Перейдет ли Киров в «цифру»?

Перейдет ли Киров в «цифру»?

604 0

Недавно Госдума на пленарном заседании приняла в первом чтении законопроекты, связанные с цифровой экономикой. Основная цель перехода экономики в "цифру" - избавиться от наличных. Это позволит перекрыть основные источники дохода преступных организаций, сделать экономику прозрачнее и сэкономить на процессе обращения наличных денег.

Что в России делается для перехода в «цифру», что тормозит процесс, каковы возможности и риски безналичного региона? Об этом на заседании ОПКО рассказал начальник отдела информационной безопасности министерства информационных технологий и связи Кировской области Иван Василевич. Напомним, это подразделение в правительстве региона работает с 1 апреля 2018 года.


Начальник отдела информационной безопасности министерства информационных технологий и связи Кировской области Иван Василевич.


Ограничения для «налички»

Процесс цифровизации стимулируется со стороны государства. Как рассказал Иван Василевич, в программу повышения роста экономики в 2018-2024 годах могут войти несколько правок относительно оборота наличных.

- Планируется ограничить продажи автомобилей, недвижимости и предметов роскоши через наличные, начав с суммы в 10 млн рублей, а также снизить ставку НДС для безналичных платежей. Каким будет снижение — пока не определено, - прокомментировал Иван Владиславович.

Он отметил рост объемов безналичных платежей в России: по данным ЦБ, в третьем квартале 2016 года россияне 3,4 млрд раз оплатили покупки картами в точках продаж. В третьем квартале 2017 года этот показатель вырос до 4,7 млрд раз. За год карты начали использовать на 38% чаще, привел данные статистики спикер.


Драйверы «цифровизации»

- Основными драйверами роста безналичных платежей со стороны потребителей выступают банки, которые предлагают клиентам множество платежных продуктов с дополнительными сервисами: кэшбэки, программы лояльности и так далее. Сервисы призваны стимулировать эмиссию карт и активность их использования, - пояснил Василевич.

Расширяется и диапазон способов оплаты: POS-терминалы уже умеют обращаться не только с банковскими картами, но и с платежными приложениями (такими, как Android Pay, Apple Pay, Samsung Pay).

- Торговым точкам тоже выгодно использовать безналичные расчеты: прибыль торговой точки при введении эквайринга в среднем увеличивается на 15–30%. Посетители магазинов могут отказаться от покупки, если у них нет в кошельке нет наличных, - сообщил начальник отдела.

Прибыль торговой точки при введении эквайринга в среднем увеличивается на 15–30%.

Основные тренды

Среди основных трендов последнего времени назвал несколько. Основной из них - запуск национальной платежной системы «Мир».

- Система должна замкнуть все денежные переводы внутри страны в обход международных сервисов. Карту «Мир» в первую очередь выдается бюджетникам. Это позволяет стимулирует переход на безналичные расчеты со стороны пожилого населения, которое склонно к использованию наличных, - пояснил спикер.

Широкое развитие и распространение получила технологии NFC - бесконтактная оплата через телефоны и другие устройства. Третий тренд — появившееся поколение людей, которое "любят технику и умеет ей пользоваться". Это поколение задает тон на рынке услуг и пользуется любыми доступными технологиями. Пожилые люди тоже постепенно переходят на пластиковые карты.

Помимо этого, в Россию стала проникать система оплаты с помощью QR-кодов. К примеру, популярные системы и сервисы — «Сбербанк», «Яндекс.Деньги», РЖД — позволяют оплачивать услуги через штрих-код, отсканировав его через телефон приложения.

На «безнал» переходят многие структуры, в том числе с госучастием. К примеру,  «Почта России» устанавливает в отделениях, расположенных в небольших селах и небольших городах страны, POS-терминалы, которые позволят людям платить за услуги безналичным способом и снимать наличные. Центральный рынок Москвы этой весной полностью перешел на прием безналичных платежей.

- Активно развиваются проекты городских карт — в Санкт-Петербурге, Москве, Казани, Ульяновске, Нижнем Новгороде. С их помощью уже во многих городах, в том числе и в Кирове, можно оплачивать проезд в общественном транспорте. Многие уже успели оценить данный сервис, число пассажиров, активно использующих карты для оплаты, растет, - продолжил Василевич.

QR-коды

Он добавил: к сожалению, технология применима не везде. От нее пострадают уличные торговцы, музыканты и официанты, которые все чаще остаются без чаевых.

- На самом деле проблемы официантов и предпринимателей, оставшихся без чаевых, можно решить с помощью QR-кода. В Китае эта технология позволяет купить яблоко у торговца на рынке, просто считав его QR-код своим телефоном. Подобной технологией уже заинтересовались в платежной системе Visa и ряде других компаний, - продолжил Василевич.

Основная идея технологии заключается в том, что она позволяет исключить из цепочки традиционный POS-терминал, а единственным требованием к смартфону пользователя является наличие камеры и доступа к Интернету. Инициализация платежа происходит с помощью специального QR-кода в торговой точке. Клиент сканирует код с помощью приложения, самостоятельно указывает сумму трансакции и проводит оплату, а продавец получает подтверждение, пояснил суть работы технологии эксперт.

В Китае технологии позволяют купить яблоко у торговца на рынке, просто считав его QR-код своим телефоном. Фото: www.lktricks.com

Мировые примеры

QR-коды — основная система оплаты в Китае. «Виза» и «Мастеркард» туда зайти не могут, поэтому в стране разработали свою альтернативную систему (инициатором выступила AliPay — QR-код стал «деньгами» для аудитории Alibaba, а за счет огромной аудитории система пользовалась спросом и получила развитие). Наличные в Китае были популярны до 2014 года. Потребовалось всего три года, чтобы большинство жителей страны переехали на мобильные платформы.

В этой стране пошли дальше. Вместо обычных пластиковых карточек правительство внедрило многофункциональные смарт-карты. У каждого жителя есть свой ID — пластиковая карточка, которую выпускают госучреждения, работодатели или вузы. Это универсальный идентификатор — паспорт, пропуск, диплом, разрешение на работу и банковское приложение для оплаты услуг. Для приема ID-карточки нужны POS-терминалы. В России планируется запустить электронный паспорт, который будет объединять и банковское приложение.

От наличных платежей практически отказались в Швеции: сейчас лишь 2% платежей производятся с помощью наличных, а принимает их менее 20% магазинов. Кстати, переход на безналичные платежи в Швеции подтолкнул преступление. В 2009 году в Стокгольме ограбили крупную инкассаторскую фирму: преступники высадились с вертолёта на крышу здания и украли около 1 млрд крон (примерно €100 млн). В банках банально начали заканчиваться купюры, что и вынудило перейти на безналичные расчеты.

Это снизило и преступность. В общественном транспорте запрещены наличные, потому что водителей часто грабили. Кроме того, малый бизнес Швеции полностью перешёл на безналичные расчеты, и даже в церквях принимают банковские карты, продолжил приводить примеры из мировой практики Иван Владиславович.

В результате угроза ограблений банков, водителей общественного транспорта и торговых точек практически ушла. Так, в 2008 году полиция зарегистрировала 110 грабежей банков, а в 2012 — только пять. В ближайшем будущем страна планирует ограничить размер оплаты наличными до 70 крон (примерно €6) — в этом случае в Швеции на наличные можно будет купить разве что пару газет.

Во Франции более 92% платежей — безналичные, а банковской карточкой пользуются 70% населения. Наличными в основном расплачиваются за мелкие покупки, средний чек — 25 евро. Также лидерами в отрасли являются Великобритания и Турция. В Турции практические весь туристический сектор перешел на безналичные платежи.

Проблемы и риски

Вместе с развитием технологий свои методы работы совершенствуют и мошенники. К примеру, новые способы обманов появляются в сфере социальной инженерии. Количество жуликов, пытающихся под видом сотрудников банков выудить персональные данные у пользователей соцсетей, в 2017 году, выросло вдвое.

Одна из схем такова: клиент банка оставляет в соцсетях вопрос или жалобу. Сотрудник кредитной организации обычно отвечает в течение нескольких часов. Мошенники же реагируют куда быстрее. Буквально через несколько минут клиенту приходит сообщение в "личку" якобы от сотрудника банка. Предлагая помочь, он пытается получить доступ к онлайн-банкингу клиента. Например, для повышения уровня доверия может инициировать отправку на мобильный телефон клиента одноразового пароля - для этого нужен лишь логин для входа в личный кабинет. По статистике, чаще всего злоумышленники действуют в сети "Вконтакте". Одна из последних схем кражи денег в интернете - использование демо-версий интернет-банков.

Мошенники очень быстро реагируют на новые технологии, но и правоохранительные органы тоже не остаются в стороне. Так, весной этого года был арестован лидер нашумевшей преступной группы Cobalt, но сама группировка продолжает действовать.

«Работают современные технологии»

Сейчас оплата по безналичным становится все более безопасной, подчеркнул Иван Василевич. Так, многие банки используют системы защиты для реагирования на подозрительные операции. И подозрительные транзакции достаточно быстро блокируются.

- Недавно пытался купить через онлайн билеты в Большой театр. Мне банк не сразу позволил это сделать. Пришлось звонить, называть кодовые слова, только после этого транзакцию разрешили. Это работают современные информационные системы, - поделился примером из жизни глава министерства информтехнологий и связи Юрий Палюх.

Как рассказала зам. управляющего Кировским отделением Сбербанка Марина Белокрылова, за счет подобных действий многих клиентов удается уберечь от обмана.

- По одной из сделок заблокировали транзакцию. Почему? Мы выяснили, что за последние несколько недель в адрес потенциального покупателя уже прошли подобные суммы.  В итоге клиент остался со своим товаром и деньгами. Или ище случай. Пришла клиент за крупной суммой наличных. Спрашиваем: для каких целей? Делаем это не потому, что нам жалко выдать, а оцениваем, не рискует ли клиент деньгами. Выясняется, что деньги нужны в долг под залог каких-то шуб. Абсурдная ситуация. Сотрудники банка вызвали полицию, разобрались. В итоге женщина свои деньги сохранила. И таких ситуаций очень много, - рассказала представитель банка.

Она добавила, что в таких случаях оперативно подключается и колл-центр, и очень многих мошеннических вмешательств удается избежать.

Мошенники очень быстро реагируют на новые технологии, но и правоохранительные органы тоже не остаются в стороне.

Для борьбы с мошенничеством внедряются даже биометрические технологии. Как рассказала руководитель по продажам ПАО «Почта Банк» Анна Новоселова, в банке биометрия внедрена с 2015 года. Идентификация ведется не просто по паспорту, а фотографируется лицо. Биометрия связана как с нашей базой, так и с базой мошенничества.

- Благодаря этому в 2017 году «Почта Банку» удалось предотвратить совершение порядка 10 тысяч мошеннических сделок объемом более 1,5 млрд рублей. К сожалению сотрудники не всегда могут идентифицировать клиентов с поддельными паспортами. Биометрическая система устроена так, что определяет человека по основным чертам лица, которые не меняются — бровям, скулам, даже если у него макияж или головной убор. В базу занесены все лица, которые пытались вывести деньги или пользовались мошенническими операциями. Биометрия работает и для наших сотрудников, - отметила Анна Новоселова.

Это удобно

Все способы таких преступлений направлены на получение у пользователя конфиденциальной информации – номера карты, кода с обратной стороны, ФИО пользователя.

- Если эта информация становится известна злоумышленнику – велика вероятность, что деньги со счета уйдут, - рассказал начальник отдела Управления уголовного розыска УМВД России по Кировской области Алексей Шатунов (подробнее - здесь).

Как отметил Юрий Палюх, в 99 % случаев хищения денег связаны с низкой культурой пользования безналичными средствами оплаты.

Людям все время нужно разъяснять, где заканчиваются публичные сведения о безналичных счетах, а где начинается скрытая часть: цифры кода для банковской карты, пин-код от нее, номер телефона, пояснил министр.

Юрий Иванович дополнил, что обсуждаемые на "круглом столе" технологии есть в Кировской области. К примеру,  для упрощения оплаты услуг действуют QR-коды. QR-код не содержит информацию о человеке. Это лишь идентификатор, по которому данные о человеке находят в информационных системах, подчеркнул Юрий Палюх. С помощью QR-кода оплачиваются услуги ЖКХ. На сегодня это есть. Аналоги идентификации личности человека - СНИЛС (подробнее об этом - в недавнем интервью Юрия Палюха "Бизнес Новостям").

Все эти технологии становятся безопасными, просто необходимо продолжать повышать культуру пользования безналичными платежами.

- Человек пользуется безналичными способами оплаты, если ему это удобно. Мне, например, удобно пользоваться для безналичных платежей телефоном. Так делают везде, и Киров в этом плане не отстает. Аптеки, магазины... Нужно, чтобы везде была возможность оплачивать покупки или услуги телефоном. Многим эту удобно, - добавил министр.

VK TW
оставить комментарий
Спасибо за комментарий! Он будет опубликован после модерации
Текст сообщения
Перетащите файлы
Ничего не найдено
Защита от автоматических сообщений