Предприниматель посоветовал продавать бизнес своим конкурентам
Владелец агентства по продаже бизнеса Алишер Бикбулатов дал советы предпринимателям, которые задумались о продаже своего бизнеса.
По словам эксперта, первый этап – это оценка проекта. Необходимо объективно подойти к этому моменту, учитывая потенциал и риски бизнеса.
«К примеру, мы в агентстве не берем в работу кейсы, когда у бизнеса убитая ниша, владелец не может подтвердить выручку или объект не ремонтировался 25 лет. В целом же, продать можно все. Это как с яблоками. Кто-то берет сочные, они идут на еду. А некоторым нужны подгнившие в компот», – пояснил Алишер Бикбулатов.
Второй этап – привести в порядок бухгалтерию и налоги. И после этого задуматься о том, кому можно продать бизнес.
«Самый главный секрет, если хотите продать бизнес дорого – надо найти того, кому он нужен, – поделился Алишер Бикбулатов. – Вот вам лайфхак – выпишите 10 своих конкурентов. И попробуйте продать бизнес именно им. В 70% случаев именно это и работает. Если нет, то стоит красиво упаковать бизнес: стильный сайт, рилсы, презентация и финансовая модель. Важно прописать перспективу проекта. Дальше предлагаем поставщикам. Потом можно задействовать такие площадки, как Авито, Циан, Сбер и т.д. Работает также размещение объявления о продаже в «Яндекс. Директ», соцсетях. Допустим, в тематических группах. И, как ни странно, прозвон по телефону. Отвратительная история с точки зрения потребителя, но рабочая».
Исходя из практики эксперта, хорошо и быстро продаются пекарни, небольшие магазинчики, хостелы, склады и арендный бизнес. Говоря о наиболее частых причинах продажи, Алишер Бикбулатов отметил, что в большинстве случаев предприниматели сбывают свои проекты, так как не справились.
Разговор с владельцем агентства по продаже бизнеса состоялся в прямом эфире телеграм-канала «Бизнес Бизнесу».«То есть что-то не получилось у людей, и они принимают решение о продаже. Второе место в рейтинге причин усталость. Так было в свое время у меня, когда я продал хорошо налаженный бизнес пекарен. Казалось бы, доход от него был приличный. Просто кто-то может развивать много лет один и от же проект, а кому-то это надоедает со временем. Также есть группа бизнесменов, которым срочно понадобились деньги, к примеру, на погашение долгов. И еще есть те, кому просто так захотелось. Самое главное принимать решение без эмоций. Были в практике случаи, когда приходили продавать бизнес, потому что от них ушел ключевой сотрудник. Сразу появилось много «надо»: искать нового сотрудника, обучать его с нуля и т.д. Но когда эмоциональный фон собственника наладился, то все «надо» перестали быть непреодолимыми», – поделился Алишер Бикбулатов.