Широкие ровные дороги в Вятке 100 лет назад, судя по газетным заметкам, были, скорее, исключением.

Столетние колдобины

24.10.2011 00:29:00 1422 0

Что писала о дорогах вятская пресса сто лет назад?

Октябрь 2011. Кировские автомобилисты устали ездить по колдобинам и ямам и объявили о запуске проекта «Дорожный контроль: из чего сделаны наши дороги?» Они возьмут пробы отремонтированных в 2011 году дорог и проведут экспертизу.
Год 1911-й. Тема дорог - ключевая в вятской прессе. Газеты губернского города пишут об извозчиках, которые тонут в грязи и ломают колеса, о «забывчивости городской управы к дороге», а отдельный «дорожные» вопросы Вятки доходят даже до Правительствующего Сената. Пробежимся по страницам вятских газет?

***
«Начатый по инициативе вятского полицмейстера спор между городом и уездным земством о том, кто должен содержать в исправности зимнюю дорогу через Вятку, дошел до Правителствуещего Сената. Который постановил, что содержать ... должно земство. Спор этот ведется между городом и земством с 1889 года.
Пока городская и земская управа препираются в словесном единоборстве кто должен содержать зимнюю дорогу через Вятку в Дымково, езда по ней стала совершенно невозможна и даже опасна. На этой неделе с преосвященным Филаретом едва не случился несчастный случай, при езде по этой дороге. Возок, в котором ехал вятский преосвященный, совсем чуть не опрокинулся, и только случайность спасла, и он опять стал на полозья. При этом преосвященный Филарет едва не выпал.
Не лучше обстоять дела и с дорогой по Ивановской площади и от Ивановской улицы по Владимирской до вокзала. Хотя по представлению пристава второй части Якимова, управа произвела 11 января частичную поправку, но к 20 числу путь снова пришел в первоначальный вид. В связи с этим вятский полицмейстер, просил управу уведомить его, кто является ответственным лицом по исправлению дорог. Не получая до сего времени от управы ответа, полицмейстер сделал представление губернатору». (Февраль 1911)

***
«Наши домовладельцы, несмотря на то, что мимо многих домов проходить по обледенелым тротуарам крайне затруднительно, упорно не желают очищать их ото льда. Между тем, в настоящее время, когда оттаявшие днем тротуары к вечеру застывают, особенно нужно следить за их состоянием, чтобы избавить их от опасных падений». (март 1911)
***
«Городская управа, изыскивая источники доходов, находить своевременным установить сбор в пользу города с велосипедов и прочих автоматических экипажей. Возражающих нет. Спрашивают лишь, в каком размере установить налог. Председатель сообщает – полтора рубля с велосипеда. В зале шум. Все говорят, перебивая друг друга. В целом мнение однозначно, – Мало, надо 10. Председатель объясняет: больше 1 р. 50 к., нельзя. Из зала– «Жаль». Решено налог с велосипеда установить по 1 р.50 к. в год, с автомобилей и прочих автоматических экипажей 3 р. с силы. (март 1911)
***
«И еще одна статья доходов изыскана управой. Это – места для стоянки извозчиков. Если они хотят зарабатывать деньги, пусть платят за место. Прения возбуждает лишь размер платы.
Решили: за места у клуба взимать по 10 р., на более бойких местах 6 р., на менее бойких 4 р., еще менее бойких 2 р». (март 1911)
***
Из приказов господина Вятского полицмейстера:
«Предлагаю господам приставам принять энергичные меры по очистке домовладельцами полотна дорог против своих владений и своевременной уборки навоза». (март 1911)
***
«С наступлением теплых дней пожарными городскими командами производиться поливка главных улиц иногда по несколько раз в день. Еще лучше было бы, если улицы в ночное время предварительно очищались от навоза и мусора. (май)
***
«О том, что в Вятке ухабистые дороги, не является тайной. Особенно плохо по ним передвигаться в темноте и в распутицу. Так дорога на вокзал – нерв города и в забросе не должна быть. Горожане с северной и северо-западной части города, направляющиеся на Котласскую линию, пользуются вокзалом. А там площадь весной и осенью тонет в грязи, проложенные мостки, по вятскому обычаю, снабжены капканами и ловушками, так что путешествие на вокзал, особенно впотьмах, незабываемо! Летом это неудобство можно перетерпеть, но вот с наступлением осени и непролазной грязи, сообщение с вокзалом поддерживается с великим трудом. Извозчики, которые тонут в грязи и ломают оси и колеса, вполне  справедливо возмущаются забывчивости городской управы к этой дороге. А ведь они тоже – плательщики. Главной причиной отсутствия дороги является спор города с земством – кому содержать дорогу. Пока между ними спор будет продолжаться, обыватели будут ломать ноги свои и своих лошадей. Выиграет ли от этого город – неизвестно, а что проиграет – можно сказать наверняка». (август 1911)
***
«Вследствие дождливой погоды улицы города покрылись грязью, которая особенно затрудняет езду в немощенных кварталах города. Переходы через улицы так же покрылись слоем грязи, и пешеходы буквально утопают в ней. Тротуары к станции Вятка II совершенно не очищаются от скопившейся на них глины, благодаря чему, особенно на уклонах, пешеходам с багажом путешествие становиться тяжелым и опасным». (сентябрь 1911)
***
«По Хлыновскому мосту, стало почти невозможным пешее сообщение. В прошлые года место для пешеходов, вместо тротуаров, было выделено положенным для этих целей бревном. Ныне в целях экономии бревно не положили. Наиболее предприимчивые пешеходы, особенно учащиеся, переходят по концам мостовой, выступающим на 7-10 вершков за перила моста, рискуя ежеминутно свалиться под мост». (сентябрь 1911)

Подготовила
Мария Петухова
petuhova.mv@gmail.com
По материалам радиостанции «Эхо Москвы в Кирове»
и www.herzenlib.ru

Если Вам интересно,  как жила Вятка сто лет назад, читайте другие материалы из рубрики «Купеческая Вятка»:

Не гуляйте с реалистами 

О силе Любви

Дело врача

Замуж за связиста

Вредный полячишка

Вятка конца XIX века в цифрах

Гуляния, рыдания и окурок

Реформа медицины. Век XIX

Дайте мяса и вина

VK FB TW
оставить комментарий
Спасибо за комментарий! Он будет опубликован после модерации
Текст сообщения
Перетащите файлы
Ничего не найдено
 

Также читайте