Цифровой след на стройке: чепецкое предприятие первое внедрило маркировку товара
Задача государственной важности
Первой организацией, кто подключился к пилоту проекта – прошел все стадии скрупулезного анализа процессов производства, соответствия номенклатуры и добился маркировки своей продукции, стала компания из Кирово-Чепецкого района «Эпотос-К».
«В последнее время мы уделяем большое внимание качеству строительных материалов, которые попадают на стройку. 50% успеха и качества любого проекта – это материалы, из которых возводятся объекты. Последние два года существенно перераспределили и транспортные потоки, и представителей российского рынка, и представленное оборудование», – подчеркнул Антон Глушков, президент НОСТРОЙ.
Перед строителями была поставлена государственная задача – сформировать каталог импортозамещения. Впоследствии каталог трансформировался в Реестр добросовестных производителей и поставщиков строительной продукции.
Как пояснил заместитель руководителя аппарата НОСТРОЙ Павел Малахов, теперь с помощью программного продукта пользователи смогут в онлайн-режиме выбирать производителя товара или поставщика услуг на карте по месторасположению, видеть производственные мощности предприятия. Помимо этого, сервис предоставляет возможность рассчитать потребность в строительных ресурсах по объекту, в зависимости от его функционального назначения. Сейчас в каталоге представлено практически 4 тысячи позиций.
В стране уже внедряли цифровую маркировку на различных рынках. И такой опыт назвать безуспешным нельзя. Сергей Пахомов, председатель Комитета Госдумы по строительству и ЖКХ, отметил: в сферах, где применяется цифровая маркировки, объем контрафакта сократился.
«Материалы и продукты отрасли, которые напрямую влияют на качество и безопасность в строительной сфере, должны быть максимально защищены от контрафакта. И, естественно, должна быть возможность отследить всю цепочку производства продукции и соответствие сертификату на каждом этапе. Если внедрение цифровой маркировки будет логичным, а эффект ее использования – положительным, то мы готовы поддержать глубокое внедрение технологии на законодательном уровне», – заключил Сергей Александрович.
На данном этапе маркировка строительных материалов носит исключительно добровольный характер. Заместитель министра строительства России Сергей Музыченко подчеркнул, что цифровая маркировка позволит идентифицировать производственную базу материалов, технические характеристики, необходимые в обеспечении безопасности.
«Желание добросовестных производителей участвовать в этом проекте вызывает восхищение, потому что это определенная ответственность быть идентифицированным на каждом этапе жизненного цикла производства», – сказал замминистра, подчеркнув, что такой механизм в любом случае будет находить недобросовестных производителей и контрафактную продукцию.
Как это будет работать?
«Когда мы придумали такую систему, наша задача была не просто понять, кто из предприятий сегодня соответствует заявленным требованиям, а кто способен это подтверждать постоянно», – отметил Антон Глушков.
Поэтому система мониторинга качества строительной продукции будет обеспечена двумя ключами. Первый – лабораторные испытания, которые будут выдавать реальные заключения подтверждения качества продукции. Второй – это периодичность проверки. Присвоение знака качества НОСТРОЙ – не финальная точка во внедрении маркировки. Периодически будут проходить контрольные закупки промаркированной продукции, лабораторные исследования.
«Безусловно, это системная работа, которая должна подтверждаться регулярным контролем качества – официальным и с помощью слепых закупок. Все для того, чтобы потребитель доверял нашему знаку качества», – подчеркнул Антон Глушков и уточнил, что сертификат соответствия присваивается не производителю, а номенклатуре конкретного товара.
Для того чтобы получить цифровой QR-код предприятию, состоящему в каталоге импортозамещения, нужен минимальный комплект документов. Однако, как подчеркнул Антон Николаевич, не все производители стремятся к этому. Так как это требует от предприятия готовности обнажить все документы, инвентуру.
«Поэтому сегодня предприятия, желающие внедрить эти механизмы, – скорее приятное исключение. Как «Эпотос-К». Здесь организовано производство полного цикла, которое сумело адаптироваться к внешним условиям и выйти на высокий процент импортозамещения и бесперебойно выпускать продукцию, соответствующую государственным стандартам качества», – пояснил Глушков.
Сколько стоит подтвердить качество?
«Добросовестность – это и есть репутация. А она сегодня стоит дорого. Если ты два-три раза сделаешь плохо, то независимо от этого ты потеряешь будущие деньги. Поэтому, я считаю, что знак качества – это еще один путь, который приводит к дополнительным очкам к репутации, а значит и к будущему профиту, будущей прибыли», – подчеркнула учредитель Группы компаний «ЭПОТОС» Елена Чащина.
Предприниматель уверяет, что затраты на внедрение цифрового кода не отразятся на стоимости продукта. Поэтому предприятие сможет остаться в той же ценовой категории.
Заместитель председателя правительства Кировской области Михаил Сандалов выразил уверенность, что в Кировской области предприятий, которые не побоятся подключиться к проекту по цифровой маркировке, большинство.
«Сегодня все предприятия, которые работают в рынке, стараются не просто сделать качественные продукты, а выстроить систему производства качественных продуктов. На предприятиях в любых отраслях Кировской области, где я бывал, вижу, что эта система работает. Думаю, со стороны правительства Кировской области было бы правильно организовать вовлечение предприятий в процесс внедрения цифровой маркировки», – отметил зампред и добавил, что следующим может стать старинное предприятие с хорошими традициями и технологиями «Кирскабель».
Мнение эксперта
Даниил Ложеницын, председатель правления Ассоциации СРО «ОСКО», директор ООО «ЭнергоСтройСервис»:
— Саморегулируемая организация «Объединение строителей Кировской области» создана в соответствии с законодательством с целью защиты потребителей строительной продукции от вреда, вызванного некачественным выполнением работ строительными организациями. Кроме того, законодательно установленной целью СРО является повышение качества производимых работ.
И, конечно, маркировка вписывается в концепцию такой защиты и повышения качества производимых работ, ведь от качества строительных материалов в значительной мере зависит конечный результат: завершенный строительством объект.
Не всегда дефекты строительной продукции можно заметить своевременно. Есть риск, что брак обнаружится в уже построенном здании. В данной ситуации страдают не только потребители строительной продукции, но и подрядчик, который работал с этой продукцией, так как в данном случае он становится «жертвой» недобросовестного производителя.
Цифровая маркировка – это дополнительная страховка (в хорошем смысле) от рисков, которые могут проявиться в будущем.
В основе знака качества НОСТРОЯ лежит не просто оценка деятельности завода-производителя, но и его готовность к лабораторным испытаниям. Это дает уверенность в росте объема качественной продукции на российском рынке. Кроме того, подрядчики будут заинтересованы в проверенных, добросовестных производителях, которые не боятся подвергать лабораторным испытаниям товар, сертифицировать свою продукцию.
Если представители индустрии производства стройматериалов внедрят механизм цифровой маркировки в свои процессы, это как минимум повысит имидж таким компаниям, а вероятнее всего увеличит долю занимаемого рынка, количество клиентов и объем продаж.
Стремиться к закупке материалов, прошедших маркировку, думаю, должен и госзаказчик. Стоит идти к тому, чтобы госконтракты заключались с использованием материалов производителей, которые прошли процедуру получения знака качества НОСТРОЙ. В таком случае не только государство будет иметь гарантию, что объекты построены с использованием качественной продукции, но и производители получат рыночное преимущество.
Появится доля рынка, на которую не смогут зайти производители несоответствующей стандартам качества НОСТРОЙ строительной продукции.
Однозначно наше СРО будет содействовать региональным производителям стройматериалов использовать возможность получить знак качества НОСТРОЙ. Будем работать и с подрядными организациями: предлагать им сотрудничать преимущественно с организациями, внедрившими цифровую маркировку строительной продукции.