Перспективы завода "Молот" связаны с возможным его вхождением в холдинг "Калашников", считает зампред правительства Кировской области Георгий Мачехин.

Оборонительная тактика

07.07.2014 00:04:00 1811 0

Сможет ли вятская «оборонка» стать тем лидером, который вытянет за собой экономику региона?

Тема оборонно-промышленного комплекса (ОПК) с завидной периодичностью «всплывает» в информационном пространстве. А после приезда заместителя председателя правительства России Дмитрия Рогозина месяц назад и вовсе стала центральной. Кировские эксперты вместе с ведущими «Эхо Москвы в Кирове» размышляли над нетривиальным вопросом: сможет ли ОПК стать тем флагманом, который позволит вывести экономику региона на передовые позиции?

Без напряжения
Олег Прохоренко, главный редактор «Бизнес Новости в Кирове»:
Мне хотелось бы начать с визита зам.председателя правительства Дмитрия Рогозина, который во время встречи с руководителями предприятий сказал, что около трех лет понадобится российской оборонной промышленности по импортозамещению всевозможных агрегатов, поставляемых из Украины. Хотелось бы понять, насколько, вообще, тема импортозамещения на сегодняшний день актуальна? Насколько реально перестроить внутренний рынок машиностроения?

Эдуард Носков, директор филиала №2 концерна ПВО «Алмаз-Антей»:
Я, наверное, сначала отойду несколько в сторону от основного вопроса. Вообще, тема комплектации при производстве продукции, производимой в других странах, не возникла прямо сейчас. С самых основ существования оборонной промышленности была доктрина о том, что необходимо использовать как можно меньше компонентов. производящихся на неконтролируемой территории. Украина, как вы помните, всегда была нашим партнером. Сейчас - нет, поэтому перед нами стоит задача произвести локализацию. Но здесь надо понимать, что стоит задача по локализации компонентов при производстве предметов производства (продукции), но не по локализация средств производства. Хотя она тоже является приоритетной. Сейчас создается соответствующий профильный холдинг, который должен заниматься развитием станкостроительной отрасли, но это не совсем в русле тех задач, которые ставил Дмитрий Олегович.
Что же касается локализации, то все задачи выполнимы. Для нашего концерна он не имеет такой значимости, как для предприятий авиационной и судостроительной отрасли. Так, видимо, исторически сложилось.

Олег Прохоренко:
Я как-то говорил с одним руководителем оборонного предприятия, и он мне объяснил, что технически сложно организовать производство некоторых компонентов на территории России. Связано это с тем, что необходимо делать слишком много артикулов небольшими тиражами. Слишком много предварительных этапов, которые требуют согласования...

Георгий Мачехин, зам. председателя правительства Кировской области:
Для кировской оборонной промышленности вопрос импортозамещения действительно не настолько актуален, как для других. Мы этот вопрос отслеживаем и каких-то напряженных моментов не предвидим.
Кроме этого, хочу сказать, что украинские предприятия крайне заинтересованы в поставках и кооперации с нами. Они даже успокаивают наших заказчиков, что, мол, «мы работаем, мы вам все обеспечим». Вот только будет ли политическая воля руководства обеспечить эту кооперацию? В любом случае, я думаю, что больше всего пострадают украинские предприятия. Но три года на перестройку — это крайний срок по большим проектам, большим комплектующим, двигателям для авиастроения, например, для остальных срок должен быть гораздо меньше.

Светлана Занько:
Вы сказали, что 50% предприятий Кировской области имеют связи с украинскими предприятиями и пользуются их комплектующими для производства собственной продукции. Так, поставлена четкая задача на замещение или нет?

Георгий Мачехин:
Есть конкретная программа и конкретный перечень оборудования, которое подлежит замещению.

Олег Прохоренко:
У этой темы есть и другая сторона. Где-то эти комплектующие надо будет производить. Их явно будут производить не в космосе, а на вновь создаваемых или уже существующих предприятиях. Во время встречи Рогозина прозвучала мысль о том, что незадействованные площади вятскополянского «Молота» могли бы взять на себя часть нагрузки. Насколько это реально? Действительно ли стоит делать на это ставку?

Георгий Мачехин:
Эти возможности есть у любых предприятий. Основная масса кировских предприятий может быть еще дозагружена. Сейчас нужно определиться с точки зрения программной поддержки. Все эти направления реальны, в том числе и для «Молота». Зам. председателя правительства такой вариант также поручен проработать.

Олег Прохоренко:
А кто ведет эту работу? Кто должен представить эту программу?

Георгий Мачехин:
Координацию всей этой программы ведет военно-техническая комиссия, а технически ведет Минпромторг и «Ростех».

Без особых условий
Олег Прохоренко:

Еще одно событие, которое нашло отражение во время встречи Дмитрия Рогозина: стартовав в 2012 году строительство ракетного завода концерна «Алмаз-Антей» в Кирове, предприятие готовится уже в 2015 году выпускать продукцию. Сроки достаточно сжатые. Удастся ли достигнуть поставленных целей?

Эдуард Носков:
2015 год пока не наступил и работы предстоит еще очень много. Она идет по графику, но постоянно приходится прилагать усилия, чтобы не было отставания, так как вопрос находится на контроле на самом высшем уровне.

Светлана Занько:
В чем возникают сложности?

Эдуард Носков:
Я бы не сказал, что у нас есть какие-то специфические проблемы. Каких-то условий, которые мешали бы реализации проекта, нет. Каких-то условий, которые бы помогали и все получалось бы легко — тоже нет.

Светлана Занько:
А почему нет этих специальных условий?

Эдуард Носков:
А их не бывало никогда. Даже первые космические корабли, если вы помните, при всех самых лучших специальных условиях, не всегда с первого раза стартовали успешно. Когда нет непреодолимых проблем — это уже очень хорошо.

Светлана Занько:
Хватает ли вам кадрового ресурса? Есть ли соглашения уже какие-то с ВятГУ?

Эдуард Носков:
Да, есть соглашения с Вятским госуниверситетом. Мы уже сейчас отправляем учеников по целевому направлению на определенные, необходимые нам специальности. Не только в Кирове, но и в вузы других городов. Так что, я бы не сказал, что у нас есть проблема кадрового резерва. К тому же модернизация производства способствует сокращению количества необходимых кадров.

Все идет по плану
Олег Прохоренко:

Эдуард Алексеевич, были ли с вашей стороны какие-то просьбы к Дмитрию Рогозину? И как сам вице-премьер оценил ход реализации проекта?

Эдуард Носков:
Просьб с нашей стороны не было. Я уже говорил, что наш проект и так наделен большим вниманием как со стороны правительства РФ, так и Минобороны РФ. Наша задача была — продемонстрировать ход работ, визуально ознакомить с состоянием дел. В свою очередь, вице-премьером задача для нас была сформулирована только в одной части: выполнить все точно в срок. Именно над этим работают сейчас все участники проекта.

Олег Прохоренко:
Еще одна тема и тоже с визита Дмитрия Рогозина: это создание Совета при полпреде в ПФО для решения проблем ОПК. Начал он уже работать или нет? Кто в него войдет от нашей области и в чем его основная задача?

Георгий Мачехин:
Идея этого Совета родилась в нашей области на встрече врио губернатора Никиты Белых с Союзом машиностроителей. Цель этого Совета обеспечить прямую коммуникацию между предприятиями и высшим руководством страны. Даже Дмитрий Олегович увидел, что некоторые вопросы до них слишком долго доходят.
В Совет войдут руководители этих самых предприятий в ПФО. Сейчас идет формирование состава ,и я пока вам не смогу назвать персоналии от Кировской области. От нашего региона, думаю, будет как минимум два человека.

Светлана Занько:
Расходы на «оборонку» в настоящее время сильно увеличиваются?

Георгий Мачехин:
Этот вопрос звучит как «нужна оборонка или нет?». Нельзя так рассуждать. Эта отрасль пронизывает все сферы экономики. Это каркас экономики. Все перспективные разработки пришли и приходят из военно-промышленной отрасли.

Олег Прохоренко:
Мы занимаем третье место в мире (после США и Китая) по расходам на оборонную промышленность. США тратит 526 млрд долларов в год, Китай — 114 млрд долларов,  Россия — 71 млрд долларов в год. Хотя, другие «экономические» цифры не сопоставимы...

Эдуард Носков:
Это у вас цифры расходов на производство вооружения. А его ведь еще можно покупать, а не производить. То, что мы можем его производить, все-таки оставляет Россию в списке индустриально развитых стран. Это не совсем одно и то же. То, что мы можем конкурировать на рынке вооружений — это означает вложения государства и в другие сферы (в образование, в здравоохранение и т.д.).

Олег Прохоренко:
Финальный вопрос о перспективах завода «Молот». Георгий Николаевич, что предстоит заводу, находящемуся в процессе управляемого банкротства?

Георгий Мачехин:
Да, действительно, на заводе сейчас управляемое банкротство. Завод стабильно работает, выпуск продукции идет - даже по нарастающей. Безусловно, его перспективы связаны с вхождением в какой-либо холдинг. Такие предприятия сами по себе развиваться не могут. Сейчас прорабатывается возможность вхождения завода в холдинг «Калашников». Сможет он войти или нет — вопрос нескольких месяцев.

Подготовила Светлана Муравьёва
murraviova@yandex.ru

VK TW
оставить комментарий
Спасибо за комментарий! Он будет опубликован после модерации
Текст сообщения
Перетащите файлы
Ничего не найдено
Защита от автоматических сообщений
 

Также читайте