 2005 году мы проверили 3% жилого фонда: переплаты населения за тепловую энергию составляли 57 млн рублей. Мы проверили 10% жилищного фонда, неосновательное обогащение ресурсоснабжающих компаний составило уже 170 млн рублей. А представьте, мы бы проверили 100% жилого фонда?
Сразу скажу, что после проверок, я имел большие неприятности. Из функций жилищной инспекции убрали проверку тарифообразования, вместо того, чтобы взять эту информацию и работать по ней. Я считаю, что вся проблема в заевшихся чиновниках, которые должны работать на то, чтобы удерживать баланс платы и потребления, а они этого не делают.
Да, управляющие компании около 70-75% своих доходов отдают ресурсоснабжающим компаниям, но, тем не менее, они тоже не бедствуют. Конечно, если эффективно работать, не раздувать штат и  не набирать родственников. Также, я не согласен с тем, что отложенное повышение тарифов ударит по «коммуналке»? Сколько лет они поднимали тарифы на 15%,  хотя уровень инфляции был и 8-9%? Запас прочности этой неосновательной прибыли достаточно высок.

Павел Кошкин:
- Не соглашусь. Насколько я владею ситуацией, для наших коллег, «ресурсников», ситуация,  складывающаяся сегодня, достаточно тяжелая. На этой волне и наши тарифы, которые являются источниками наших доходов, в частности, плата за содержание и ремонт жилья, тоже пока не поднимутся, хотя целый спектр услуг специализированных подрядчиков подорожал с января. Мы посчитали сметы на каждый из наших домов и вынуждены констатировать: если рост нашего тарифа не произойдет в течение этого года, то объем текущего ремонта в домах сократятся на 10%-50%.

Роман Лобанов:
- Да, присоединюсь к коллегам и скажу, что для нас эти полгода будут не самыми легкими.
Я сам член рабочей группы Общественной палаты, и считаю, что отсутствие квалифицированных кадров, о которой любят говорить, - это одна из проблем в сфере ЖКХ. На самом деле, самая большая проблема - отсутствие информации, в первую очередь у населения.  

Павел Кошкин:
- Еще бы я добавил, проблема в рентабельности отрасли. Большинство кадров сферы ЖКХ начинали свою работу еще в СССР и являются специалистами в своей сфере, всю жизнь ей посвятили. Проблема не в кадрах, они есть. Проблема в том, что наша отрасль работает в фиксированных суммах, уровень рентабельности не выше 5%. Мне трудно представить бизнес, который согласиться работать на 5%.

Прозрачная отрасль
Сергей Беляков
:
- Мы сейчас запрашиваем документы на тарифообразование. Уверен, что те действия, которые должны выполняться, ни в действующем, ни в новом тарифах не заложено. Я почему и хочу получить эту бумагу, чтобы показать нашим собственникам: вот это с нас требуют, а вот за это вы платите. Это, как показывает жизнь, две больших разницы. Второй момент: все спрашивают, почему управляющие компании не выполняют свои функции в том объеме, в котором должны? У нас каждый месяц выходит 2-3 законодательных акта, предписывающих увеличить объем работ для управляющих компаний, не изменяя тарифа. Понятно, что мы либо в меньших объемах будем делать, либо с худшим качеством, либо часть работ делать не будем. И государство прекрасно это осознает. Большинство компаний выруливает за счет графы в платежке «содержание и текущий ремонт жилья». Если во всей стране растут цены, а в ЖКХ они не растут,  то за счет чего можно вырулить? Только за счет уменьшения работ. Либо государство нам добавляет, либо мы нарушаем закон на основании решения собственников.

Павел Кошкин:
- К тому же, сегодня много говорят о непрозрачности нашей отрасли. Честно говоря, я не знаю, может, в других регионах это так, но у нас вряд ли. Сложившаяся система четырех больших городских управляющих компаний дает абсолютную прозрачность. Все работают на городском тарифе и все расчеты идут через «Расчетно-информационный центр». Я, как директор компании, даже не имею права «подержаться» за эти деньги, предназначенные коммунальщикам. Проблема в очень низкой рентабельности, наложенной на очень изношенный фонд. Наверное, трудно вообразить, но у нас есть дома, где год постройки вообще не определен (до 1917 года). Представьте какие расходы надо нести по этим домам.

Иван Романюк:
- Ну а что вы хотите? ЖКХ всегда нуждалось в модернизации. Сегодня около половины жилья находится в технически неисправном состоянии. Замены старого на новое не происходит. Сегодня в Кировской области 30 млн квадратных метров жилья; срок службы дома в среднем 50 лет. Делим общим метраж на срок службы, получаем - 600 тыс. квадратных метров жилья должно ежегодно строиться. В 1990 году в нашем регионе ввод нового жилья был 1,1 млн квадратных метров в год. В 2000 году - всего 100 тысяч. В 2010 году - 370 тысяч. Приехал премьер и ему врут, что у нас лучше всех. А где же лучше всех, если такое отставание?

Сергей Торхов:
- Именно поэтому, сегодня власть поняла, что невозможно провести модернизацию только за счет граждан. Необходимо привлекать инвестиции, возможные средства частных компаний, бюджета.

Сергей Беляков:
- Вы верите в инвестиции бизнеса? Бизнесу нет смысла браться за сферу ЖКХ, так как окупаемость любых вложений очень долгая. Любой бизнес ориентирован на получение прибыли, не иначе. Бесплатный сыр бывает только в мышеловке. У нас в стране всегда так: инвестор приходит с благими пожеланиями, а уходит с нашими деньгами.

Роман Лобанов:
- Вопрос инвестиций не прост. Да, инвестировать можно, но с четким пониманием, куда и и зачем. В нашем государстве сложно что-то планировать. У нас нет понимания, каким будет тариф через год-два-пять лет. А если нет понимания, как брать кредиты для инвестиционной деятельности?

Павел Кошкин:
- Согласен, что бизнес, избаловавшийся на высокой рентабельности, будь то строительный или торговый, никогда не пойдет в «коммуналку». Все подрядчики, которые ремонтируют наши дома, - это индивидуальные предприниматели либо мелкие фирмы, которые умудряются на этих 5% что-то заработать. А рентабельность можно поднять только увеличением тарифов. Реальным выходом из ситуации стало бы привлечение бюджетных средств, поскольку основной фонд построили до начала 90-х годов, перешедший в нашу собственность через приватизацию, не пройдя капитального ремонта. Возникла правовая коллизия. В законе о приватизации сказано, что обязательства государства по капитальному ремонту жилья остаются. Это положение действует до сих пор. А в Жилищном кодексе 2005 года прямо указывается, что бремя капитального ремонта лежит на собственниках. Государство постаралось смягчить эту ситуацию созданием Фонда реформирования ЖКХ и направила туда миллиарды рублей, но он охватывает максимум 20% жилья.

Сергей Беляков:
- Хочу отметить, что недавно от местных оппозиционных партий вышла газета «Протестный комитет», где был напечатан материал под заголовком «НЕ платите». Материал неплох, вопросов нет. Правда, перед написанием надо было, все-таки, посоветоваться хотя бы с кем-нибудь из ЖЭКа. Как раз то, что они перечислили - это «текущий ремонт», а не «содержание жилья». Если мы наши, условно говоря, три рубля раскинем на все, что они написали, то получится, что на ремонт дорог - 200 рублей, на ремонт фасада - 500 рублей. Получится размазывание вроде и немаленькой суммы денег. Не лучше ли эту сумму взять и сделать что-то серьезное, например, отремонтировать подъезд?

Сергей Торхов:
- Мы, в свою очередь, все-таки надеемся, что дисбаланса у управляющих и ресурсоснабжающих компаний не произойдет. Основная проблема в ЖКХ – недостаточное финансирование. Согласно Жилищному кодексу, все ремонты легли на плечи собственников, хотя десятилетиями в многоквартирных домах не выполнялся капитальный ремонт. Мы это признаем. Как и в любой сфере деятельности существует проблема с кадрами из-за низкой оплаты труда, также сказывается и несовершенство федерального законодательства.

Иван Романюк:
- Недостаточное финансирование? Да уж, такое «недостаточное», что помогаем Греции покрывать ее долги, чтобы грекам было легче греть пузо на берегу Адриатического моря.

Подготовила
Светлана Муравьёва
murraviova@yandex.ru

VK TW
оставить комментарий
Спасибо за комментарий! Он будет опубликован после модерации
Текст сообщения
Перетащите файлы
Ничего не найдено
Защита от автоматических сообщений
 

Также читайте