Почему сегодня бизнес не зарабатывает на отходах?

Почему сегодня бизнес не зарабатывает на отходах?

8619 0

По итогам исследовательских компаний за 2019 год в России уровень переработки твердых коммунальных отходов (ТКО) в общем объеме составил 7,5%. В основном это сортировка с выделением вторсырья. Все остальное вывозится на полигоны.

Участники «круглого стола» в Деловом центре Вятской ТПП выясняли, что сегодня тормозит развитие отрасли и мешает бизнесу получать из отходов доходы.

Проба на населении

Юрий Исупов:

- По итогу прошлого года региональный оператор вывез на полигон более 300 тысяч тонн отходов. Из них, по мнению экспертов, 40–45% составляют органические, которые не используются в переработке. Остальные – порядка 30–35% – макулатура, 6–8% – пластик, 3–4% – стекло и столько же – металл. Это часть отходов, которая может являться сырьем для переработки. В отдельных передовых регионах России в переработку идет до 70% таких полезных отходов.

Ольга Женихова:

- Система раздельного сбора включает две составляющие: сбор населения и бизнеса. Юридические лица самостоятельно устанавливают контейнеры, сортируют отходы, заключают договоры на их вывоз, тем самым уменьшая затраты на вывоз мусора на полигоны.

По поводу раздельного сбора мусора населения ранее были установлены «цветные» контейнеры. К моменту запуска реформы – 1 января 2019 года – организация, которая внедряла систему в городе, все свои контейнеры убрала. Аргументировала тем, что это экономически невыгодно. Сегодня в Кирове есть отдельные управляющие компании, домовладения, которые на своей территории внедряют раздельный сбор, самостоятельно устанавливают контейнеры и заключают договоры на вывоз мусора. Однако в общей массе население мусор не сортирует.

Нам необходимо понять, кто сегодня собирает раздельные отходы от населения, какие предприятия работают на этом рынке. Известным нам компаниям мы направили запросы, предложили легализовать деятельность, дать нам актуальную информацию об объемах сбора, чтобы внести данные в территориальную схему. Ни одно из предприятий ответ не дали.

Сейчас мы пытаемся точечно отработать механизм за счет внедрения пилотного проекта по установке контейнеров для раздельного сбора от населения. Ставка сделана на регоператора. При этом ИП и частный бизнес продолжает вывозить мусор от юридических лиц. Призываю ответственный бизнес проявить себя, выйти к нам с данными об объемах и характеристиках собираемых отходов, чтобы понять объемы, которые реально собираются не только от физических, но и от юридических лиц.

Рустем Хамидуллин:

- Для пилотного проекта мы сегодня говорим об установке 10 комплектов контейнеров – для пластика и бумаги. От общественников есть запрос на установку контейнеров для металла, мы пока от этого отказались. На нашей производственной площадке будем производить досортировку.

Требуется сырьё

Юрий Исупов:

- Когда эксперимент перейдет в другую стадию и предприятия начнут получать от регоператора вторичное сырье?

Рустем Хамидуллин:

- Сроки коммерческого запуска сегодня сложно оценить. Пилотный проект подразумевает наблюдение минимум полгода. С переработчиками мы готовы обсуждать объемы поставок в их интересах.

Ольга Женихова:

- Проект в промышленные масштабы перейдет после завершения эксперимента для населения, а реально заработает после появления объекта сортировки. То, что сегодня кладется в контейнеры, сразу использовать в переработку нельзя, поэтому досортировкой и займется регоператор.

Олег Первезенцев:

- Проблема сбора и переработки вторресурсов на территории Кировской области не сможет решиться быстро без отлаженного процесса сортировки и наличия крытых контейнеров для сбора ТКО. В Европе ни один контейнер не стоит в свободном доступе, все закрываются с помощью электронных ключей. Жильцы платят только за свой мусор. Это отлаженный механизм, который успешно работает. И необходимо материальное стимулирование участников процесса – на энтузиазме далеко не уехать.

Наша компания ежемесячно перерабатывает до 2,5 тысячи макулатуры. Собираемых объемов не хватает, приходится закупать в других регионах. В качестве ресурса требуется хорошая качественная и отсортированная в соответствии с ГОСТом макулатура: отдельно картон, отдельно – газета. Сортировку на предприятии сегодня организовать не имеем возможности: мы коммерческая организация, которая считает каждую копейку. И в данный момент в области переработки бумаги большие сложности с реализацией готовой продукции. Если вкладывать большие деньги в сортировку, рентабельность уйдет в ноль.

Мы также из вторсырья производим полимерпесчаную плитку – 2 тысячи штук в месяц. Реализуем по 350 рублей за штуку. Сравнимо с затратами на энергетику и выплату зарплат, которые фактически составляют себестоимость плитки. Планируем наладить производство бордюров.

На чем теряет бизнес?

Альберт Бикалюк:

- Озвучу темы, которые хочу обсудить с депутатами и внести в качестве предложений в правила благоустройства. Предлагаю обязать управляющие компании организовывать сбор макулатуры в каждом подъезде, как в Москве. В столице в каждом дворе стоят пластиковые контейнеры для раздельного сбора (ред.: в Москве проект внедряется за счет бюджета). В этом заинтересованы и переработчики сырья, которые не платят за его приемку.

Стоит вспомнить опыт времен СССР о невозвратной таре. В Европе все банки от воды, пива, напитков и т.д. сдаются обратно в магазин. Это организуют ритейлеры. Неужели мы на областном уровне не можем это сделать? Не хватает полномочий у области – депутатам Заксобрания надо выходить с законодательной инициативой на федеральный уровень, чтобы заобязать ритейлеров этим заниматься.

Считаю правильным запретить и продажу неразлагающихся пакетов. За рубежом норма – купить продукты и донести их до машины в руках или довезти на тележке, такова ментальность. Не спорю, что надо поддерживать производителей, но может, стоит просить переходить на разлагающиеся пакеты?

Игорь Чернядьев:

- Мы по собственной инициативе уже устанавливаем в подъездах ящики для сбора макулатуры. За их вывоз платим сотрудникам – эти же деньги, что и за вывоз мусора из уличного контейнера. Ящики устанавливали бесплатно для населения, за свой счет. Через два года после запуска проекта примерно 20% из них оказались испорчены. Устанавливали на ящиках и датчики – нашли способ удешевить их до 50 рублей, цены «симки». Проблема в том, что и это портят. Деятельность не приносит прибыль, и затраты себя не окупают – как минимум, в первое время.

В зависимости от фракций стоимость сырья разная. Если, к примеру, стоимость килограмма макулатуры 3,5 рубля, то килограмма газеты – 5 рублей. Сегодня большое количество переработчиков находятся в Казани, они заходят в каждый регион и увеличивают стоимость товара. Необходимо думать об увеличении числа местных переработчиков или их субсидировании, стимулировании. Мы сейчас пытаемся понять, на какую сферу переработки сделать акцент. Варианты есть, но к примеру, если заняться переработкой пластика, расходы коммерческого предприятия только на то, чтобы расплавить пластик, существенные. Сам процесс переработки ведет к потере любой прибыли.

Кому дать льготы?

Василий Зонов:

- В ноябре прошлого года мы запустили проект по сбору батареек от населения. Основная проблема в их сборе – логистика (занимает 60% всей работы). У нас логистика отлажена, поэтому на наших киосках – на сегодня их около 200 в Кирове и Кирово­Чепецке – мы установили ящички для сбора батареек. Ежемесячно собираем 1,5 тонны.

Когда начал реализацию этого социального проекта, не предполагал, что возникнет столько проблем. Сегодня мне предлагает переработку завод в Челябинске – «Мегаполисресурс». За килограмм первой партии взял по 110 рублей, плюс мы оплачиваем вывоз и доставку. Сейчас договорились до 80 рублей за кг. В настоящее время складируем все собранные батарейки в герметичные полиэтиленовые емкости. Что мне с ними дальше делать? Считаю, этот процесс должен финансироваться государством.

Рустем Хамидуллин:

- Могу подтвердить: это действительно дорого. На сегодня, кстати, заводов уже два – еще в Ярославле, переговорите с ними. Готовы обсудить с вами тему, условно, поделить доставку, потому что с ней у нас тоже возникает проблема. Ранее на доставку батареек мы – по решению учредителей – выделяли деньги из чистой прибыли предприятия. На конец марта деньги выбраны, поэтому возить бесплатно тоже нет возможности. У нас цена последней поставки составила 90 рублей за кг.

Юрий Исупов:

- Есть ли возможность компенсации работы по утилизации батареек за счет бюджетных средств?

Ольга Женихова:

- В установленные контейнеры несут много батареек. У «Куприта» лимит на их вывоз действительно иссяк. Как возить? Думаю, в рамках бюджета Кировской области вопрос не решить. В советское время населению платили за то, что ты принес и сдал вторсырье. Почему сейчас эта система не работает с батарейками, которые и заводу нужны как сырье? С точки зрения бюджета вопрос о выделении денег на транспортировку батареек необходимо дополнительно прорабатывать, но пока тема даже не заявлялась.

Власть заинтересована в поддержке инициативных предприятий, выполняющих социальную функцию по сбору и утилизации вторсырья. И в целом в поддержке предприятий, работающих на рынке. На сегодняшний день существует система льгот – по поддержке малого бизнеса, в сфере налогового, природоохранного законодательства, но кому их предоставлять? Их не могут получать предприятия, работающие в тени. Чтобы говорить о конкретных льготах и помочь бизнесу, мы, как я говорила, просили выйти на нас, заявить о себе. Может, тогда и сегодняшний разговор строился бы по-другому.

Места под эко-пункты

Виктор Крысов:

- Мы занимаемся установкой пунктов приема вторсырья, это опыт СССР. Во многом после встречи в 2017 году с представителями министерства установили первый – на площади Конева. Город дал разрешение всего на год. По себестоимости мы за это время вышли в ноль, однако под конец года объемы сбора вторсырья составили по 10 тонн в месяц. Собирали в одном месте и вывозили на сортировку. В дальнейшем выходили в город с инициативой установить такие пункты по городу, нас не поддержали. Сказали, что раскраска не вписывается в общую стилистику города. Предлагали другие места, например, у пескобазы в Радужном, где, считаем, такие пункты не будут востребованы. С передачей вопроса Министерству охраны окружающей среды вновь обращаемся с этим вопросом. Для установки одного эко-пункта надо 15 метров земли. По нашим подсчетам, на город таких вагончиков нужно 150, чтобы действительно уменьшить количество захороненного мусора, подлежащего переработке. Это также рабочие места. Кроме того, вторсырье принимается за плату, это компенсация людям затрат, которые они, так или иначе, платят регоператору.

Татьяна Демина:

Следующая наша идея для реализации – как раз организация такого эко-пункта. Я тоже выходила в администрацию с просьбой о выделении муниципальной земли. Муниципалитет на тот момент не отказал. Сказали: если мы готовы содержать этот экопункт, ухаживать за площадкой, то отчуждение земельного участка возможно.

Михаил Ковязин:

- Как председатель совета дома, предлагаю рассмотреть для установки таких пунктов придомовые территории. Точки по приему вторсырья приносят жильцам деньги в виде арендной платы. Вопрос необходимо прорабатывать в том числе с привлечением крупных управляющих компаний. Сегодня освобождаются площадки и на муниципальной земле, откуда массово убираются нестационарные торговые объекты. Если не получается установить на муниципальной – посмотрите придомовые территории. Наверное, проще договориться с домами, чем с муниципалитетом. Мое субъективное мнение – вряд ли вас пустят на хорошее место, а земли на придомовых территориях достаточно много.

Сегодня на раздельном сборе можно и нужно зарабатывать. Даже школы собирают макулатуру и сдают ее за деньги. Со стороны государства необходимо стимулирование, чтобы все на этом зарабатывали.

Посчитать нормативы

Ольга Женихова:

Сегодня в территориальной схеме обращения с отходами предусмотрены и раздельный сбор с населения, и установка пунктов сбора вторичных отходов. Это две системы, которые могут существовать параллельно.

По установке пунктов, помню, город идею поддерживал. Эту систему тоже необходимо развивать и поддерживать. Жаль, что вы сразу к нам не обратились и не сказали, что есть проблемы с городом. Мы понимаем, что население, которое несет отходы в такие пункты, одномоментно получает копеечку. За раздельный сбор мусора в контейнеры уменьшить плату можно только за счет вывоза отходов по факту – таково у нас сегодня тарифное регулирование. Тема активно продвигается на законодательном уровне – через установку контейнеров. Сегодня мы проводим замеры, которые позволят определить эти реальные нормативы. Действующие сейчас – 1,4 кубометра с человека – объективно самые низкие по России. Сегодня, по предварительным данным по Кирову, мы выходим на норматив в 2,2 кубометра с человека. Возможно, с учетом внедрения проекта по раздельному сбору они снизятся, может, и нет – все определим опытным путем. Поэтому и внедряем эксперимент, чтобы урегулировать все шероховатости.

Валерий Семенищев:

- Мы на последнем заседании рабочей группы по внедрению пилотного проекта говорили, что эко-пункты надо запускать уже сейчас. Объясню логику. Представитель «Экотека» озвучил, что они вышли на объемы сбора 10 тонн в месяц. Если такие пункты установить по всему городу, это позволит обеспечить грамотную сортировку мусора до приезда регоператора. В настоящее время ведутся замеры нормативов накопления, которые будут действовать в течение 5 лет. Если эко-пункты не установить сейчас, их показатели не учтут при определении нормативов. По факту люди будут сортировать мусор, относить его в такие пункты, а платить по новому нормативу – без оценки сортировки. Такой подход изначально оценивается с точки зрения выгоды регионального оператора.

Затраты можно предусмотреть в тарифной составляющей. На примере сбора батареек: сегодня их собирает «Ключ здоровья», стоят ящики от «Куприта» по городу. Если разделить суммы, необходимые для вывоза и утилизации, условно, получится по рублю с человека. Если эти суммы заложить в тариф – а регоператор неизбежно эти издержки заложит, плата за вывоз батареек незначительно скажется на тарифе, но это решение проблемы.

Ирина Петухова:

Необходимо разделять понятия. Все, что образуется в жилом помещении и выносится в контейнеры, – это ТКО, с ними может обращаться только региональный оператор. Установка контейнеров в рамках пилотного проекта – все это тоже ТКО. Как бы мы ни обсуждали, что кто-то другой может приехать и забрать эти отходы, – нет, это может сделать только регоператор. И я сразу хочу отсечь реплики о том, что министерство в сговоре с регоператором и старается увеличить его прибыль. Проект, который мы в свое время реализовывали с «САХом», показал его убыточность для оператора.

Если житель хочет разделять отходы, сдавать их в пункты сбора вторсырья, это по 89-ФЗ является отдельными самостоятельными видами отходов. Они не попадают в понятие ТКО. Министерство развитие этого направления также поддерживает, поддерживает установку пунктов для приема вторресурсов. В терсхеме это направление прописано, но это отдельные виды отходов, не ТКО. В дальнейшем вся работа и по раздельному сбору отходов в контейнеры, и по установке пунктов для приема вторсырья должна привести к развитию системы раздельного сбора в целом. И, по логике, к снижению нормативов. Но в настоящее время нам важно понять, каков реальный норматив накопления сейчас. Пока его нет.

Подготовила Юлия Усинская

VK TW
оставить комментарий
Спасибо за комментарий! Он будет опубликован после модерации
Текст сообщения
Перетащите файлы
Ничего не найдено
Защита от автоматических сообщений