Несбыточной мечтой кажется реализация проекта, предусматривающая соединение северных районов Кировской области с "большой землей".

Остановились на полпути

01.08.2011 00:18:00 1810 0

Губернатор Никита Белых взялся за исполнение одного из самых «сказочных» и несбыточных желаний нашего региона, написав недавно в своем твиттере так: «дорогу Луза-Подосиновец-Скрябино-Опарино мы осилим, а до Архангельска, скорее всего, нет». Если догадаться, кого именно губернатор имел ввиду под словом «мы» и если учесть то, сколько строился только один участок этой дороги, руководить процессом Белых, видимо, придется не один губернаторский срок. Однако, обещание – есть обещание.

Дорога века
Ничего, ждать мы привыкли. Так, первая попытка строительства участка автодороги до Опарино была предпринята еще в начале 80-х годов, но что-то не срослось. И только в 2009 году были построены 8,7 км до поселка Вазюк. Еще недостающие 17,5 километров соединили, наконец, Киров с Опарино лишь в прошлом 2010 году. Тогда назначили дату для помпезного открытия дороги – 11 ноября, - и строители старались во что бы то ни стало успеть к приезду важных гостей. Прибыл Белых: теперь эта трасса – его гордость, так как достроили ее именно при его «правлении».

И конечно же, он сказал, что пуск дороги в эксплуатацию – большое событие для Кировской области в целом, что теперь трасса будет связывать такие социальные объекты, как школы и больницы с районным центром, а предприятия смогут выбирать между железной дорогой и автомобильной трассой. Отчасти он прав, так как еще год назад до Опарино можно было добраться либо по «зимнику» (только 4 месяца в году), либо по железной дороге, либо в объезд через Котельнич и Даровской (по «бетонке»), проехав до пункта назначения не 180 км, а почти в два раза больше. Ради долгожданной дорожной радости областное правительство «выпросило» у федералов почти 579 млн рублей (по программе «Модернизация транспортной системы России»). Аргументы прозрачны: XXI век на дворе, а в Кировской области три района не соединены дорогой с областным центром.

Однако счастье оказалось неполным – на асфальт средств не хватило, и сегодня трасса, заканчивающаяся на Опарино и обнажающая дальнейшее бездорожье и лес, «приглашает прокатиться» лишь по щебеночному покрытию. Зрелище весьма унылое: дорога, хоть и вполне цивилизована (со знаками и даже остановкой), но достаточно безлюдна и «не богата» транспортными средствами. За время часовой прогулки по ней не удалось встретить никого, кроме пары грибников, вышедших с той самой потенциальной дороги до Лузы. При этом поезд, следующий до Опарино и дальше, набит битком. И это с утра, в будний день. Щебеночную дорогу, население, похоже, не жалует.

Встречающийся по пути в село водитель местного «уазика» на вопрос о том, доволен ли он появлением дороги, отвечает, что качество ее плохое и ездить по ней не хочется, лучше по объездной, по «бетонке». Другой житель Опарино, ремонтирующий у дома свою «буханку», тоже не в восторге: «В самом селе бы сделали дороги, все равно дальше до Лузы строить долго еще не будут – денег-то нет».

И все же – что-то кардинально изменилось с появлением новой дороги, если многие все равно предпочитают ездить на поезде? После сдачи участка в ноябре 2010 года Альберт Запольских, глава департамента дорожного хозяйства, транспорта и связи Кировской области в интервью одной из кировских газет сказал: «Цены на продукты в Опарино стали снижаться, появились новые предприниматели, которые стали завозить более дешевую продукцию, повысилась цена на коммерческую недвижимость и земельные участки, предназначенные для торговли». Однако те жители поселка, с которыми нам удалось поговорить, не заметили какого-либо снижения цен на товары, зато посетовали на то,  что крупногабаритного транспорта, шума и пыли от него стало больше. Подобные жалобы часто стали поступать в последнее время в сельскую администрацию (на улице жара, а тут еще и эти фуры).

Кроме того, по новой дороге все еще невозможно добраться до Кирова на автобусе: только три частных предпринимателя возят жителей на такси по цене 250-300 рублей в одну сторону. Один из них, Владимир Быков, раньше сам строил эту трассу – работал на катке.

«Качество дороги оставляет желать лучшего, уже появляются ямки, от слоя щебня постоянно поднимается пыль», - говорит он. От такой дороги веселее не становится. Автобусное сообщение, говорят местные власти, может появиться уже в августе этого года, только вряд ли цена за проезд будет дешевле, чем на такси. При этом на поезде билет в одну сторону стоит 180 рублей, но дорога занимает 5 часов, а не 2, как по новой трассе. Вот и выбирай из двух зол.

Не сильно жалуют трассу и лесники – те, кто возит лес маленькими партиями, пользуются ею, но бизнес покрупнее предпочитает или «бетонку» или железную дорогу. Иначе, признаются они, трасса была бы просто разбомблена, поскольку по качеству она все же не приспособлена для всех видов транспорта.

До родства 150 км
А когда будет асфальт, который Белых, радостно улыбаясь на открытии трассы, обещал опаринцам? По словам первого заместителя главы администрации Опарино Виктора Сергеева, в областном правительстве сказали, что этот вопрос не будет рассматриваться до 2012 года, пока не появится дорожный фонд, в котором, возможно, найдутся деньги на эти цели. Местные жители, не веря в это, говорят, что пока не начнется строительство дальнейшей дороги на север, об асфальтировании этого участка вообще говорить не стоит.

Сейчас продолжения работ с нетерпением ждут жители села Альмеж, что находится в 56 км от Опарино. Казалось бы, их надежды должны вот-вот оправдаться. Запольских в том же интервью сказал, что проект на участок Опарино-Альмеж уже готов, экспертиза пройдена, стоимость строительства должна составить 1,1 млрд рублей. Деньги, конечно же, необходимо вновь «выпрашивать» у федералов, и этот процесс уже начался во время строительства дороги Вазюк-Опарино.

Однако на ближайший год ни ремонта, ни строительства в северной части нашей области не запланировано. К примеру, в перечень объектов, которые будут ремонтироваться по условиям государственно-частного партнерства, областным «транспортным» департаментом включены Афанасьевский район, Белохолуницкий, Верхошижемский, Вятскополянский, Кильмезский, Лебяжский, Оричевский, Пижанский и другие. Опаринскому, видимо, «надарили» подарков на годы вперед.

А Никита Белых, тем временем, написал, что берется за строительство дороги «Луза-Подосиновец-Скрябино-Опарино», и пусть это сообщение написано в твиттере и не пером, а топором его все равно уже не вырубишь. Речь идет всего-то о 150 км дороги, которые отделяют север области от областного центра. И если учесть, что в этом году строительство точно не начнется, то остается у нашего губернатора всего 2 года. Напомним еще раз для сравнения, что общая протяженность участка Вазюк-Опарино составляет примерно 26 км, а строили его три года – с 2007 по 2010.

– При нынешних технологиях можно все, в том числе и уложиться в эти сроки, - считает Виктор Сергеев. - Мы и эту трассу в общей сложности не долго строили, было просто множество препятствий. Надо учитывать то, что местность в этом районе имеет высокую степень заболоченности, приходилось постоянно делать выборку торфяного грунта с заменой на новый. Кроме того, дорога проходит по старому «зимнику», что тоже создает определенные неудобства в стройке. Некоторые подрядчики, «сломав зубы» на будущей трассе, просто отказывались работать дальше. Приходилось искать новых. Дорогу на Лузу ждут такие же сложности. Но она очень нужна: сегодня, чтобы добраться до города, водителям приходится объезжать либо через Вологодскую область, либо через Костромскую, наматывая при этом  лишние 450 или даже 650 километров.

Пока что жители Опарино пытаются освоить то, что есть, не веря, что когда-то они смогут спокойно на автомобиле доехать до ближайших северных соседей. «Я лично строил эту дорогу, работал на грузовом автомобиле, - рассказывает житель поселка Сергей Говоров. -  Работать приходилось иногда и по 12 часов в сутки – строили быстро, зарплата была соответствующая и я надеялся, что и в дальнейшем стройка продолжится, но пока все замерло».

И жизнь в поселке после праздника, обрадовавшего жителей больше, чем новый год и все дни рождения вместе взятые, вновь пошла своим чередом. Теперь они соединены с цивилизацией тремя путями, только ничего особенно нового опаринцы не ощутили: повидали губернатора, обзавелись такси, и построили новую заправку. Больше ни на что и не надеются. И, наверное, правильно делают. Хоть Никита Белых и заявил, что в настоящее время в планах дорожного строительства он выделяет три стратегических направления: северо-западное (Опарино – Скрябино – Луза – выход из области), южное (Вятские поляны – граница Удмуртии) и строительство так называемого «западного обхода» Кирова, пока даже на самое главное у региона денег нет.

Быть может, поэтому Белых попросил депутатов на недавнем Заксобрании не «обнулять» для автовладельцев транспортный налог, что предлагалось ранее. Посчитав, что при этом дорожный фонд потеряет почти 800 млн рублей, он сказал – если «обнуляем», дороги не ремонтируются. Вот и получился очередной замкнутый круг – слишком красиво все было у губернатора на словах, слишком много несоответствий на деле. А тем временем, северные районы области – Лузский и Подосиновский – все еще остаются более близкими к соседним регионам, чем к своему родному. А на дворе XXI век. Только какая же модернизация, какие инновации, когда дорог нет.

Елена Окатьева
lena_vuali@mail.ru

VK TW
оставить комментарий
Спасибо за комментарий! Он будет опубликован после модерации
Текст сообщения
Перетащите файлы
Ничего не найдено
Защита от автоматических сообщений
 

Также читайте