Стратегия ресторатора: интервью номера с предпринимателем Иваном Феофилактовым

Фото: Яна Лопатина.

Стратегия ресторатора: интервью номера с предпринимателем Иваном Феофилактовым

Юлия Усинская 06.10.2025 10:34:37 1101 0

«Если бы у меня было своё кафе, я бы сделал по-другому» — именно эта мысль, родившаяся на кухне в качестве наемного повара, привела его к созданию собственного бизнеса в сфере общественного питания в Кирове. В авторской программе Андрея Усенко «Разговор по делу»16+ на радио «Киров Град»16+ основатель кафе «Яйцо», «Santa Mozzarella» и ресторана «Сказки» Иван Феофилактов рассказал о том, как кризис изменил потребительские привычки, о ёмкости и динамике местного рынка, конкуренции, плюсах и минусах разных форматов с точки зрения их экономики, а также о собственных ошибках.

От идеи к первому бизнесу

Иван, один из миллиардеров в интервью сказал, что ресторанный бизнес — один из самых сложных. Как вообще приходят к идее открыть своё заведение в этой отрасли?

— Соглашусь с этой оценкой, бизнес действительно один из самых сложных. На самом деле, идея пришла не спонтанно. У меня есть профильное образование: четвертый разряд кондитера и третий разряд повара. Окончил техникум в 2008 году, и, параллельно учась и работая, пришло осознание: пора работать на себя. В то время в нашем городе было тяжело с общепитом. Вроде бы заведений хватало, но правильной работы со стороны собственников не было. Мы изнутри видели все минусы и ошибки. Всегда была мысль: «Если бы у меня было своё кафе, я бы сделал по-другому». Когда появились время и возможность, мы с братом посидели, подумали и в 2010 году приняли решение открыть что-то своё — суши-бар в Нововятске. Это был первый шаг, где я отвечал и головой, и руками за всё, что делал — за кухню, за работу с гостями.

Это были хорошие времена для открытия бизнеса? Вы оценивали состояние рынка перед запуском?

— В то время были прекрасные времена. И амбиции, и возраст позволяли кайфовать от того, что мы делали. Рынок не оценивали. Мы представляли, что такое маркетинговое исследование: посмотреть на конкурентов, в той ли мы нише, какая целевая аудитория. У нас это всё было на пальцах. Со временем, конечно, уже начали обращаться к профессионалам, но на тот момент посидели, на бумажке порисовали, вроде бы, ну можно в этом направлении, давай попробуем — и поехали.

Почему для своего первого дела вы выбрали именно суши?

— В то время это направление было очень популярным, да и у меня уже был почти трехлетний опыт работы поваром. Идея исходила от собственника ресторана: он спросил: «Ребята, кто хочет?». Мы ответили: «Мы хотим!» — и пошли учиться. Приехали ребята, которые в течение месяца нас обучали. Это оказалось несложно. Главное — соблюсти определенные правила по самым стандартным продуктам. То есть, если правильно, грубо говоря, сварить рис, то всё, можно работать без проблем. Поэтому именно суши. И да, в тот момент это было одно из популярных направлений. Очень хорошо пошло: буквально через полгода мы открыли второе заведение уже в Кирове.

Снимок.JPG

Поиск успешной формулы

После проекта «Сушилка» вы перешли к кофейням Julius Meinl. Почему этот опыт был переосмыслен в арт-кофейни?

— Оглядываясь назад, мы понимаем, что ошиблись с бизнес-моделью. Возможно, на тот момент не до конца понимали формат
завтраков или реализовали его неправильно. Стоило изучить, как работают конкуренты в других регионах. Изначальная идея была в качественном кофе и профессиональных бариста. Для понимания: чтобы проверить помол и количество зерна, бариста каждое утро выпивал чуть ли не по 10 порций разного кофе. Хотел добиться идеального качества. В итоге мы немного переосмыслили сам формат.

Затем появилась «Санта-Моцарелла». Это был первый проект, в котором мы обратились к профессионалам. Маркетолог помог прописать четкую концепцию, а с дизайнерами долго ходили вокруг да около названия, потому что они говорили: «Только исходя из названия мы можем вам создать концепт визуала». Думали над названием где-то месяц. Запустились в разгар пандемии в сентябре 2020 года. Было страшно и рискованно, но отступать уже поздно — ремонт начат, оборудование заказано. В то же время в разгар пандемии мы пыхтели, пыхтели, работали, тянули до последнего, но приняли решение закрыть какие-то нерентабельные точки, к примеру, бар «Фабрика» и идти дальше.

В чем заключалась концепция «Санта-Моцареллы» и как она родилась?

— Главная героиня — дровяная печь. Мы увидели, что в Кирове много доставки пиццы, но пиццу на живом огне делала, по сути, только «Мама Рома». Так и родилось решение: сделать свой проект с пиццей из дровяной печи. Это быстрый формат и живой огонь. Проект получился самостоятельным и непростым, хоть и не самым затратным.

Вы начинали с небольших кафе, почему следующим шагом стал запуск крупного ресторана «Сказки», учитывая, что общепит — и так сложный бизнес, а большой ресторан — это еще более амбициозная и рискованная история?

— Примерно через год после открытия «Яйца» у меня появилось желание зайти в центральную, историческую часть города. Год я пытался найти возможности и нужные контакты. Как это часто бывает, помог случай: ко мне пришла Анна Стрижова, сказала: «Ваня, я была в Кировском универмаге... Поехали смотреть». Ну и поехали смотреть. Помещение визуально было страшновато, но привлекала интересная историческая часть, старая постройка 1904 года.

Главной проблемой стали деревянные перекрытия. Мы с собственниками договорились, что заходим, но только если они сделают полы и потолок. В течение нескольких месяцев шли переговоры, и они согласились. Параллельно мы уже начали работу над дизайном и концепцией. Здесь пришло четкое понимание: проект не простой, он большой, амбициозный, и собственными силами уже не обойтись.

Насколько возрастает сложность управления при переходе от формата небольшого кафе к полноценному ресторану?

— С точки зрения операционных процессов, принципиально нового ничего не появляется. Те же бизнес-процессы на кухне и в зале, необходимость в шефе и линейном персонале остаются. Основное отличие — финансовая составляющая и масштаб.
В ресторане всё кратно увеличивается: количество посадочных мест, сотрудников, единиц оборудования. Соответственно, усложняется и весь технологический процесс приготовления блюд. Сложность не в сути, а в объёме.

Снимок2.JPG

Философия рынка

Какой сегодня рынок общепита в Кирове — сложный, конкурентный, комфортный... Это кишащий океан акул или мирный аквариум?

— Мы же все мирно живём, практически все друг друга знаем. Крупные игроки на рынке, они, можно сказать, даже друзья.

Если побыть в роли гостя, то по выходным очень сложно куда-то попасть. Если ты хочешь провести вечер с друзьями, с супругой, с детьми, это тебе нужно уже в среду, в четверг задумываться, куда позвонить, как забронировать. Но есть понимание, что посетителей всем хватит.

А конкуренция — она полезна. Мы всё равно смотрим по сторонам, смотрим на своих друзей, на конкурентов. У кого-то что-то почерпнем, у кого-то увидим хороший момент, у кого-то ошибки, и это также нам помогает эти ошибки избегать.

Правильно ли понимаю, что суши и пицца — это рынки, которые сегодня в основном держатся на доставке?

— Сейчас — да. А доставка начала очень активно развиваться, наверное, в 2014 году, по моим ощущениям. И с каждым годом она росла в геометрической прогрессии. На мой взгляд, сейчас именно ниша суши становится очень сложной и дорогой. Она низкорентабельная. То есть, если нет большого потока гостей и нет возможности правильно проводить аналитику по себестоимости продуктов, то очень тяжело работать.

Когда основатель бизнеса наконец чувствует: «Проект состоялся, я молодец, бизнес будет жить»?

— По моим наблюдениям, это ощущение приходит примерно в течение полугода после запуска. Хотя, если честно, сказать, что «я молодец»... у меня не получается. Когда всё уже запущено, команда работает, гости идут, а я прихожу в качестве гостя, у меня, наоборот, часто возникает чувство: чего-то не хватает. Но в тот же момент я слышу, как сотрудники собирают обратную связь, и гости говорят: «Очень красиво, интересно, необычно». И думаю: а почему вообще я должен это оценивать? Пусть лучше гости свою обратную связь дают.

Что для вас как для владельца важнее: доход от доставки или живое общение с гостями в зале?

— Вопрос сложный. Сейчас, наверное, уже непосредственно лучше быть тет-а-тет с гостем. То есть видеть гостя, ощущать его эмоции, слышать благодарности, слышать негатив. Потому что работа с негативной обратной связью позволяет любому предпринимателю меняться и улучшать сервис. Когда гости дают второй шанс и видят изменения, это особенно ценно. Конечно, позитивных отзывов намного больше, и когда их пишут, для бизнеса это как мёд на сердце.

Как вам в Кирове жить и вести бизнес?

— Мне в Кирове комфортно — я здесь родился и вырос. За последние два года город очень здорово преобразился. И визуально, и даже внутренне появилось ощущение спокойствия. Был в моей жизни момент, когда я планировал переезд. Как раз заканчивал техникум и горел идеей уехать в Питер. Город мне невероятно нравился: добрый, отзывчивый, с радушными жителями. Но в итоге так и не переехал. И знаете, я об этом не жалею.

Что касается бизнеса, то, конечно, любому предпринимателю хочется больше гостей, больше клиентов. И чтобы клиенты эти были добрые и отзывчивые. Пожалуй, это главное, чего бы хотелось. Больше хороших людей в бизнесе — что может быть лучше?


Это один из материалов свежего печатного номера газеты «Бизнес новости в Кирове». Электронная версия номера по этой ссылке.
VK TW
оставить комментарий
Спасибо за комментарий! Он будет опубликован после модерации
Текст сообщения
Перетащите файлы
Ничего не найдено
Защита от автоматических сообщений
 


Также читайте