Тиражи печатных изданий падают, некоторые закрываются, другие уходят в Интернет.

Интернет-убийца, Или почему уходят с рынка печатные СМИ?

23.11.2014 20:59:00 3071 0

Сколько осталось жить газетам? 

Рынок печатных СМИ в Кирове посылает тревожные сигналы. Закрылись «Вятская особая газета» и «АИФ-Вятка», уходит в интернет «Новый вариант», сложные времена переживает «Вятский край». Доставка дорожает, рекламные бюджеты сокращаются, тиражи падают... Сколько осталось жить газетам? На такой вопрос в минувшую среду попытались ответить гости программы «Разворот на бизнес» в эфире радиостанции «Эхо Москвы в Кирове».
 
Последний номер
Олег Прохоренко, главный редактор газеты «Бизнес Новости»:
Наша тема сегодня - «Интернет-убийца, или Почему уходят с рынка печатные СМИ». За последний год как минимум два известных печатных издания ушли с рынка. Это, во-первых, «АИФ-Вятка», существовавшее на протяжении нескольких десятков лет. Издание было закрыто в силу экономических причин. В сентябре вышел последний номер «Вятской особой газеты». Или, может быть, крайний номер?
 
Николай Голиков, главный редактор «Вятской особой газеты»:
Последний. Кстати сказать, газета тоже существовала, шутка ли, 8 лет.
 
Олег Прохоренко:
Не лучшие времена переживает газета «Вятский край». Главный редактор даже обратился к читателям с просьбой о помощи. А буквально недавно стало известно, что «Новый вариант» прекратил подписку на следующий год и уходит в электронный вариант. У нас на связи как раз Вадим Комков, директор и главный редактор ООО "Редакция газеты "Новый вариант".  Вадим, что случилось с газетой и каковы перспективы дальнейшего развития издания в интернете?
 
Вадим Комков:
Мы не уходим с рынка, а несколько переформатируем свою работу. Решение трудное. Но на то есть ряд причин. Мы четко отслеживаем тенденцию перехода основного потребителя информационного продукта с печатных версий изданий на интернет версии. Кроме того, во второй половине этого года резко повысились цены на доставку печатных изданий, так что стоимость подписки выросла практически в два раза. Дает о себе знать и финансовый кризис, который переживает страна, многие наши рекламодатели заявили о сокращении рекламных бюджетов или переориентировали эти бюджеты на электронные СМИ.
 
Олег Прохоренко:
Большой ли объем тиража «Нового варианта» уходил в область?
 
Вадим Комков:
Достаточно большой. Но сегодня не очень богатый потребитель из районов отказывается от печатных изданий. В условиях кризиса надо чем-то жертвовать. А информацию потребитель, в основном, получает посредством телевидения.
 
Дожить до 2037-го
Олег Прохоренко:
«Ведомости» приводят такую статистику: по России тиражи центральных газет в прошлом году упали в среднем на 7%, вырос тираж только у «Metro.Москва». Больше всего тиражи упали у еженедельника «Жизнь» (-13%). Незначительно потеряли в тиражах и «Российская газета» (-6%), и «Аргументы и факты» (-5%).
 
Светлана Занько:
Разговоры о том, что век печатных СМИ закончен, ведутся с тех пор, как начал развиваться интернет. Причем мнения самые полярные. Рьяные патриоты говорят, что печать никогда не умрет, потому что есть люди, которые ни на что не променяют шелест страниц и запах свежей краски. Но тем не менее, мы видим, что из года в год количество печатных изданий в России сокращается.
 
Олег Прохоренко:
Есть такой «пророк», руководитель «Школы эффективного текста» Андрей Мирошниченко, который назвал даже год гибели газет — 2037. Именно тогда будет закрыта последняя районная газета. Мирошниченко говорит о нескольких предпосылках. Во-первых, печать - это технология позапрошлого века, по затратам она не выдерживает никакой конкуренции с интернетом и телевидением, а по оперативности подачи информации на три шага отстает от тех же интернета и телевидения. Кроме того, читатель привыкает к халяве, к тому, что информацию можно получить бесплатно. Зачем в таком случае подписываться на газету? И, наконец, уходит поколение людей, для которых чтение газет было привычкой.
 
Светлана Занько:
У нас есть звонок. На связи Наталья Столбова, председатель совета директоров компании «Вятка-Роспечать».
 
Олег Прохоренко:
Наталья, здравствуйте. Нам бы хотелось понимать, насколько востребованы областные газеты, особенно общественно-политические? Или вы смещаете формат продаж в сторону специализированных, глянцевых изданий?
 
Наталья Столбова:
Вы знаете, общественно-политические газеты в настоящее время востребованы больше. Мы судим по тиражам, продажам, интересу читателей. Ситуация в экономике непонятная, политическая ситуация сложная, и люди хотят получать информацию. Может быть, напечатанному слову все же доверия больше. Что касается тиражей в Кировской области, то спад идет по сравнению с прошлым годом от 6 до 10%. При этом в районах идет угасание продаж вообще любой прессы, потому что у населения денег еще меньше, чем в Кирове. В целом по рынку, думаю, спад будет. Традиционно продажи снижаются в декабре.
 
Светлана Занько:
Меня интересует вопрос: как быстро раскупается газета, когда поступает на прилавки в киоск?
 
Николай Голиков:
Это вопрос точно не ко мне. «Особую» в 2006 году из киосков изъяли.
 
Николай Пихтин, бывший директор издательства «Новая пресса»: Когда мы начали продавать «Прецедент» в киосках, до обеда у нас все разбирали, пока чья-то рука не запретила это делать. Это делается просто: по киоскам распределяют 20 газет, но киоскеру дается команда, она одну газету продает, остальные отправляет на возврат, а читателям говорит, что газеты нет.
 
Теория дала сбой
Светлана Занько:
Мне кажется, надо перефразировать тему. Судя по всему, не интернет-убийца, а кто-то другой убивает наши издания.
 
Николай Голиков: Светлана, если говорить о тех изданиях, которые перечислил Олег, то у всех очень разные судьбы. Я бы ни в коем случае не сравнивал эти истории. И как раз интернет для многих изданий скорее спаситель, чем убийца. Аргумент с подпиской, опять же, хорош для «Нового варианта», а у нас на второе полугодие подписка выросла на 42%. «Вятская особая газета» закрылась не потому, что что-то там в интернете работает лучше. Она закрылась потому, что изменились политические цели у учредителя. Это политика в чистом виде. В 90-е годы мы часто спорили — как должна жить газета — на средства учредителя или на средства рекламодателя. Жаль, что за этим столом нет Сергея Бачинина, он всегда говорил, что лучше у него будет много рекламодателей, и он будет более независим. Я отвечал, что у меня будет один рекламодатель, и я буду еще более независим. И в том, и в другом случае есть определенные ограничения. И Бачинин столкнулся с тем, что некоторые рекламодатели оказались вне зоны критики, так что пришлось снижать градус газеты, а следом упали и тиражи. И моя теория, как выяснилось, дала сбой.
 
Олег Прохоренко:
Любая модель хороша в определенный момент. Хотелось бы спросить Николая Пихтина и Василия Смирнова, главного редактора газеты «Вятский край»: понятно, что истории у всех разные, но в целом, что больше всего влияет на сокращение читаемости печатной прессы?
 
Николай Пихтин:
Мне так видится, что очень большую роль в этом сыграли «бесплатки», которые заполонили город. Они не гонятся за контентом, продают рекламу и издаются бешеными тиражами. С ними практически невозможно конкурировать. А если сегодня все бесплатки положить в киоски «Роспечать» и попробовать продать, было бы интересно посмотреть на настоящую борьбу за выживание.
 
Василий Смирнов:
Что влияет на сокращение тиражей? Обстановка в стране, конечно, накладывает свой отпечаток. Общественно-политическим изданиям сегодня тяжелее всех. Реклама из этих изданий, если они не субсидируются из государственного и частного кармана, ушла на телевидение и в интернет. Тех средств, которые зарабатывают газеты, зачастую недостаточно, чтобы нормально функционировать. Газеты уходят в другой формат, пересматривают периодичность, и многим читателям это не нравится. Это одна из причин, по которым может падать тираж. Вторая причина — почта. Доставка сегодня, как бы помягче выразиться, плохая.
 
Олег Прохоренко:
Как быть тем изданиям, которые сегодня находятся в сложной ситуации? Уходить в интернет?
 
Василий Смирнов:
Я считаю, что газете с солидным именем, серьезным опытом, хорошими журналистами не совсем удобно работать в интернете, там немного другие жанры и своя специфика. Интернет — это другая журналистика. Там все надо начинать с нуля. Если вы спрашиваете меня о том, как сохранить издание, то я не Бог и не волшебник и не могу дать совета, потому что мы сами испытываем сложности и ищем варианты. Но уход в интернет — это, на мой взгляд, не тот способ, который бы продлил жизнь такой газете, например, как «Вятский край». Надо модернизировать издание, искать формат.
 
Олег Прохоренко:
А рассчитывать на господдержку есть смысл?
 
Василий Смирнов:
Наша газета никогда не получала господдержки в виде дотаций. Ситуация в стране сложная, деньги нужны учителям, врачам, на решение многих перспективных проблем. Рассчитывать на то, что государство в этих условиях будет выделять большие деньги на прессу, немного наивно.
 
Жить будут
Олег Прохоренко:
Немного статистики. Согласно докладу Всемирной газетной и новостной ассоциации, аудитория цифровых новостных платформ растет, но это не сопровождается увеличением поступлений от рекламы. Более половины населения мира читает ежедневные газеты. В целом не сильно падает тираж газет, потому что в Азии, Австралии и Новой Зеландии он прирастает, в то время как в Восточной и Западной Европе и на Ближнем Востоке несколько снижается.
 
Светлана Занько:
У нас на связи Николай Кашин, директор Управления федеральной почтовой связи Кировской области – филиала ФГУП «Почта России». Николай Александрович, как меняются тиражи подписных изданий?
 
Николай Кашин:
За последние три года тиражи стабильны. Снижение произошло только на подписную компанию на второе полугодие 2014 года на центральные и региональные издания на 15%, на районные издания на 10%.
 
Олег Прохоренко:
Нам Вадим Комков сказал, что чуть ли не в два раза выросли цены на доставку и подписку газет. Не связано ли с этим снижение?
 
Николай Кашин:
У нас тарифная политика по подписным изданиям не менялась на протяжении 10 подписных кампаний. Поэтому в 2014 году после отмены субсидий в поддержку подписки тариф был пересмотрен. Это вынужденный шаг. Так или иначе по Кировской области большого падения не произошло.
 
Олег Прохоренко:
Вопрос для наших гостей: будут ли жить печатные издания и общественно-политические газеты?
 
Николай Голиков:
Газеты — это специфический вид товара, который ничем нельзя заменить. Думаю, на мою жизнь и на жизни моих детей газет хватит. Мы всегда ориентируемся на опыт других стран, которые уже прошли этот этап. Так вот если посмотреть на Восток — там кратный рост тиражей, в Европе, в Америке — тоже растут тиражи. Те, кто ушел в интернет, вернулись обратно в бумагу. Думаю, перспективы у газет прекрасные.
 
Николай Пихтин: Сейчас произошел небольшой спад, но газеты будут жить, будут развиваться.
 
Подготовила Мария Петухова
petuhova.mv@gmail.com 
VK TW
оставить комментарий
Спасибо за комментарий! Он будет опубликован после модерации
Текст сообщения
Перетащите файлы
Ничего не найдено
Защита от автоматических сообщений
 


Также читайте