Аборигены, увидев Валерия Смолюка в традиционном головном уборе северноамериканских индейцев, сказали: "прирожденный вождь".

В «кругосветку» за шапками

11.08.2014 00:06:00 2403 0

Что думают американцы о россиянах и зачем австрийцам шапка-ушанка

Объехать весь мир, чтобы полюбить Россию. Именно так закончилось кругосветное путешествие участников проекта «Hat master» - предпринимателей Валерия Смолюка, Олега Уварова и Альберта Хлюпина. В разных странах мира они 4 месяца искали национальные головные уборы для будущего музея, а обрели в итоге потрясающий опыт, множество новых знакомств и особую любовь к Родине.

Вождь Валера

Валерий Смолюк и Олег Уваров задумали свое кругосветное путешествие два года назад. Называют даже конкретную дату, когда было принято решение - 12.12.12. Вплоть до весны 2014-го шла подготовка: разрабатывали маршрут, искали партнеров, договаривались с мастерскими, музеями, а также подключили к команде Альберта Хлюпина, который ради «кругосветки» даже уволился с поста директора палеонтологического музея. Известный палеонтолог на 4 месяца стал журналистом, фотографом и переводчиком, и усердно вел дневник проекта.
На минувшей неделе машина с эмблемой « Hat Master», преодолев 40 тысяч километров по дорогам всего мира, привезла «охотников за шапками» и их трофеи в Киров.

- Коллекцию головных уборов мы собирали на протяжении всего путешествия, - рассказал Альберт Хлюпин, - Сложнее всего найти традиционные головные уборы оказалось в России. Многие народные традиции у нас либо утрачены полностью, либо сохраняются единичными мастерами, с которыми еще нужно выйти на связь. В большинстве же стран мира к национальным традициям относятся очень уважительно.
Впрочем, даже за рубежом найти аутентичные головные уборы все равно было непросто, поэтому кировчане, в основном, приобретали качественные реплики (реконструкции).

- Хотя в некоторых странах много маленьких антикварных лавок, где можно за совсем небольшие деньги купить настоящие этнические головные уборы. В Нюрнберге (в Германии) в одном частном музее мы даже смогли собственными руками изготовить классическую германскую шляпу. Оказывается, до сегодняшнего дня сохранились все лекала и станки. А вот это сомбреро ручной работы мы приобрели в США на пути к Ниагарским водопадам, - продемонстрировал Хлюпин традиционную мексиканскую шляпу огромных размеров. А затем обратил внимание на красочный индейский головной убор из перьев и добавил: - Когда местные увидели Валеру в нем, сказали:  «прирожденный вождь».
На экспонаты для будущего музея (всего собрали 130 экспанатов) путешественники в итоге потратили больше полумиллиона рублей.


Французский конфуз и американский бургер

А еще Валерий Смолюк, Олег Уваров и Альберт Хлюпин, надо полагать, потратили за эти четыре месяца немало сил и драгоценных нервов.

- Очень много событий было, - делится впечатлениями Олег Уваров. - Мы путешествовали на всех видах транспорта - скоростных поездах, автобусах, паромах, автомобилях, самолетах, и даже на подводной лодке спускались ко дну Тихого океана. Это сплошной драйв. У нас был фактически день сурка: встали, покушали, едем дальше. Были моменты, когда хотелось вернуться как можно быстрее на Родину...

- Мы попадали то в +50 жары, то почти в нулевую температуру в Австралии, где зима и темно, а затем снова в жару в Азии, где невероятно душное лето, - подхватывает Хлюпин. - Физически это очень тяжело, но безумно интересно.
Сложности, в основном, возникали из-за незнания законов (например, кировчане не всегда угадывали, где можно пользоваться видеорегистратором и антирадаром, а где нет) и языков.

- В США, например, совершенно другой английский, -  объяснил Хлюпин. - Поэтому когда ты приезжаешь в Нью-Йорк, ты никого не понимаешь, и тебя никто не понимает. Китайского мы тоже совсем не знаем, а китайцы не знают ни русского, ни английского.
Кое-где путешественники попадали в курьезные ситуации.

- Во Франции в магазине продавец предложил нам «самый лучший сыр, который обожают все французы». Мы принесли его в гостиницу и тут же пожалели об этом - запах стоял ужасный. Когда попробовали, поняли, что это лакомство - на очень большого гурмана, - улыбаясь, вспомнил Хлюпин. - В итоге мы упаковали в несколько пакетов этот сыр и выкинули его. Но это не помогло, запах стоял до утра, и все ходили и принюхивались: как странно от русских пахнет.
А в США кировчане месяц почти ничего не ели, потому что не смогли приспособиться к американской пище.

- Там действительно питаются одними бургерами, - рассказал Олег Уваров. - При этом американцы практически не двигаются, не ходят пешком. Мы были удивлены, когда утром пытались выйти на пробежку в штате Пенсильвания и не нашли ни одного тротуара, потому что американцы ездят на автомобилях везде — в детский сад, на работу, в школу, домой, в магазин. Из машины — в дверь. Ну и все они в результате… определенных размеров. Зато нас поразило отношение простых американцев к нам. Мы на российском автомобиле с кировскими номерами проехали всю Америку, и когда американцы видели, что мы из России, то приглашали в гости, делали подарки, фотографировались с нами. Люди открыты и доброжелательны. Это подкупает. Этого очень не хватает на просторах нашей Родины. Поэтому когда мы вернулись в Россию, первое, что мы решили делать - учить людей улыбаться. У нас такие серьезные лица!


Самая прекрасная страна

А иностранцев кировчане учили русской культуре. По всему миру они провезли фотоальбом о Кировской области и собрали в нем массу подписей с разных материков и стран.

- Люди видели, где мы живем. Видели, что Россия — это не только вечные снега и пьяные медведи с балалайками, но это страна продвинутых и развитых людей, - рассказал Хлюпин. - Было неприятно, когда в паре мест нам говорили, что Россия — это водка и мафия. К счастью, такие представления о нашей стране — скорее исключение из правил. В информационном поле появляется большое количество сведений о том, что Россия — великая держава. Немногие, конечно, помнят Пушкина, Достоевского, Мусоргского. Самая популярная персона сейчас - Владимир Путин. Его знают все.
С собой у участников проекта «Hat Master» были и подарки — изготовленные компанией «Мехико» шапки-ушанки.

- Мы дарили их музеям и представителям торгово-промышленных палат всего мира (в Вена, Латвии, Нью-Йорке, на Дальнем востоке). Старались показать, что в Вятке есть свои уникальные бренды, компании, которые умеют делать замечательные вещи, - отметил Уваров. - И люди удивлялись: приехали россияне, да еще и подарки дарят.
Что же касается основной миссии, то, как рассказал президент Вятской ТПП Николай Липатников, создание стационарного музея (по плану он должен появиться в Вятских Полянах) — дело крайне трудоемкое, поэтому в ближайшее время головные уборы будут демонстрироваться в рамках временных выставок. Скоро такая выставка откроется в Краеведческом музее. Некоторые головные уборы посетителям разрешать примерить.

- А давайте еще обратимся к нашему предпринимательскому сообществу с просьбой привести из заграничных поездок для вас что-то уникальное, - предложил, воодушевившись Николай Липатников. А через несколько минут сгенерировал еще одну идею: - А можно ведь и музейщиков собрать, поделиться опытом, так сказать.
Опыта путешественники действительно набрались самого разнообразного. И выводы кое-какие сделали. Проехав 40 тысяч километров на автомобиле, совершив 9 авиаперелетов, посетив более 20 стран, участники проекта «Hat master» убедились: «Россия — самая огромная и самая прекрасная страна».

Мария Петухова
petuhova.mv@gmail.com

VK TW
оставить комментарий
Спасибо за комментарий! Он будет опубликован после модерации
Текст сообщения
Перетащите файлы
Ничего не найдено
Защита от автоматических сообщений
 


Также читайте