«Не шибко богаты»
Чиновники Кировской области рассказали о проблемах региона в Совете Федерации в рамках посвященных нам дней. Не забыли они и попросить денег — в основном на дороги и ликвидацию «дыр» в бюджете. Сенаторы выслушали и обещали в ответ тоже попросить — за нас у правительства.
Не уникальные проблемы
Владимир Бакин, председатель комитета по бюджету и налогам ОЗС, высказал в Совфеде просьбу о возможности увеличения для области кредитов из федерального бюджета.
— Расходы бюджета региона за 2016 год составили 45,8 миллиарда рублей, но их надо сокращать в среднем на 10 миллиардов, - сказал Бакин. - Мы просили увеличить сроки предоставления бюджетных кредитов и их реструктуризацию на 20 лет. В 2017 году срок предоставления кредитов увеличен до пяти лет. А вопросы реструктуризации не решены.
Также он сказал, что на разбалансировку бюджета повлиял факт передачи на региональный уровень части новых полномочий, денег на которые из федерального бюджета выделяется не достаточно. При этом Бакин отметил, что собственные доходы бюджета региона выросли за последние пять лет — с 32 млрд рублей в 2012-м до 40 млрд рублей в 2016 году. Это произошло благодаря увеличению сборов НДФЛ, налога на прибыль и акцизов. Также Бакин отметил, что уровень бюджетной обеспеченности Кировской области сейчас один из самых низких в России — в ПФО по этому показателю мы находимся на 10-м месте.
Глава комитета по бюджету и финрынкам Совфеда Сергей Рябухин ответил, что проблемы Кировской области — не уникальны. А Юрий Росляк, аудитор Счетной палаты России, посоветовал нам подтянуть доходные источники, которыми можно управлять.
Миллиард на дороги
Также кировские чиновники просили у Совфеда помощи в получении денег на дороги. Об этом было заявлено на комитете по экономической политике. С докладом выступал и. о. министра транспорта Кировской области Сергей Мошногорский.
— Сегодня 332 километра дорожной сети с движением общественного пассажирского транспорта в области (протяжённость дорог всего 2490 км) работает в режиме перегрузки и требует реконструкции, - сказал он.
Особого внимания, по его словам, требуют четыре объекта. Так, на продолжение строительства путепровода в этом году требуется выделить еще 317 млн рублей. 606 млн рублей нужно вложить в очередной участок дороги Киров — Котлас — Архангельск. Также бюджетные трансферты требуются и на строительство автодороги «Западный обход Кирова». Кроме того, деньги нужны на реконструкцию здания аэропорта «Победилово». Мошногорский отметил, что область имеет низкий уровень развития транспортной инфраструктуры в связи с тем, что эта отрасль не получает достаточного количества финансов.
В Совфеде отреагировали на наши просьбы с пониманием и рекомендовали Министерству транспорта страны рассмотреть возможность выделения региону дополнительных средств.
— Мы хотели бы поддержать регион в требовании увеличить финансирование дорожного строительства, - сказал Юрий Неёлов, глава комитета. - Как палата регионов, мы всегда на стороне субъектов и понимаем, как сложно Кировской области. Конечно, бюджет уже утверждён. Но всё бывает, может, нефть повысится. Учитывая, что это субъект не шибко богатый, надеемся, если у правительства будут возможности, то их просьбу исполнят.
Замминистра транспорта Сергей Аристов, присутствовавший на комитете, сказал, что пока выделить средства в размере почти 1 млрд рублей нереально. При этом он добавил, что деньги на аэропорт просить вообще не стоит.
— Это частный объект. Не можете содержать, продайте, придёт инвестор. А на нас здесь даже можете не рассчитывать, — прокомментировал Аристов.
В итоге решено, что в рамках подготовки к празднованию 650-летия Кирова сенаторы будут рекомендовать правительству выделить 5,1 млрд рублей на модернизацию инженерно-технических сооружений и коммунальных сетей города.
Дороги селу
А на сельские дороги деньги в этом году точно придут — около 400 млн рублей. Об этом говорили на комитете по аграрно-продовольственной политике.
— В 2016 году государственная поддержка по улучшению жилищных условий была оказана 28 семьям из сельской местности, в том числе 21 молодой семье из 13 районов области, - рассказал Алексей Котлячков, и.о. министра сельского хозяйства региона. - Введено и приобретено 2,8 тыс. квадратных метров жилья. Построены четыре автомобильные дороги общей протяженностью 14,5 км.
В этом году строительство дорог будет продолжено — на эти цели выделено уже 397 млн рублей. Также Котлячков сказал, что в прошлом году был проведен капитальный ремонт в семи сельских школах и трех детских садах.
На том же заседании была поднята еще одна проблема — депутат регионального ОЗС Владимир Яговкин предложил включить в итоговое постановление комитета рекомендации к федеральному правительству по истреблению борщевика Сосновского на всей территории страны.
Сокращение в три раза
А на комитете Совфеда по регламенту и организации парламентской деятельности депутат Заксобрания Кировской области Юрий Балыбердин рассказал о мерах, которые предпринимались в регионе с целью повышения депутатской дисциплины. Так, скоро будет готов документ, в который войдут все правила этики депутатов. Кроме того, существенно сократится число их помощников — корректировки были внесены в данное положение еще в прошлом году.
— Если число помощников депутатов Заксобрания пятого созыва достигало почти 900 человек, то в действующем созыве их количество сократилось в три раза, — рассказал Балыбердин.
Вакцины для НАНОЛЕКа
Также в рамках дней региона в Совфеде «Национальная иммунобиологическая компания», входящая в госкорпорацию Ростех, и биофармацевтическая компания НАНОЛЕК подписали соглашение о сотрудничестве в области разработки и организации производства и развитии рынка педиатрических вакцин.
Теперь обе структуры намерены вместе создать полный цикл производства иммунобиологических препаратов, а также расширить национальный и региональный календари прививок. Кроме того, НАНОЛЕК планирует запустить производство вакцины «Совигрипп» для того, чтобы «Ницимбио» занялась его реализацией на рынках России и стран СНГ.
— В партнерстве с «Нацимбио» мы видим ряд перспективных возможностей: расширение портфеля вакцин, который является для нас приоритетным направлением; развитие научного и производственного потенциала в рамках биотехнологического кластера Кировской области, а также обеспечение нашей страны вакцинами, созданными с использованием самых современных технологий, - отметил президент НАНОЛЕК Владимир Христенко.
ППМИ всей стране
Регион решил похвастаться перед сенаторами и своей авторской разработкой — программой ППМИ. На комитете по бюджету и финансовым рынкам о нем рассказала и.о. министра соцразвития Ольга Шулятьева.
— Кировская область реализует Проект по поддержке местных инициатив 7 лет, - рассказала она. - Несмотря на сложную финансовую ситуацию области, главой региона принято решение о реализации проекта и в 2018 году.
В рамках предусмотренного финансирования в размере 230 млн рублей победителями ППМИ-2018 признаны 340 инициатив граждан.
В связи с этим наши чиновники предложили использовать данный опыт всем регионам, в федеральному бюджету также выделять на это средства.
— Сейчас ППМИ реализуется за счет средств населения, коммерческих организаций, районного и местных бюджетов. - сказал Олег Казаковцев, сенатор от Кировской области. - Наша глобальная идея заключается в том, чтобы эта практика распространилась на всю страну и для этих программ можно было бы привлечь средства федеральных бюджетов.
Подтянуть физподготовку
Председатель Совфеда Валентина Матвиенко поручила сенаторам поддержать все инициативы, исходящие от нашего региона.
— Подписание окончательного варианта постановления Совета Федерации по Кировской области планируется 12 апреля, – сообщил врио губернатора Игорь Васильев. – Очень важно, что мы ощущаем поддержку федерального центра по всем нашим вопросам. У меня есть уверенность, что рекомендации Совета Федерации помогут решить многие проблемы региона.
Матвиенко же отметила, что во время проведения дней Кировской области в Совфеде был внесен ряд «правильных и нужных законодательных инициатив».
Отметим, что председатель Совета Федерации после всех похвал высказала «серьезное замечание» команде Кировской области.
— Состоялись футбольные и волейбольные товарищеские матчи, - пояснила Валентина Матвиенко. - Команда Совфеда по футболу победила команду Кировской области со счетом 6:1... Давайте через год снова встретимся, прошу уделять внимание активному занятию спортом.
Замечание руководители делегации нашего региона услышали, согласились с ним и одобрительно кивнули. К слову, единственный мяч в составе нашей сборной забил руководитель секретариата председателя ОЗС Сергей Предко, Впрочем, не мяч погонять, конечно, ездили. А результатом надо считать другие «передачи» и «голы».
Елена Окатьева
Lena.okatieva@yandex.ru
Мнения
Вячеслав Ягдаров, председатель племзавода «Соколовка»:
— Деньги, о которых идет речь, по большому счету, выделены не на сельские дороги, а на муниципальные. Это разные вещи. Сельские дороги – это как артерии для деревень. Если мы хотим, чтобы село развивалось, чтобы машины быстро передвигались от одного пункта до другого и не ломались, нужно вкладывать в них деньги. Пока нам приходится делать это самим: грейдировать, посыпать гравием. И наши вложения зависят от того, какой бывает весна и как вода размывает дороги. Но вопрос хочется задать такой: почему в городские и федеральные дроги вкладываются миллиарды, а нам на сельские дороги не дождаться и миллиона. Мало того, что в деревнях нет никакой инфраструктуры, оттуда уезжают люди, нам еще и все приходится делать самим.
Олег Казаковцев, член Совета Федерации от Кировской области:
— Аэропорт сегодня является областной собственностью: никто нам не запрещает обозначить проблему его недофинансирования, но никто не обещает нам ответить на эту просьбу деньгами. То, что находилось в компетенции федерального бюджета - взлетно-посадочная полоса - было реконструировано. В остальном мы должны сами управлять этим имуществом, а если не можем этого делать, нужно искать инвестора или нового собственника.
С точки зрения транспортной инфраструктуры было обозначено несколько проектов: северная дорога (Опарино-Альмеж), проект Западного обхода (который требует в целом порядка 18 млрд рублей). Пока в этом году по ним Минтранс не окажет нам финансовой поддержки, поэтому мы будем сейчас работать над тем, чтобы сколько-то средств было заложено хотя бы в бюджет 2018 года.