Территория развития
В очередном выпуске "Разворота на бизнес" говорили о том, что даст и уже дал статус ТОСЭР районам Кировской области.
Губернатор Кировской области Игорь Васильев недавно заявил, что Белая Холуница станет последней созданной в России территорией опережающего социально-экономического развития. Всего их в настоящее время 50. В очередном выпуске «Разворота на бизнес» говорили о том, что даст и уже дал статус ТОСЭР нашим районам.
Участники программы:
- Олег Прохоренко, начальник отдела по связям с общественностью Кировского филиала «Т Плюс», ведущий «Эха Москвы» в Кирове (радио «Киров Град», 16+)
- Светлана Занько, главный редактор «Эха Москвы» в Кирове (радио «Киров Град», 16+)
- Наталья Кряжева, министр экономического развития и поддержки предпринимательства Кировской области
- Татьяна Телицина, глава Белохолуницкого района
- Елена Лебединцева, первый зам. главы города Вятские Поляны
Светлана Занько: Для начала напомните, в чем отличие ТОСЭР от промпарка?
Наталья Кряжева: ТОСЭР — это территория, которая ограничена границами моногорода. Такое понятие используется на федеральном уровне и оно более широкое с географической точки зрения, чем промпарк. Промпарк — это небольшая часть в рамках границ города, к примеру, Вятские Поляны. Сама его территория гораздо шире. Возможности, которые предоставляются бизнесу в рамках ТОСЭР, тоже шире.
Олег Прохоренко: ТОСЭР предполагает льготы по налогобложению, взносам и так далее. В советское время были развиты особые экономические зоны, где тоже действовали какие-то режимы максимального благоприятствования. Сейчас, как я понимаю, они ушли в небытие и не создаются вновь. Между ними есть разница? И какие льготные благоприятные условия может предложить ТОСЭР в Вятских Полянах?
Наталья Кряжева: История создания ОЭЗ была связана с развитием возможностей для экспортеров. Если мы посмотрим их географию, это в основном касается пунктов, где созданы большие транспортные узлы. Понятие ТОСЭР действует уже в отношении моногородов. Это новый подход, новый стимул для развития таких территорий.
Что касается локации производств непосредственно на территории ТОСЭР, то здесь предприниматель может получить достаточно хорошие преференции. Их можно разделить на три части: льготы по линии федерального уровня, регионального и муниципального.
Конечно, интересны предложения, связанные со льготой по налогу на прибыль. Если, например, мы будем говорить о федеральной льготе, то налог обнуляется в течение первых пяти лет — с 3% до 0. Если будем вести речь о региональной составляющей налога на прибыль, то она в первые пять лет составляет 5%, далее поднимается до 10%. Это те денежные средства, которые должны направляться бизнесом на его дальнейшее развитие. Налог на имущество тоже обнуляется. Это уже история региональная. НДС — это заявительный характер возмещения. По взносам в пенсионный фонд предоставляются тоже очень серьезные послабления (например, с 26 до 6%).
Олег Прохоренко: Спросим у представителей администрации Вятских Полян, какие там есть локальные льготы.
Елена Лебединцева: Наталья Михайловна озвучила федеральную и региональную составляющую, но и на уровне муниципалитета мы обнулили земельный налог. Это хоть и небольшая доля, потому что выплаты по земельному налогу не сопоставимы, например, с выплатами во внебюджетные фонды, но она тоже стала дополнительным преимуществом.
Светлана Занько: С того момента, когда Вятским Полянам был присвоен статус ТОСЭР в октябре 2017 года, что изменилось?
Елена Лебединцева: Вятские Поляны всегда искали те меры, которые могут увеличить их инвестиционную привлекательность. И получение статуса ТОСЭР стало очень важным инструментом, позволяющим привлечь к нам новых инвесторов. За 2018 год несколько новых предприятий стали резидентами ТОСЭР: это производство толстостенной посуды ООО «Нур» (151 рабочее место), предприятие по изготовлению лифтовых механизмов и лифтов «Высота 43» (91 рабочее место). Они пришли к нам из других регионов — из Татарстана и из подмосковья. Третьим предприятием стало ООО «Стиплекс», которое изготавливает упаковку и утеплитель. Еще одно предприятие — «Сервисный металлоцентр ВП» (производство калиброванных прудков, полуфабрикатов из стали).
За 2018 год всего было создано 261 рабочее место. Инвесторы за год вложили в свои производства 77 млн рублей и получили выручку в размере 613 млн рублей. Конечно, мы рассматриваем эффективность ТОСЭР еще и с точки зрения пополнения бюджета. За 2018 год дополнительно в бюджет поступило 4 млн рублей.
Олег Прохоренко: Это несмотря на льготы по налогообложению?
Елена Лебединцева: И выпадающие доходы, и дополнительные средства, которые получаем, распространяются на федеральный, региональный и местный бюджеты. Та часть, которая касается местного бюджета, это НДФЛ. Поэтому у нас выпадающих доходов и не образовалось, мы только получили плюс в размере 4 млн рублей. Конечно, для города это огромное преимущество. И уже сейчас мы видим интерес новых инвесторов, которые рассматривают возможность захода на территорию города Вятские Поляны.
Светлана Занько: Когда говорят, что инвесторы приходят с других территорий, имеется ввиду, что налоги они платят не у нас?
Наталья Кряжева: Основное условие получения статуса ТОСЭР – регистрация на территории ТОСЭР. Раз регистрация, значит этот статус налогового агента со всеми вытекающими обязательствами, возникающими перед соответствующими региональным и местным бюджетами.
Светлана Занько: Промпарк в Вятских Полянах уже стал именем нарицательным. Его построили, деньги освоили, и туда никто не приходит. Или приходит и уходит. Введение статуса ТОСЭР повлияло на развитие промпарка или это параллельные процессы?
Елена Лебединцева: Думаю, это параллельные процессы. Да был период, когда слово «Промпарк в Вятских Полянах» звучало некрасиво, но за 2017 и 2018 год благодаря слаженной работе муниципалитета и правительства эта негативная тенденция была переломлена. Сейчас все шесть корпусов промпарка заполнены, нет ни одного пустого квадратного метра. Резиденты, которые там работают, надежные, они отчисляют налоги, набирают людей (преимущественного из города Вятские Поляны). Получение статуса ТОСЭР, конечно, способствует тому, что и промпарк работает, и инвесторы к нам заходят.
Светлана Занько: Если промпарк уже занят, а вы говорите, что к вам обращаются инвесторы, что вы им предоставляете? Какой бизнес ждете?
Елена Лебединцева: Инвестору можно зайти на территорию промышленного парка и построить там свои корпуса (земельные участки еще есть). Общая площадь промпарка 96 га, из них свободны 70.
Наталья Кряжева: Один из таких инвесторов, мы надеемся, к нам очень скоро зайдет. Он займется переработкой молока.
Олег Прохоренко: Как обстоят дела со свободными площадями для бизнеса в Белой Холунице? Уже ожидаете приход инвесторов?
Татьяна Телицына: ТОСЭР в Белой Холунице от ТОСЭР в Вятских Полянах отличается тем, что этот статус будет распространяться не только на город, а на все городское поселение. К Белой Холунице юридически прикреплено еще девять сельских населенных пунктов, и они все находятся в границах одного муниципального образования «Белохолуницкое городское поселение». Заявку на создание территории мы направляли на все поселение, поскольку в самом городе количество свободных земельных участков ограничено.
Светлана Занько: В Вятских Полянах есть промпарк. Есть технические зоны в самом городе, которые высвобождаются или стоят свободными. Провели ли вы инвентаризацию? Что представляет ваш запас площадей?
Татьяна Телицына: На сегодняшний день у нас сформировано уже 14 муниципальных земельных участков площадью более 40 га, которые мы готовы предоставить инвесторам.
Что касается самого города, у нас есть очень крупная промышленная площадка – база бывшего градообразующего предприятия «Белохолуницкого машиностроительного завода». Он находится в самом центре, туда подведена вся инфраструктура. Площадь территории составляет более 10 га. На ней есть как муниципальные земельные участки, так и частные, поэтому эту площадку также можно рассматривать потенциальным инвесторам.
Светлана Занько: Когда инвестор приходит в ТОСЭР, он должен размещаться только на муниципальной земле, или может контактировать с «частниками»?
Татьяна Телицына: Они могут размещаться на любой земле, находящейся в любой собственности. Главное условие – должны быть зарегистрированы на нашей территории и отвечать требованиям, которые будут предъявляться к резидентам ТОСЭР.
Олег Прохоренко: Какие это требования?
Татьяна Телицына: Резидентами ТОСЭР могут быть предприятия. Индивидуальные предприниматели не могут иметь статус резидента. Есть определенные условия: в первый год нужно вложить не менее 2,5 млн инвестиций. Конечно, перечень видов деятельности определяет само муниципальное образование, когда подает заявку. Мы определили 24 вида деятельности, конечно, отталкиваясь от особенностей нашей экономики. Так как 87% территории Белохолуницкого района покрыто лесом, то, конечно, один из видов экономической деятельности – это все, что связано с лесоводством, лесохозяйственной деятельностью (обработкой древесины, производством изделий из дерева). Отдельно заявлено производство мебели. Большой блок уделен пищевой промышленности, поскольку у нас в Белохолуницком районе и в городском поселении вообще ее нет.
Светлана Занько: Сколько живет ТОСЭР?
Наталья Кряжева: 10 лет. Далее идет продление. Хотела бы сделать акцент: когда мы говорим «инвестор в ТОСЭР», мы понимаем локацию конкретного производства. Чем он надежнее и больше строит, чем серьезнее подходит к имущественным и земельным вопросам, тем больше вероятности, что он останется и после окончания срока действия ТОСЭР никуда не уйдет.
Светлана Занько: Вам придется продлять статус ТОСЭР каждые 10 лет? Исходя их каких показателей? Наталья Кряжева: Сейчас это два принципиальных показателя: объем инвестиций и созданные рабочие места.
Олег Прохоренко: Моногородов в Кировской области много. Луза, Мурыгино, Стрижи – всего 11. Подобная преференция досталась только двум. Или будут другие программы, по которым моногорода смогут дальше развиваться и идти по пути привлечения инвесторов?
Наталья Кряжева: Лучшие примеры и практики на этих двух территориях ТОСЭР мы стараемся распространять и на другие наши территории. Мы готовы работать со всеми территориями, и мы с ними очень плотно работаем: не просто общаемся, а ездим туда и смотрим. Например, в Демьяново остро стоит транспортный вопрос там требуется строительство дороги для инвестиционных проектов. С каждой монотерритории мы стараемся выявлять те инфраструктурные ограничения, по которым можно активно работать по линии Фонда развития моногородов. Мы стараемся комплексно смотреть на эти территории.
Подготовила Елена Окатьева
lena.okatieva@yandex.ru