Кто на ТЭЦ хозяин
Развернувшаяся борьба за Кирсинскую ТЭЦ берет начало в противостоянии двух глав района - действующего и бывшей.
История возможного прихода нового собственника на Кирсинскую ТЭЦ (БН №27 от 8 июля 2012 г.) получила свое продолжение. Губернатор Никита Белых поручил, прежде чем позволить отдать городскую котельную инвестору — казахстанской компании «Промуголь-2010», направить в Кирс областные комиссии.
Не смогли
Выводы инспекторов, по информации «Бизнес Новостей», неоднозначные. Угля на складах нет, но есть договоренность о его поставке при условии предоплаты. Ремонт ведется, но к отопительному сезону вряд ли завершится. И теперь главе региона стоит принять непростое решение: поверить обещаниям действующих собственников, либо довериться инвестору из Экибастуза.
- Решение приобрести ТЭЦ за долги было принято руководителем нашего холдинга после того, как ООО «Кирсинская ТЭЦ» получив в 2011 – 2012 году уголь на сумму 19 млн. рублей, не рассчиталось за него, - рассказал Тимур Асылханов, менеджер по общим вопросам и связям с общественностью компании «Промуголь-2010». - Нас удивил тот факт, что поставками угля занимается глава района, а не собственники.
Проанализировав ситуацию, специалисты нашего холдинга сделали заключение, что в настоящее время компания собственников не имеет опыта работы в сфере теплоснабжения, не имеет реальных активов для приобретения топлива, они задолжали за уголь не только нашей компании но и другим поставщикам топлива, работают на заемных активах, то есть живут не по средствам. Для того, что бы выровнять финансовое положение кирсинским собственникам необходимо повысить тарифы на 42%, что невозможно в связи с принятыми законами РФ.
По словам Асылханова, сейчас ТЭЦ как целостный объект собственности не существует. Выявлены как минимум пять собственников (в том числе и частные лица — учредители, успешно переоформившие на себя движимое имущество). То есть, ТЭЦ - растащена. Казахстанская компания разработала с реальными партнерами - Сбербанком и районной властью - «стратегию и тактику в соответствии с законодательным полем РФ», подав исковые заявления в арбитражные суды.
При этом прежняя глава Верхнекамского района района, депутат райдумы Ольга Чежегова в интервью «Бизнес Новостям» высказалась в отношении этих взаимоотношений местной власти с потенциальным инвестором довольно резко, назвав их завуалированным рейдерством.
«Мы не «рейдеры», - отвечает на эти слова Чежеговой представитель «Промугля» Тимур Асылханов. - Но решающий фактор на данный момент – это время. Это тепло у жителей Кирса зимой 2013 года. Этот фактор является основным для нашего холдинга - это наш имидж».
Этим же, необходимостью готовить город к отопительному сезону, объясняет свои действия и нынешний глава района Андрей Олин.
По его словам, один из выводов, который сделала работавшая в Кирсе по поручению губернатора комиссия департамента ЖКХ области - подготовка объектов жизнеобеспечения поселения не будет завершена до начала отопительного сезона. В то же время он уверен, что приходящий инвестор, если ему до 1 августа будет передано имущество ТЭЦ, успеет сделать все — и уголь поставить, и котельное хозяйство подготовить: «Он еще и готов вложить 24 млн рублей в реконструкцию ТЭЦ. Потому что там за время деятельности этих “эффективных” господ все убито напрочь. То есть, специалисты высококлассные все ушли практически. Из 16 кочегаров по штату есть всего 11. Потому что условия работы невыносимые. Поэтому я как глава района СДЕЛАЮ ВСЕ ОТ МЕНЯ ЗАВИСЯЩЕЕ, ЧТОБЫ ЭТИХ ТОВАРИЩЕЙ НА ЭТОЙ СТАНЦИИ НЕ БЫЛО», - обещает Олин с металлическими нотками в голосе.
Его негодование понятно. В день, когда он встал во главе района в марте 2011-го собственники ТЭЦ Алексей Ляпунов и Андрей Барышников, осуществлявшие также пассажирские автоперевозки в районе, прислали письмо, что с 1 апреля прекращают возить людей. А потом, несмотря на выделенные им на особых условиях 14 тыс. кубометров леса, среди зимы оставили город без запасов угля. Это при 30-градусных морозах на улице. Пришлось главе района Андрею Олину самому заниматься топливом, выходить на поставщиков в Кирове, в Казахстане. Было непросто, потому что никто с Кирсинской ТЭЦ из-за долгов не хотел работать. Поверили. Дали. Город удалось не разморозить.
«И после этого как я людям в глаза буду смотреть? Ты договаривался о поставках, ты и давай деньги, - вспоминает об этих событиях глава района. - А денег-то с населения я ведь не собираю. Мы сейчас хотим убрать там с управляющей компании их человека. Если бы у меня была власть первого секретаря райкома КПСС, я бы уже давно посадил их обоих в Лесном, недалеко здесь, кстати. Но у нас таких полномочий нет. Законодательство позволяет издеваться над людьми, вот они это и делают».
«Задолженность поставщикам существует, мы ее признаем, ведутся работы по расчетам с кредиторами. Но из за чего возникли эти долги? Эта ситуация случилась в зимний период, когда в наши переговоры с поставщиками угля вмешалась администрация района, начала вести переговоры напрямую, - рассказал «Бизнес Новостям» директор по производству «Кирсинской ТЭЦ» Андрей Барышников. - И нам «Энерго-Импульс» (структура, аффилированная с компанией «Промуголь-2010») плановые поставки притормозил». А потом, правда, пришлось главе района договариваться о поставках угля. Только платить за него «Кирсинской ТЭЦ», по словам Барышникова, пришлось раза в полтора дороже. Потому что по железной дороге они получали уголь по 3 тысячи рублей, а автомобилями по новым договоренностям главы района, брали уже по 4,2 — 4,8 тысяч рублей. Так, на ровном месте, компания и наработала еще 7 миллионов долга.
Конфликт интересов
Глава района Андрей Олин считает, что все эти события имеют политический окрас. И связаны с тем, что в марте 2011-го именно он, а не его предшественница Ольга Чежегова, взял верх на выборах. По его словам, Ольга Ивановна стала неофициальным бенефициаром Кирсинской ТЭЦ — через мужа сестры — бывшего замглавы администрации района Александра Лежнина, который вошел в число учредителей общества с ограниченной ответственностью.
«Если меня называют владельцем ТЭЦ, то почему тогда не пригласили ни на одни переговоры? - недоумевает Ольга Чежегова. - И потом, если бы это была моя ТЭЦ, я бы пришла в марте 2011 года и начала бы активно работать: извините, это мое. Если бы Александр Леонидович Лежнин представлял мои интересы, я бы ведь управляла, и ситуация не была бы такой патовой. А я полтора года молчу. Смею напомнить, что многие годы Лежнин, часто в отсутствие главы администрации района, принимал самые ответственные решения по отопительному сезону и за время его работы провалов с отопительным сезоном в Кирсе не было. Почему вдруг у Олина случился провал? Значит дело в управленческих решениях».
По словам Чежеговой, ООО «Кирсинская ТЭЦ» ей пришлось создавать на базе МУПа с принятием 185-го федерального закона, иначе не светило бы району федеральных средств ни на переселение из ветхого жилья, ни на новое строительство, ни на капитальный ремонт домов. В состав учредителей вошли два выходца с завода “Кирскабель” - Алексей Ляпунов и Андрей Барышников, знавший как свои пять пальцев все районное ЖКХ Александр Лежнин и - из-за долгов за уголь - представитель СУЭКа. Компании также пришлось принять на себя прежний долг МУПа - 24 миллиона рублей. А затем еще и выкупить у СУЭКа за 17 миллионов часть имущественного долга, также взяв банковский кредит. Иначе Кирсинская ТЭЦ уже давно гуляла бы с другим собственником по стране.
“Сегодняшней ситуации, может быть, вообще бы не было, если бы им не навесили изначально эти миллионы и дали вовремя дотацию по выпадающим доходам, - считает Чежегова. - Фактически частная компания рассчитывается за государство. И в итоге кредитная масса на 7 лет. С чего это вдруг они такие плохие? Два года они топили, никаких проблем не создавали. Расплачивались по кредиту. В итоге, когда Олин пришел, начал на этих парнях отыгрываться. Сначала был конфликт, я так полагаю, со мной. А потом, когда появились эти ребята из Казахстана, понятно, что они его чем-то очень сильно заинтересовали. Потому что человеку идти на вредное производство в городе, надо понимать за что”.
Не навреди
“Вредное производство” - это завод ферросплавов, который инвесторы также пообещали построить в Кирсе.
Как рассказал “Бизнес Новостям” Тимур Асылханов, после оценки рентабельности предприятия, руководство “Промугля” пришло к выводу об убыточности ТЭЦ в ее сегодняшнем состоянии. Станция производит больше тепла, чем это необходимо городу. Чтобы не работать в убыток, нужно привести в порядок существующую технологию и заниматься выработкой электроэнергии. Так появилась идея установки здесь генератора мощностью 12 МВт и строительства небольшого ферросплавного завода (примерно 11 000 тонн ферросплавов в год) и тепличного хозяйства на 8 000 кв. м. Инвестор и глава города в унисон говорят о новых рабочих местах, которые появятся в результате, о дополнительных налогах для города. И, по уверениям Андрея Олина, завод будет иметь второй класс опасности - “как птицефабрика”.
Ольга Чежегова категорически с ним не согласна. “Им же нужно всунуть туда вредное производство - завод ферросплавов, который будет приносить деньги. А то, что это первый класс опасности и то, что эмбрионы погибают в зародыше, кого это волнует? Если бы Олин притащил сюда аквапарк с инвестициями, деревянное производство, да хоть производство воздушных шаров, вопрос бы ведь так не стоял. Но я вижу, что сюда втаскивается серьезное вредное производство. Вот отсюда и моя реакция, вот почему я стала давать какие-то интервью”.
Примечательно, что до сих пор не утихают споры по поводу строительства завода ферросплавов (которые, действительно, пользуются в России большим спросом) в Красноярском крае. Там администрация края поначалу дала было добро на пуск такого завода в цехах бывшего “Крастяжмаша”, но затем, даже несмотря на положительные результаты экологической экспертизы, вынуждена была дать обещаниям обратный ход. Все потому, что местные жители организовали массовое сопротивление вредному производству - собирали подписи, расклеивали листовки и стикеры на автомобили, выходили на митинги. То, что ферросплавные заводы все-таки представляют первый класс опасности, особенно когда инвесторы экономят на затратных природозащитных мероприятиях, подтвердил и главный санитарный врач России Геннадий Онищенко.
Итак, ждать окончательного решения - топить ли Кирс “Кирсинской ТЭЦ” или “Промуглю” - осталось недолго. Совещание в правительстве по этому вопросу назначено на эту неделю. На кого падет выбор, вопрос уже почти решенный. А вот каковы будут последствия этого решения, наверняка сейчас не скажет никто.
Олег Прохоренко
oleg.prokh@gmail.com
Между “прошлым” и “будущим”
Менеджер по общим вопросам и связям с общественностью компании «ПромУголь-2010»Тимур Асылханов рассказал “Бизнес Новостям” о планах компании в Кирсе.
Тимур Васильевич, каким образом на сегодняшний день обстоят дела с урегулированием отношений по имуществу и долгам прежнего собственника ТЭЦ? Ощущаете ли вы в этом процессе поддержку местной власти?
- Реальными партнерами в конструктивных переговорах мы видим всего две организации – собственников движимого имущества - муниципалитет г. Кирс и ОАО Сбербанк - залогодержателя недвижимого имущества (здания ТЭЦ). Все дальнейшие переговоры с другими собственниками для нас уже не имеют смысла. Ситуация в Верхнекамском районе до банального проста - есть «бывшие» которым любое плохо – есть хорошо, так как надеются на этом “плохо” взойти на пьедестал, и есть «нынешние», которые принимают кардинальные решения для улучшения ситуации вКирсе. Поэтому мы работаем с нынешними, так как видим деловой подход к проблемам и компетентность в анализе проблем.
Урегулирование отношений идет очень сложно, прежние собственники делают все возможное, чтобы процесс затормозить. Дело доходит до абсурда: ТЭЦ стоит без топлива, котлы потушены, город без горячей воды, мы по графику поставки угля согласованному с администрацией должны в июле поставить 6000 тонн , эти объемы согласованы с железной дорогой , производственные мощности включены в планы добычи погрузка производится и мы вынуждены сегодня в пути переадресовывать до 40 вагонов топлива, 10 вагонов стоят на станции Кирс, и мы его не можем подать под разгрузку, потому что господа «собственники» пока еще имеющие на руках формальные возможности блокировать подачу вагонов на тупик ТЭЦ, создали ситуацию, когда мы были вынуждены переадресовать этот уголь на соседнюю электростанцию.
Руководство местного градообразующего предприятия “Кирскабель” обеспокоено по поводу начала отопительного сезона 2012-2013 года. Есть ли у вас уверенность в том, что город и предприятие без задержек и эксцессов получат тепло и горячую воду?
Мы тоже этим очень обеспокоены, потому что на сегодняшний день не имеем возможности приступить к подготовке ТЭЦ к работе в зимний период по причине резкой конфронтации со стороны бывших собственников. Станция находится в плачевном состоянии, необходимо производить срочный ремонт котлов, узла топливоподачи, который был разрушен мартовским взрывом. Со своей стороны мы сделаем все возможное, чтобы успеть выполнить весь комплекс ремонтных работ и обеспечить ритмичную работу объекта в зимний период. В Экибастузе уже закуплена техника, необходимая как для ремонтной компании, так и для эксплуатации ТЭЦ – новый погрузчик, 25-тонный самосвал, ЗИЛ, автомашина с манипулятором и т.д. Она сразу уйдет в Кирс, как только у нас на руках будут документы, подтверждающие собственность на приобретенное имущество. По срокам эти документы должны быть у нас на руках до конца июля.
Какие экономические и стратегические задачи вы ставите перед «Верхнекамской энергетической компанией»?
- Задачи действительно стратегические. Будет три этапа. Первый - привести в порядок действующее оборудование, обеспечить ритмичную поставку угля из Казахстана, привести в порядок экономику, рассмотреть ставку тарифов на тепло на уровне коэффицента инфляции. Второй - смонтировать на электростанции генератор мощностью примерно 12 МВт. Проектно-сметная документация находится в процессе подготовки . Договоры на поставку оборудования заключены. И, наконец, третьим этапом станет строительство ферросплавного завода с потреблением в технологии собственной электроэнергии. Вопросы финансирования решены, реализовывать проект будем за счет собственных средств и привлеченных кредитных ресурсов.
Оценивали ли вы предполагаемый объем инвестиций, спрос на рынке и срок окупаемости проекта?
- Конечно, оценивали. Ориентировочный вес проекта – 20 млн долларов. Окупаемость – 5–8 лет. Спрос на ферросплавы этой марки очень большой.
На чем помимо добычи угля специализируется ваша компания? И какие из направлений деятельности вы развиваете в России?
- Наши подразделения в России занимаются поставкой угля на электростанции Уральского региона. Годовой объем поставки – 6–7 млн тонн, имеем в аренде угольные составы, в зимний период их количество доходит до 25 штук.
В Казахстане у нас основное производство. Мы имеем в активе мощное погрузочно-транспортное предприятие, в котором одних только тяжелых карьерных самосвалов – 220 штук, а еще экскаваторы, бульдозеры. Участвуем в добыче угля на угольных разрезах. Имеем собственную обогатительную фабрику мощностью 600 тыс. тонн угля в год. Поэтому вопросов поставки угля на собственную электростанцию в Кирсе не будет.
Есть ли интерес к другим подобным энергетическим объектам в Кировской области?
- Да, есть. Пока только в вопросе поставки более дешевых углей из Казахстана для нужд электростанций Кировской области. Сейчас зайдем на Кирсинскую ТЭЦ, осмотримся, и, я думаю сможем предложить интересные проекты.