Александр Иванов
«Искож» - предприятие, раскинувшееся на 22 гектарах земли в центре Кирова. По-своему уникальное (чего стоит хотя бы его сотрудничество с НАТО и российскими госкомпаниями), по-своему проблемное. В просторном кабинете гендиректора царит полумрак. На полтора часа Александр Григорьевич отменяет все встречи и звонки, плотно закрывает дверь, чтобы рассказать... даже не о том, как приходится «крутиться» производственному предприятию в сложный экономический период. Он знает, как возродить страну и почему модернизация до сих пор остается лишь порядком всем поднадоевшим словом. Не дожидаясь вопросов Иванов начинает разговор сам. Наболело.
Антимодернизация
- Понимаю, что это отчаянный крик в пустыне. Но я просто расскажу, с чем приходится сталкиваться моему предприятию. Перед Россией сегодня стоит серьезная проблема - модернизация страны, производства. Однако эту программу крайне сложно реализовать, потому что в ней нет самого главного. Нет людей. Нет механизмов. Более того, заявляя модернизацию, власти запускают все новые и новые механизмы, усложняющее жизнь бизнесу. А в конечном итоге именно на средние предприятия («Искож» я отношу как раз к этой категории) ляжет груз модернизации страны. Монополии в этом не заинтересованы.
Механизмы, останавливающие модернизацию, – это, например, увеличение платежей во внебюджетные фонды? Бизнес еще недавно заявлял, что вынужден будет уйти в тень. Как вы справляетесь?
- Пока нас не закроют, будем работать и выживать. Как мы можем уйти в тень?
Вся наша работа совершенно прозрачна, и о нас абсолютно все известно. Я не уверен, что то, о чем мы с вами сейчас говорим за закрытыми дверями кабинета, в конечном итоге останется неизвестным. Да, если я одному работнику выдам зарплату в конверте, быстренько на меня донесут и завтра же придет проверка. Проверяющие любят заводы. Целая армия госслужащих приходит туда, где, в принципе, и проверять-то нечего. Нужно проверять предприятия, от работы которых зависят здоровье и жизнь людей – те, которые с продуктами работают, например. А проверяют нас, и мы вынуждены держать колоссальное количество лишних специалистов, платить им зарплату, вместо того, чтобы направить эти деньги на модернизацию.
Я полагаю, примеров таких механизмов, усложняющих бизнесу жизнь, предостаточно.
- Да, возьмите хотя бы закон о страховании опасных объектов. Государство, учитывая перспективы 2008 года, перепугалось и вместо борьбы с коррупцией занялось вопросом освобождения бюджета от различных расходов. В итоге имеем очередной колоссальный налог: каждый опасный объект должен быть застрахован как минимум на 10 млн рублей. Есть данные, что на основании этого закона у промышленности будет изыматься 88 млрд рублей. А определены опасные объекты были еще в 50-60- годы прошлого столетия… Или, например, есть госпрограмма «чистая вода», но денег на ее реализацию нет. Теперь думают, как переложить затраты на бизнес. С законом о пожарных дружинах та же история. Мы добровольно обязаны будем вступить в эти системы и опять все затраты лягут на реальный сектор экономики. Но даже не это самое главное. В стране не установлены правила игры, которые способствовали бы модернизации.
Какими должны быть эти правила?
- Если цель поставлена, значит, все средства, которые имеются в стране, нужно направить на техническое перевооружение. Излишнее потребление должно быть наказуемо, вывоз капитала остановлен, налоговая система должна стимулировать предпринимателей производить техническое перевооружение и вкладывать деньги в производство. Сегодня этого не происходит. Представьте, что вам подарили миллиард евро с условием создания производственного предприятия. Президент вручит деньги вам лично, никаких налогов с них не возьмут, рэкет вас не побеспокоит. Куда бы вы израсходовали этот миллиард? Знаете, ответ будет не простой.
А вы бы куда израсходовали?
- Вложил бы в переработку отходов, мы ими по горло завалены. Можно сделать газовую котельную в каком-нибудь небольшом городке, либо делать котельные для домов. Мгновенно окупится альтернативная канализация. Мы сейчас пытаемся сокращать водопотребление и стремимся к тому, чтобы в канализацию практически ничего не отправлять, чтобы не платить монополистам. Огромные средства тратим на создание своей энергетики. Это перспективные направления, позволяющие сокращать издержки. И сюда можно вкладывать деньги. Но чтобы кто-то вложил деньги в машиностроение или переработку полимеров - это вряд ли. В Кирове какой-то заводик плазмы не могут 10 лет построить. Мы в принципе ничего не производим. Потому что нет потребителя.
Нам бы Берию
И у вас есть рецепт? Как это исправить?
- В экономике должен быть какой-то локомотив, на который работают малый и средний бизнес. Например, пока на севере Италии работала обувная промышленность, там нормально развивались и машиностроение, и химическое производство. Как только Китай завалил рынок дешевой обувью, умирающая итальянская обувная промышленность потянула за собой все остальные отрасли. Показателен пример Китая. С 80-х годов китайцы начали планомерно проводить реформы. Допустим, стоит задача изготовить автомобиль. И они прорабатывают полностью всю программу: подстраивают налоговую систему, обучают кадры, если надо воровать технологии за границей – воруют. При этом государство так или иначе помогает: на время «закрывается» пошлинами, демпингует, удешевляет энергию. Как только продукция выходит на мировой уровень - развивают следующее направление. Сегодня Китай может диктовать кому угодно свои условия. Россия должна определить, что она может, какие у нее есть ресурсы. И вот здесь важно найти технократов, которым все должны подчиниться. Как в свое время Берия сказал, что необходимо создать ядерный щит страны... Все должны играть в одну дуду, искать пути реализации поставленной цели. Как только в стране появятся сильные отрасли-потребители, предприятия, которые будут производить конечный продукт, возникнет и бизнес, который будет эти предприятия обслуживать. Сегодня промышленного малого бизнеса практически нет.
Да, малый бизнес чаще всего - перепродажа.
- Практически все промышленные предприятия нужно рождать заново. Но что-то начинать сегодня с ноля - это вообще сумасшествие. Надо быть идиотом (вот я себя идиотом считаю). Только квалифицированным идиотом, чтобы знать, что надо делать, где, как, какой продукт создать, кому продать. Сегодня среднему предприятию крайне сложно. Не с кем сотрудничать. А многие не могут сотрудничать с мировыми производителями из-за собственной технической отсталости. С этой проблемой столкнулась фирма «Канди». Они не могли найти ни одного производителя компонентов в Кировской области. Мы единственные за это взялись. И мне пришлось сразу купить самое современное оборудование. Сейчас мы собираемся поучаствовать в производстве автокомпонентов. Россия намерена заняться сборкой автомобилей. И, по идее, это может стать серьезным толчком для создания технического малого бизнеса – кто-то должен делать аккумуляторы, кто-то производить резиновые смеси, кто-то эту смесь должен вулканизировать и так далее. Однако пока российские предприятия ничего не могут произвести для автомобилей. Все комплектующие должны быть мирового уровня. Задача государства – тщательно продумать всю цепочку производства, указать направление, в котором нужно двигаться. Это не просто. Надо либо дробить старые предприятия (в сегодняшнем виде они нерентабельны), либо создавать бизнес-инкубаторы.
В Вятских Полянах нечто подобное создают.
- И столкнутся с проблемой отсутствия потребителя. Что можно развивать в нашей области? Деревообработку? Тогда должен быть развит строительный сектор. А население должно быть способно покупать жилье. Вот вы по европейским меркам должны жить в собственной квартире. На самом деле решить жилищную проблему не так трудно. Это не создание самолета «пятого поколения». Просто нужно продумать систему (антимонопольную, систему спонсирования). И малый бизнес в строительстве создать вполне реально. А вот в высокотехнологичных отраслях я плохо себе это представляю. Вообще не представляю. Государство должно быть неким указующим перстом и определять приоритетные направления.
Неспособный бомонд
А как же рынок, который все рассудит?
- Знаете, прочитал недавно в журнале фразу: «ни одного классического экономиста и близко нельзя подпускать к реальному бизнесу, только этим людям приходит в голову, что бизнесом можно управлять, опираясь на финансовые показатели». Люди, которые в нашей стране начинали рыночные реформы, не понимая, что надо делать, раздали собственность в частные руки, рассчитывая на то, что рынок все сам отрегулирует. Это была бомба быстрого действия. В первые же годы реформ промышленность была практически уничтожена. Рынок все похоронил. Сегодня страна в кошмарном положении... И правительство мечется, не зная, что делать. Бомонд, который занимается управлением много лет, переходя из одной службы в другую, уже ничего не изменит. Стране нужны свежие идеи, свежие люди, желательно без коррупционных мыслей. Я бы вообще создал отдельное министерство по модернизации, куда при возникновении малейших вопросов могли бы обратиться предприниматели. В суды бесполезно ходить... Они некомпетентны. А в министерстве должны сидеть компетентные люди.
Сегодня обратиться не к кому?
- А к кому? К господину Христенко? Так к нему только олигархические кланы могут в любое время прийти, решить любые проблемы. В сегодняшнем правительстве некому стремиться к модернизации. Чиновники отделываются статьями, законами. Как реализовать их программы уже никому не важно. Получается, что нам дают только какие-то постулаты, вопросы, что ли. И кроме вопросов ничего нет. Никаких механизмов. Был, правда, действенный механизм до 2002 года. Допустим, вы получили прибыль 100 рублей. Если купили современное оборудование, то налог на прибыль уменьшался. Мы тогда платили налог всего 17,5% (меньше, чем сейчас), при том что он был 35%, а все деньги пускали на модернизацию. Кнут и пряник: либо предприятие модернизируется и получает поддержку, либо государство изымает деньги. Но господин Кудрин, великий финансист, вместе с господином Шаталовым, отменили этот закон, снизили налог на прибыль. Посчитали, что если бизнес будет получать больше дивидендов, то начнет инвестировать в производство. Ничего подобного. Сегодня налог на прибыль у нас один из самых низких в мире, но никто, почему-то в промышленность не инвестирует. Если мы хотим провести модернизацию (если еще успеем), мы должны ввести эту налоговую льготу на 3-4 года. Кто не занимается техническим перевооружением (сырьевые компании, например, не очень любят этим заниматься) - заплатят, ничего страшного. Может, меньше капитала будет уходить за границу.
... Видите, ничего интересного не сказал вам о Кировской области. Мне сложно мыслить местными масштабами. Мы всегда, даже в советское время, были предприятием федерального значения, и сегодня работаем с госструктурами. С ними, конечно, работать страшно.
Страшные госкорпорации
Однако вы все же работаете.
- Это даже не работа. Это... даже не знаю с чем можно сравнить. С издевательством, с оброком. Четкая феодальная система. Их не интересует качество продукции, интересует только коррупционная составляющая. Если сегодня президент озвучивает объемы воровства при госзакупках в размере триллиона, то в госкорпорациях точно не меньше. Только недавно президент заявил, что нужно бороться с фирмами-однодневками, хотя мы полтора года жизни потратили, чтобы это доказать, где только не бывали... А он знает, что больше всего фирм-однодневок в «Газпроме»? Во всех госкорпорациях работают родственники. Кумовство-сватовство-родство – схема сегодняшней работы. Как у Некрасова – «Откуда дровишки? Из лесу, вестимо. Отец, слышишь, рубит, а я отвожу». Это схема сегодняшней работы. Начальники госкомпаний бесконтрольны. Максимум что им грозит – снятие с должности. Реально никто никаких проверок не проводит. Я не против госкорпораций, они есть во всем мире, но уровень менеджмента там должен быть высочайший. Была бы возможность, с госкорпорациями я бы не работал. Мечтаю о том дне, когда смогу топнуть ногой и сказать «До свидания, ребята!».
Сказать «Здравствуйте!» областному Законодательному собранию нет желания?
- Я был депутатом Заксобрания 5 лет. Знаете, местная дума в дотационной области не имеет никаких прав. Нет у нас такого прибавочного продукта, чтобы мы могли что-то делать сами, как Татарстан или Башкирия. Что могут сделать местные депутаты? Кричать? В нашей стране все на 90% решается федеральной властью. Какие правила игры она установит, по таким и играем. На местах идет исполнение. Налоговых льгот правительство области дать не может, потому что оно, как заметил Никита Белых, самый крупный работодатель, ему надо платить зарплаты. И я его понимаю.
Как раз на эту тему на федеральном уровне появились такие разговоры, что следующему президенту, кем бы он ни был, придется сокращать социальные расходы бюджета, иначе страна может просто эти расходы не потянуть. Да и на поддержку инновационной экономики денег не останется.
- Деньги в нашем государстве можно найти на все (и на воду, и на пенсионеров), если хотя бы в половину сократить коррупцию. А если мы будем и дальше покупать медицинское оборудование втридорога и пускать деньги на откаты, то, конечно, ни на что не хватит. Следующему президенту надо для начала разобраться с коррупцией не на словах, а на деле. Иначе модернизацию можно положить в папку и далеко спрятать. Коррупционеры не заинтересованы в модернизации, им нужны откатные деньги. И не важно, что ты при этом производишь. Мы участвовали в госзаказе министерства обороны. Не представляете какая там творится мерзость. Действуют в наглую, не боятся ничего.
С этим, на ваш взгляд, можно бороться?
- Остановить беззаконие просто. Вот взяли бы Степашин и его ведомство (во всем мире подобных ведомств опасаются, а нашего - нет) вместе с прокуратурой и провели после таких тендеров проверки тех, кто выбыл, и тех, кто выиграл, посмотрели бы их техническое состояние. Тендеры выигрывают организации, которые и шить-то никогда не умели. Бракоделы. Они вначале платят (первоначальный откат – 10%, стоимость лота – 2 миллиарда), чтобы их допустили к участию, потом еще доплачивают на финише. Вот их бы проверить. А дальше взять на контроль движение денег этих фирм, проверить тех лиц, которые пропускали эти заказы. И вот если парочку человек посадить лет на 15, а можно и пожизненно, уже на следующий год никакой коррупции не будет.
Другого механизма нет. Анонимки писать нельзя, напрямую жаловаться опасно - либо вас уберут с рынка, либо убьют. Так вот задача государства – не заниматься болтовней, а продумать, как ликвидировать эту порочную систему. Тогда появятся деньги на социальные расходы, на модернизацию, инновации и еще много на что.
Если систему не изменить, мы с вами можем и на один доллар жить, но в итоге все равно помрем. Потому что тем, кому нужны миллиарды, всегда мало, мало и мало, они все равно все заберут. Поэтому первое, что должен сделать президент – нанести удар ниже пояса тем, кто не любит работать, а любит только воровать. Иначе я за него не ручаюсь.
Досье:
Иванов Александр Григорьевич, генеральный директор «Кировского ордена Отечественной войны I степени комбината искусственных кож» (ИСКОЖ), владелец более 50% акций.
Дата и место рождения: 3 ноября 1945 года в Кирове в семье медицинского работника.
Образование: в 1964 году закончил механико-технический техникум по специальности «Технология искусственной кожи»; в 1970 году закончил факультет «Технология резины» политехнического института.
Карьера: с 1964 года работает на комбинате «Искож». Был лаборантом цеха РТИ, бригадиром цеха цветной резины, мастером, начальником смены, заместителем начальника цеха, руководителем сектора технического отдела, заместителем главного инженера. В 1994 году решением акционерного собрания на конкурсной основе избран гендиректором «Искожа».
Был депутатом Заксобрания Кировской области 3 созыва.
Семейное положение: женат, имеет сына.
Беседовала
Мария Петухова
petuhova@bnkirov.ru