«Шашечки» уходят в тень
Год спустя газета «Бизнес Новости» снова наведалась в гости к таксистам. После принятия закона о легализации этой сферы часть из них все же стала предпринимателями, а сейчас вдруг началось массовое закрытие ИП и уход в так называемые «бомбилы». Что произошло?
«Гаишник» таксисту друг
– О чем говорить? – спросил меня в ответ на мое предложение встретиться знакомый таксист Андрей.
– Ну, помните, как в тот раз: что дал закон, появился ли контроль на дорогах, стало ли меньше бомбил, - кратко резюмировала я.
– Не, смысла говорить нет, все закрываются.
– А тогда был смысл? – спрашиваю я.
– Тогда да, можно было поднять «бучу».
Либо я оказалась убедительной, либо ребятам все же хотелось высказаться о наболевшем, но на встречу со мной в гараж общего друга - автоэлектрика прибыло аж пять человек. И там началась «буча». Краткое предисловие: по словам главы департамента дорожного хозяйства Альберта Запольских таксисты стали закрывать ИП после того, как Госавтоинспекция начала проверять их работу. Всего на сегодняшний день выдано 3000 лицензий, а отказалось от них спустя год около 100 человек. Часть депутатов Заксобрания уверена, что таксисты, как и многие предприниматели, перестают работать официально из-за увеличения страховых взносов почти в два раза: с 17 тыс. рублей до примерно 36 тыс. рублей в год.
– Вы в том году, помнится, говорили, что ни в коем случае не будете оформлять ИП, будете «бомбить», - спрашиваю я тех, кого уже вижу не впервые (прошлый материал о таксистах вышел 3 октября 2011 года).
– Изначально было заявлено, что все будут очень жестко наказаны, - начинает объяснять ситуацию Андрей. - Было показано, что в Москве проходит конфискация транспортных средств, если кто-то ездит без лицензии. Конечно, мы все испугались. Все стали ИП. А раз ты предприниматель и платишь налоги, почему бы тебе не получить лицензию. (ред.: из сидящих передо мной пяти таксистов лицензии в прошлом году получили четверо). Если считать по прошлому году, то в совокупности получалось 26 тыс. рублей налогов. 17 тыс. рублей – страховые взносы, остальное – налог на прибыль. Прошло время. Говорят, что где-то кто-то кого-то проверил. А у нас осталось все по-прежнему: люди как партизанили, так и партизанят.
– А на площади Лепсе таксисты вместе с «гаишниками» стоят и кофе пьют, - добавляет другой Андрей. – То есть нас всех «нашугали», а в итоге никто ничего не проверяет. И зачем, спрашивается, мы оформляли ИП?
Чтобы показать, что мы патриоты своей страны? Чтобы наши налоги кто-то в очередной раз «распилил»? А в этом году мы вообще должны платить 35 тыс. рублей вместо 17. И это только «пенсионка». Какую цель они преследуют, поднимая налог. Я понимаю, что в Сочи надо «строить олимпиаду», что цены растут постоянно непонятно из-за чего, что нефти и газа в стране уже давно мало. Они все хотят брать с народа. А народ вот и повернулся к власти одним местом. Если такие суммы два года откладывать, можно и на машину новую накопить, и бизнес вообще с нуля открыть.
Закрылись все?
Такой поток эмоций лился на меня около часа. Наболело. Из него стало понятно: средний заработок таксиста чистыми за вычетом бензина и платы за заявки диспетчерской службе – 1000 рублей за 12 часов. Но и эти деньги прибылью назвать сложно. Нужно учесть еще и амортизационные расходы, проще говоря, то, насколько ты «ушатал» машину. Каждый день в среднем за 12 часов таксист наезжает около 200 километров. Ну а дальше уже каждый считает сам. Те машины, которые когда-то покупали фирмы для сдачи в аренду, уже давно развалились, говорят мои собеседники. Чтобы отработать 1300 за аренду, заправить ее на 600-700 рублей, да еще и себе что-то оставить, таксистам приходилось носиться на них как умалишенным. Соответственно, автопарки в собственности мало у кого остались.
Появилась на этом рынке и еще одна проблема – фирм такси стало слишком много. И они начинают демпинговать: снижают цены порой до 70 рублей за поездку. «Но как так можно? - возмущается Андрей. – Если на «Волге» я, к примеру, проеду с Филейки до юго-запада, то потрачу 45 рублей на бензин, еще 10% отдам за полученную заявку и останется у меня 18 рублей. Ради чего?». За ними, естественно, стали снижать цены и другие такси. К примеру, средняя такса у «700-700» - одной из самых известных фирм города – недавно упала со 100 до 90 рублей. И это при том,, что цены на бензин только растут. Стало больше и самих таксистов. Если сначала многие испугались проверок и ушли с рынка, то сейчас, когда выяснилось, что никто никого не проверяет, все вернулись обратно. Иногда, по словам таксистов, в ожидании заявки можно простоять целый час.
– Все эти лицензирования - для Москвы, - продолжает жаркую дискуссию уже другой наш гаражный собеседник Роман. – Я понимаю, когда в столице поездки стоят от 300 рублей. Тогда и налоги по карману. Но недавно я ездил в маленький городок в Татарстане. Там таксист из одного конца в другой едет за 60 рублей. И если при этом он должен отдать за заявку и за бензин, то о каких там еще налогах может идти речь.
Сейчас реальная цена для Кирова – 150 рублей. И люди будут ездить. (К слову, таксисты называли эту же цифру еще до вступления в силу закона о лицензиях, а цены, как мы видим, не только не выросли, но и опустились).
В итоге снова стать нелегальными готовы почти все. Из моих собеседников ИП пока не закрыл только один Андрей. И то только потому, что ему нужен кредит под официальный заработок. Согласно же данным Пенсионного фонда в Кировской области в начале года закрылись 5500 ИП. Из них 16% - в сфере грузоперевозок и такси. Проверив на практике теорию вероятности, государство, конечно, вряд ли проиграло, поскольку увеличение налогов вдвое, видимо, ликвидировало дыру от закрывшихся ИП. Хотя шум чиновники подняли: организовали несколько круглых столов, пытались придумать, что делать. Однако нет пока закона, который бы заставлял становиться предпринимателем и платить налог государству. А на нет, как говорится, и суда нет.
Елена Окатьева
lena.okatieva@yandex.ru
Доходы и расходы среднестатистического таксиста Кирова за рабочую смену 12 часов.