Экономическая диверсия?

02.08.2020 21:19:00 9217 0

Предстоящий лесозаготовительный сезон может оказаться под угрозой срыва для экспортеров леса в Китай. Это связано с требованием китайской стороны к ввозу на свою территорию сырья. Правда, официально этих требований не видел ни сам бизнес, ни чиновники. Те и другие не видят и их целесообразности.

По инициативе чиновников

Тему обсудили в рамках комитета по лесопромышленному комплексу Вятской ТПП, который из-за коронавируса прошел в ограниченном составе. Инициатором встречи уже не в первый раз выступил не бизнес, а чиновники: Управление Россельхознадзора по Кировской области и Удмуртской Республике.

Напомним, в январе Китай ужесточил требования к ввозимой из России древесине. Неокоренная древесина сейчас должна обеззараживаться. Из Кировской области в КНР преимущественно отправляется береза, для которой из всех предложенных способов подходит лишь химическая обработка. Однако она проводится при температуре выше 10 градусов.

«Вся страна оказалась в подобной ситуации, пошли жалобы, поэтому в зимний период после переговоров Россельхознадзора с представителями страны-импортера была достигнута договоренность не проводить обработку до 1 апреля, пока этого не позволит делать температурный режим», – напомнила историю вопроса зам. руководителя управления Татьяна Холстинина.

И добавила: скоро новый лесозаготовительный сезон. «Вновь могут возникнуть сложности с отправкой сырья. Мы вновь уведомили грузоотправителей об этой ситуации. Нам вместе необходимо решить, как работать дальше», – сказала Холстинина, вновь подчеркнув, что это требования не со стороны Россельхознадзора, а со стороны КНР.

Ведомство также направило письмо в Республиканский фумигационный отряд (ред.: подведомственная структура Россельхознадзора) с предложением рассмотреть возможность создания условий (площадок, помещений) для обеззараживая на территории области. «От них поступило письмо, что это должен делать собственник продукции», – прокомментировала Татьяна Холстинина.

Участники совещания обратили внимание на аффилированность отряда с Россельхознадзором. «Обработку может вести любая аккредитованная организация, – пояснила Холстинина.

«Чистота сделки»

Строительство специальных ангаров для фумигации – очень затратное мероприятие и по финансовым вложениям, и по временным. Эти затраты бизнес не потянет. «Строить амбары нецелесообразно, – считает представитель ООО «Велвуд» Вячеслав Шутов, – Если у бизнеса нет возможности проводить фумигацию, может, организованно делать это на Дальнем Востоке или в Китае. Создать отдельное направление, чтобы у нас появилась возможность работать здесь и сейчас, строить планы. Сейчас лесозаготовители-экспортеры находятся в неведении. И, считаю, Роспотребнадзору необходимо усилить работу по обоснованию китайской стороне позиции, что береза из Кировской области – чистое сырье».

Чистоту сырья Кировской области подтверждают и исследование продукции на вредителей. «Есть подтверждения, что береза из Кировской области поражена?» – поинтересовался управляющий ООО «Бастион» Сергей Раджапов. «В свое время мы направляли письмо в наше управление Россельхознадзора, чтобы выяснить, выявляются у нас вредители на березе на экспорт или нет. Нам сообщили, что за последние 10 лет вредителей не выявлялось», – прокомментировал старший вице-президент Вятской ТПП Юрий Исупов. Как пояснили в ответ представители управления, одинаковые требованиями предъявляются ко всем регионам, поэтому отдельные преференции для Кировской области исключены.

Без печати и подписи

«А где документ о необходимости проводить фумигацию? – продолжил Сергей Раджапов. – Когда начиналась эта эпопея, мы спросили у китайской стороны, откуда появился документ. Выяснилось, что с их стороны его не существует. Задали вопрос в Россельхознадзор. Сослались на то, что документ размещен на сайте. Там ироглифы без печати и подписи. Все-таки на основании чего нас заставляют делать фумигацию?»

Нет официальной конкретики и по срокам проведения фумигации. Так, 14 февраля на своем сайте федеральный Россельхознадзор, ссылаясь на телефонные переговоры с Главным таможенным управлением КНР, сообщил: в зимний период (с 1 октября по 1 апреля) Россия может экспортировать древесину, не очищенную от коры и не прошедшую карантинное фитосанитарное обеззараживание на территорию Китая при условии сопровождения фитосанитарным сертификатом. «В случае необходимости китайская сторона будет самостоятельно проводить карантинное фитосанитарное обеззараживание указанной продукции», – отмечалось в сообщении. Также говорилось, что после 1 апреля древесину следует обеззараживать. Правда, конкретики по годам не было.

Представители Россельхоза заверили, что это была временная мера исключительно на 2020 год. Бизнес читает «документ без подписи» иначе. И даже готов платить «оброк» за летний период, но просит как минимум убрать периоды  с 1 октября по 1 апреля.

Директор ООО «АТЭК» Ольга Любимова озвучила свою версию событий: в Китае древесина и так обрабатывается, поэтому инициатива об обработке сырья – это для «идейных вдохновителей» способ заработать легкие деньги. Зимний период включают, потому что планы по поступлениям летом не оправдались. Они и не оправдаются, так как в РЖД есть проблемы с поставками вагонов. И если сейчас грузоотправители столкнулись с очередной проблемой в виде никому не понятной и нецелесообразной фумигации, то что будет, когда железная дорога разрешит ситуацию с вагонами?

В РЖД признали, что ситуация с вагонами напряженная. «На Дальний Восток выделено порядка 50 вагонов на пять регионов. Стараемся оформлять поочередно, в первую очередь решать проблемные вопросы», – сообщила представитель РЖД. И пояснила: ситуацию с вагонами усложняют летние путевые работы, которые продлятся до конца октября.

«А там повезут уголь», – отреагировали грузоотправители.

Ввоз: зимой и летом

В распоряжении «Бизнес новостей» есть еще один документ, направленный от лица отдела торговых отношений с РФ Управления коммерции провинции Хэйлунцзян в адрес территориальных управлений и заинтересованных предприятий. После появления сообщения о телефонных переговорах сторон Управление направило письмо в Харбинскую таможню с просьбой предоставить соответствующие рекомендации. В ответе сказано, что «в ходе недавних телефонных переговоров с федеральной службой по ветеринарному и фитосанитарному надзору России Главное таможенное управление КНР внесло предложение: если российская сторона не может выполнить обработку по обеззараживанию ввозимой в Китай древесины с корой, то китайской стороне разрешается ввозить ее на территорию Китая для переработки или обеззараживания как в зимний период, так и в летний. Российское ведомство согласилось с данным предложением». В дополнении среди прочего предлагалось своевременно проинформировать об этом предприятия.

«Насколько сегодня Россельхознадзор обоснованно выставляет требования? Может, у китайской стороны совершенно иная позиция. Коллеги говорят, что китайская сторона заинтересована в получении от нас лесоматериалов. И готовы взять на себя обработку», – акцентировал Юрий Исупов.

«Есть прецедент: в свое время Польша и Финляндия затребовали фумигацию. В итоге поняли, что фанерный кряж у нас чистый и отказались от этого требования. Если контрольно-надзорные органы подтверждают, что сырье из Кировской области чистое, может, Россельхознадзору выйти с предложением к китайской стороне снять для нас такие требования?» – продолжил тему Сергей Раджапов.

«На уровне субъекта мы не наделены такими полномочиями, – пояснила начальник фитосанитарного контроля управления Светлана Баландина. – Являемся контрольно-надзорным органом, исполнителем требований. С такой инициативой необходимо выйти не нам, а вам как хозяйствующим субъектам. Возможно, через ТПП России обратиться в федеральный Россельхознадзор».

При этом представители регионального ведомства заверили, что и со своей стороны доведут позицию бизнеса до головной структуры.

Озвучили предприниматели и еще одну хроническую проблему региона – избыток именно фанерного сырья. «В условиях упавшего рынка, когда многие начали вводить квоты и ограничивать прием сырья, куда его девать? Низкосортную древесину сегодня практически никуда не продать. Если не реализовать еще и фанерное сырье, лесозаготовителям можно закрываться, потому что стоимость леса на корню немаленькая, стоимость работ –тоже», – подчеркнул Юрий Исупов.

Все эти проблемы представители Россельхознадзора обещали оперативно донести до центрального аппарата. В частности, чтобы получить ясность и исключить разные трактовки, и предоставить информацию со ссылкой на официальные документы страны-импортера со всеми требованиями. Вятская ТПП в свою очередь готовит обращения в адрес ТПП России. Если проблемы не решить сейчас, лесозаготовительный сезон для импортеров фанерного сырья может оказаться плачевным. Нанесет серьезный ущерб не только экономике хозяйств, но и бюджету. По факту из-за проблем, созданных на пустом месте. Не понятно кем, но понятно, для чего. Один из предпринимателей назвал сложившуюся ситуацию экономической диверсией.

Михаил Скворцов, ген. директор ПКП «Алмис»:

– Минимальный срок строительства ангара для фумигации с учетом получения разрешительной документации – 1 год. Стоимость строительства ангара площадью 1 тысяча кв. метров – 15 млн рублей. К нему необходимо пристроить котельную, заложить расходы на отопление (примерно 100 тысяч в месяц), логистику. Каждая погрузка-выгрузка – еще 100 рублей за кубометр. В результате китайский контракт становится нерентабельным: Китай цены за контракты не увеличит.

Придется снизить объемы лесозаготовки по Кировской области, потому что березу больше девать некуда. Местные комбинаты весной ограничили приемку фанерного кряжа, потому что были перетарены, в результате избытки сырья у лесозаготовителей испортились в лесу.

Россельхознадзор, как государственная структура, сейчас должен действовать с государственным подходом и совместно с бизнесом найти выход из ситуации. В стране кризис, не хватает валюты из-за низкой цены на нефть. Если перекрыть еще и экспортные поставки по лесу...

Если у государственных органов складывается мнение, что, несмотря на любые препятствия, Китай все равно продолжит закупать у нас сырье, оно ошибочно. Китай легко заменит нашу березу на тропические породы. Они обойдутся дешевле.

Светлана Баландина, начальник фитосанитарного контроля управления Россельхознадзора по Кировской области и Удмуртской Республике:

– Китайские требования распространяются в целом на ввоз древесины с корой. Это мы говорим о более узком профиле –

березе, так как из Кировской области основная масса отправок в Китай – фанерный кряж.

По закону фитосанитарные сертификаты оформляются только в соответствии с требованиями со стороны страны-импортера. Требования китайской стороны предусматривают обеззараживание. Береза и другие виды сырья это продукция фитосанитарного риска, для которой характерно заражение карантинными объектами.

На территории Кировской области карантинных объектов в березе у нас не было обнаружено. Наша продукция чистая. Но в других регионах карантинные объекты выявляются даже в березе. Требования предъявляются общие для всех регионов.

Ольга Любимова, директор ООО «АТЭК»:

– В Китае, на станции Суйфэньхэ, установлены специальные душевые для обработки прибывших вагонов с лесом. Сегодня фумигация в Китае происходит в обязательном порядке, не важно, была ли обработана древесина в России или нет.

Также наши китайские партнеры не подтвердили существование документа, которым оперирует Россельхознадзор, обязывая российского грузоотправителя проводить фумигацию неокоренной древесины. И тогда возникло подозрение, что идея обязательной фумигации в России носит не характер обеспечения безопасности в области распространения вредителей, а преследует банальную цель – заработать легких денег.

При общении с представителем Кировского фумигационного отряда выяснилась странная картина: в Кирове договоров на фумигацию заключено «море», а заказов нет, хотя период обработки наступил. Москва в растерянности: деньги не идут.

Причина, на мой взгляд, проста. Идейный вдохновитель, который придумал простейший способ заработка на ровном месте, очень плохо провел бизнес-планирование, а именно: не изучил риски. А это очень важный пункт любого бизнес-плана. Конечно, если посмотреть таможенную статистику по объему вывоза неокоренной древесины из России, то она впечатляет своими цифрами. И если накинуть на каждый куб полтинник – голова вскружится у любого от полученных сумм. Но древесину нужно доставить за рубеж. И основной поток древесины идет железнодорожным транспортом. И, видимо, ситуацию с логистикой никто и не подумал изучить. Иначе бы увидели, что с железнодорожной логистикой в стране очень плохо, согласований на прямой экспорт у Западной части России уже нет практически два года. Древесина с Запада идет сначала внутренними перевозками на Дальний Восток, потому что на внутренние перевозки худо-бедно согласования РЖД еще проводит. А на внутренние перевозки фумигацинная обработка не нужна. И далее древесина аккумулируется на Дальнем Востоке, проходит фумигационную обработку именно здесь и уже потом уходит в Китай. То есть, по простому, все деньги от обработки древесины с Запада России аккумулируются в бюджете Дальнего Востока.

И создается впечатление, что логистическую проблему инициаторы фумигационной обработки до сих пор не приняли во внимание. Может, решили, что зимой идет основная заготовка древесины, и может тогда польется поток денег,  ввели новое правило – обработка зимняя. Не польется. РЖД сегодня испытывает колоссальные проблемы, затруднена перевозка даже на внутренние станции Дальнего Востока, не то что на экспорт, а, введя обязательную зимнюю фумигацию, весь бизнес-проект разобьется вдребезги.

Анастасия Белова

a.a.belova@mail.ru

VK TW
оставить комментарий
Спасибо за комментарий! Он будет опубликован после модерации
Текст сообщения
Перетащите файлы
Ничего не найдено
Защита от автоматических сообщений