Права без ответственности: эксперты и бизнес — о регулировании рынка автошкол Кирова

Права без ответственности: эксперты и бизнес — о регулировании рынка автошкол Кирова

Анастасия Белова 06.10.2025 12:00:13 1669 0

В Кировской области ищут системные решения для борьбы с высоким уровнем аварийности с участием новичков за рулем. Инициатива о создании в регионе ассоциации автошкол, прозвучавшая на заседании Общественной палаты региона, стала ответом на тревожную статистику и попыткой разорвать порочный круг, когда водительские удостоверения получают те, кто к этому не готов. Бизнес-сообщество видит проблемы и пути их решения глубже.

Цена быстрых прав

Поводом для дискуссии на заседании комиссии Общественной палаты по безопасности и взаимодействию с правоохранительными органами стали шокирующие цифры: в 2024 году более 100 ДТП совершили водители со стажем менее года. В результате этих происшествий 6 человек погибли и 63 получили ранения. «Количество ДТП крутится вокруг 5-6 автошкол, выпускники которых совершают основную часть транспортных происшествий. Эти школы требуют особого контроля», – заявил председатель комиссии Евгений Сметанин.

Позднее тему продолжили в эфире радио «Киров Град»16+, где председатель комиссии расставил ключевые акценты, объяснив, почему проблему нельзя решить без консолидации самого профессионального сообщества.

Он сразу напомнил о целях государственной программы «Безопасные качественные дороги», одной из ключевых задач которой является значительное снижение смертности на дорогах. Однако, несмотря на колоссальные вложения в дорожную инфраструктуру области (по подсчетам Сметанина, почти 35 миллиардов рублей за последние шесть с половиной лет) проблему аварий со летальными исходами решить не удалось. «Дороги стали лучше, но смертность осталась на прежнем уровне. 70% ДТП – это вина водителей, когда они идут на прямое нарушение Правил дорожного движения. Корни всего в подготовке водителей», – констатировал Евгений Сметанин

Он обратил внимание на изменение контингента учащихся: сегодня это в основном молодежь в возрасте 17-25 лет, которая должна впитать основы культуры вождения и ответственности. «И вот это чувство нетерпимости к нарушению, оно должно быть сформированно у человека», – подчеркнул председатель комиссии.

При этом текущая система подготовки, по его словам, заточена не на формирование знаний, а на «натаскивание» на экзамен. «Идет не полноценный обучающий процесс, а идет натаскивание. То есть учат, как в общем-то, и при подготовке к ЕГЭ – научиться правильно ответить: зазубрить. А нормальный обучающий процесс, который включает многие компоненты, в том числе воспитание, отсутствует».

Одной из главных проблем председатель комиссии видит коммерциализацию процесса, когда автошколы заинтересованы в количестве, а не в качестве учеников: «Цена вопроса у нас сейчас – обучение стоит от 22-23 тысяч (в онлайне) до 40 тысяч. Коммерческое предприятие заинтересовано в увеличении количества обучающихся. А получится у выпускника в жизни или он будет попадать в сводки – никакой ответственности», – отметил гость эфира.

Снимок.JPG

По мнению Сметанина, разрозненность рынка и отсутствие профессионального диалога усугубляют ситуацию. Ранее такую роль отчасти играл Союз автомобилистов, но сейчас эта структура «потухла». «Мы пришли к выводу, что этого ничего нет. Хотя у нас очень много профессиональных сообществ, ассоциаций, объединений. А вот у автошкол – нет», – констатировал он.

Ассоциация автошкол Кировской области, считает Сметанин, могла бы стать инструментом консолидации бизнеса и власти, а также площадкой для выработки более высоких стандартов. «Ассоциация могла бы... формировать запрос к тому же ГИБДД: «Сделайте так, вот это было бы лучше». Или формировала бы запрос к органам власти... которые занимаются лицензиями, чтобы внести что-то дополнительное в лицензионные требования. Кроме автодрома и классов, может быть, нужен психолог, юрист», – предложил Евгений Сметанин.

При этом он отметил, что первая попытка пригласить владельцев ряда автошкол к диалогу провалилась: они уклонились. «Мы продолжаем работать в этом направлении. Уже есть люди, которые готовы за это взяться и попытаются продвинуть тему создания ассоциации. Конечно, будем встречаться и с ГИБДД, обсуждать эти вопросы, потому что задача, которая стоит в новом нацпроекте «Инфраструктура для жизни», должна решаться. А это не только асфальт и километры дорог, это и водители на этих дорогах и их культура вождения», – резюмировал Сметанин.

Взгляд изнутри: мнения предпринимателей

Представители автошкол признают наличие кризиса, однако их взгляды на его причины и пути решения значительно расходятся.

Алексей Сокерин.JPGАлексей Сокерин, директор автошколы «Автоинлайн», видит проблему в фундаментальных экономических и кадровых условиях. «Чтобы кардинально улучшить качество обучения в автошколах, необходимо поднять стоимость обучения до 90 000 рублей. Эти средства тратить на достойную зарплату инструкторам – только тогда с них можно будет по-настоящему спросить. Главная проблема – кадровая, из-за мизерных окладов». При этом он считает необходимым увеличить срок обучения минимум до 3,5-4 месяцев и вводить более жесткий внутренний контроль: «Чтобы подготовить ученика как с теоретической, так и, главное, с практической точеки зрения. И нельзя допускать учеников за руль, пока они в полном объеме не освоят ПДД – не зазубрят билеты, а именно поймут правила. Обязательно, считаю, нужны письменные зачеты».

Руководитель автошколы указал и на пассивность самих учеников: «Многое зависит от подхода к обучению самих учеников. Часто люди выбирают автошколу по принципу «где ближе и дешевле», как на рынке: купят ли они гнилые помидоры за 50 рублей или хорошие за 80? Сегодня у многих нет времени на качественное обучение из-за семьи, работы или учебы, да и лень мешает. При этом часто сама школа не настаивает на полноценной подготовке. Для контроля качества нужны "подставные" ученики, которые дадут объективную оценку работе инструкторов. К тому же городу остро не хватает современного автодрома, особенно в нашем районе – я уже несколько лет пытаюсь этого добиться».

При этом Алексей Сокерин прогнозирует естественное ужесточение системы в ближайшем будущем: «Люди сами выбирают свой путь, но в регулировании сдачи экзамена скоро произойдут изменения. К примеру, уберут из общего доступа экзаменационные вопросы, появятся новые, о которых никто не знает. Изменят более 100 вопросов. И вот тут будет другой подход – не все школы с этим справятся. Думаю, это хотя бы частично заставит автошколы поменять свой подход к организации обучения».

Снимок1.JPG

Наталья Солодянкина.JPGНаталья Солодянкина, руководитель «Автошколы ВятГУ», скептически оценивает саму идею ассоциации: «Идея создать ассоциацию автошкол региона, исходя из опыта Всероссийской ассоциации автошкол, ни на что не влияющей, считаю нецелесообразной. Они не помогают ни с качеством обучения в регионах, ни с решением вопросов с ГИБДД, ни с законодательством. Всё сводится к разговорам, а итог предоставления услуг обучения в автошколе был и остается личной ответственностью самой автошколы».

Вместо создания новой дискуссионной площадки, эксперт предлагает внедрить реально работающие механизмы контроля и мотивации: «Вместо этого нужна реально работающая структура, которая будет контролировать ведение статистики ГИБДД аварийности выпускников за первые два года – не с позиции "кто сдал экзамен с первого раза", а именно с позиции безаварийности. Такая информация должна быть достоверной и публичной. Думаю, это станет мощнейшим инструментом для качественных школ: ученики начнут выбирать не по "проценту сдачи", а по "проценту выживаемости"». Она также выступает за мониторинг «живых», а не сфабрикованных отзывов и установление единой по региону стоимости обучения.

На законодательном уровне Наталья Солодянкина видит необходимость реформ. «Во-первых, с точки зрения изменения программ и увеличения сроков обучения до полугода-года. Во-вторых, считаю правильным введение многоуровневой системы выдачи прав. На первые два года выдавать временные водительские права с определенными ограничениями, к примеру, запретом на управление автомобилем в ночные часы, выезд на трассу и так далее. После двухлетнего безаварийного стажа можно сдать усложненный экзамен для получения полных прав. Это создаст стимул у выпускников соблюдать ПДД, доучиться в автошколе, если не хватает навыка управления. А страховые компании должны поощрять таких водителей с безаварийным управлением в течение двух лет бонусами».

Ключевой задачей она считает работу с сознанием потребителей. «Сегодня действительно за правами идет много молодежи. Как руководитель автошколы, я убеждена, что сегодня ключевая задача – работать с сознанием потребителей: учеников, их родителей, выпускников. Важно донести до учеников и их родителей, что они приходят в автошколу за знаниями и навыками, а не за тем, чтобы просто заплатить и без желания и трудолюбия получить права. Мы должны продвигать в массы мысль, что водительское удостоверение – это не финиш, а лишь начало водительского стажа, а качественное обучение и дополнительные занятия – это не дополнительные траты, а инвестиция в собственную безопасность и безопасность окружающих. Приходя в автошколу, ученики должны ценить не скорость обучения и дешевизну, а реальное качество подготовки».

Снимок2.JPG

Наташа Форт.JPGНаташа Форт, основатель женской автошколы «GIRL&CAR», считает, что проблема носит системный характер и требует фундаментального пересмотра подходов. «Перекладывать ответственность за существующие проблемы на автошколы или только на ГИБДД – это удобный, но поверхностный подход, который проблему не решит. Единый стандарт для всех уже существует – это правила дорожного движения и экзаменационный регламент. Диалог с ГИБДД всегда открыт, и нет никаких препятствий для прояснения спорных моментов. Что касается прав бизнеса, то они не нарушаются при условии, что этот бизнес ведется честно и этично».

Комментируя ситуацию «натаскивания на экзамен», она подчеркнула, что нужно посмотреть шире: в отрасли – системный кризис: «Главная причина кризиса – это теоретические Правила дорожного движения, соответствующие европейским стандартам, и фактические дороги, которые не соответствуют правилам. Из-за этого несоответствия у новичков в голове страх, а у обучающих организаций не хватает компетентности и профессионализма, чтобы сделать из хаоса порядок». Она отмечает, что в таких условиях получение прав для некоторых кандидатов может растянуться на годы, если изначально был выбран неверный подход.

Наташа Форт уверена, что ключ к решению – в изменении парадигмы обучения. «Самое сложное действие – это вывести современного человека из состояния страха и хронической тревожности и вклинить его в скоростной поток, чтобы ему там было комфортно, – это задача высшего пилотажа». Для этого необходим принципиально новый подход, ориентированный на психологическую готовность, владение машиной и ориентацию в потоке.

Снимок3.JPG

При этом она предлагает конкретные и точечные изменения на федеральном уровне. «Для принципиального изменения нужны изменения в Правила дорожного движения. Ключевых и самых важных всего три, и если их проработать, это позволит сократить 98% проблем у всех». Во-первых, по мнению эксперта, необходимо уточнить некоторые термины и определения: «Например, что такое препятствие. Припаркованная машина не считается препятствием, поэтому при повороте направо мы вначале должны повернуть в препятствие, а потом его объехать, что вызывает бешенство всех окружающих водителей». Во-вторых, –уточнить некоторые знаки и разметку: «Например, сплошная полоса не имеет никаких причин для ее пересечения, а если едешь по узкой улице, приходится пересекать ее сотни раз для объезда препятствий, и все это считается нерегламентированными нарушениями».

Также Форт поддерживает идею публичного рейтинга автошкол по ключевым статистикам: безопасность, сдача теории и практики с первой попытки.

Итогом своей позиции она считает необходимость смены установки в сознании людей. «Нужно, чтобы у людей в голове произошла смена установки: вместо «сначала права получу, потом ездить научусь» – что рождает школы, обслуживающие этот спрос, и приводит к низкому качеству обучения, натаскиванию на экзамен и заучиванию маршрутов, – на идею «всему хорошо научусь и, как следствие, получу права». У людей с такими взглядами не возникает проблем, они развивают свои навыки, ментальные и психологические способности, легко сдают экзамен и не испытывают непреодолимых трудностей». Завершая разговор, Наташа Форт подчеркнула высокую миссию этой сферы: «Работа на рынке автошкол – это не просто бизнес, а миссия, которая требует от людей искренней увлеченности своим делом. Только те, кто горят идеей безопасности и качественного обучения, могут по-настоящему подготовить грамотных и ответственных водителей».

К слову, никого из опрошенных «Бизнес новостями» при написании материала руководителей автошкол на встречу в Общественной палате не приглашали. Вероятнее всего, на этом этапе позвали из числа тех 5-6 заведений, чьи выпускники совершают аварии.


Это один из материалов свежего печатного номера газеты «Бизнес новости в Кирове». Электронная версия номера по этой ссылке.
VK TW
оставить комментарий
Спасибо за комментарий! Он будет опубликован после модерации
Текст сообщения
Перетащите файлы
Ничего не найдено
Защита от автоматических сообщений
 


Также читайте