Дом без Васнецова
Иногда нужно писать добрые статьи. О добрых людях, которые делали большие и добрые дела на нашей земле. Об Аркадии Васнецове, например, которому как раз в феврале исполнилось бы 155 лет.
Народный учитель, городской глава, гласный Вятской городской думы. Благодаря ему в городе появились водопровод и электричество, да и к созданию музея имени его старших братьев — Виктора и Аполлинария Васнецовых, он приложил свою благодетельную руку. Так что читаем и сравниваем деяния Аркадия Михайловича и потуги нынешних «глав» и «гласных».
На берегу Засоры
Пройдитесь по улице Володарского (бывшей Никитской) до дома с номером 116. Старенький такой, окруженный большим зеленым забором. Здесь, на краю оврага Засора (на дне оврага в те времена бил ручей), когда-то жил Аркадий Васнецов. У этого дома-памятника и начнем рассказ.
Собственно, о доме. В середине XIX века здесь жил учитель Вятской мужской гимназии немец Кентман. Как пишет Татьяна Демихова в «Новой газете», «просвещенный, образованный, принимавший участие в городском управлении, он (Ред. - Кентман) слыл за человека весьма неординарного: преподавал строго, городские вопросы решал основательно, а по случаю вечеринок – с фисгармонией и праздничными блюдами – на крыше вывешивал флаг, который служил сигналом: добро пожаловать, други, герр Кентман ждет вас в гости!». Кстати, до Кентмана здесь был одноэтажный дом с оранжереей, теплицей и хозяйственными постройками. Мезонин надстроила немецкая чета.
Еще кусочек из биографии дома: дом на Никитской рисовал художник Аркадий Рылов. Он был очень дружен с Кентманами, им и подарил картину. А в ответ получил свои первые масляные краски, с которыми, по легенде, отправился учиться в Академию художеств к Куинджи.
Через некоторое время после того, как Кентманы покинули Вятку, а именно в 1894 году, новым хозяином дома стал учитель, мебельщик, а в будущем видный общественный деятель Аркадий Михайлович Васнецов (родился в селе Рябово). Его не смутило даже соседство со свалкой мусора (она расположилась в Засоре всего в 10 саженях от дома). Дело в том, что, как пишет Демихова, «о собственном доме Аркадий Михайлович мечтал давно. Первый взнос на оплату помог сделать Виктор: нашел в Москве хороших заказчиков на мебель, которую делал Аркадий, – мастерская расположилась в цокольном этаже дома.
Аркадий Васнецов был увлечен резьбой по дереву, инкрустируя мебель редкими породами дерева. Свои художественные работы он выполнял по эскизам Виктора Михайловича, и стул был уже не стул, а трон..., а буфет из столового превращался в буфет-терем. Мебель Аркадия Васнецова уезжала в столицу, имела медали на нижегородских выставках, в дом на Никитской приходили письма от принцессы Ольденбургской, Марии Федоровны Якунчиковой, Саввы Мамонтова – московские тузы жаловались: не на чем сидеть, негде посуду расположить, еще парочку!»
Итак, вот в этом-то покосившемся сегодня домишке жил, оказывается, первоклассный мебельщик.
Помню стол, стулья, которые он сделал сам, - вспоминала внучка Аркадия Михайловича Елена Васнецова (записала ее воспоминания Лариса Бажина для «Вятского края»). - Сейчас мебель находится в областном художественном музее имени братьев Виктора и Аполлинария Васнецовых. Двор был зеленый, рядом - высокие холмы. С них зимой катались на досках. Во дворе до сих пор липа растет, которую посадили очень и очень давно.
Где-то здесь, во дворе резвились восемь детей Аркадия и Ольги Васнецовых. Из развлечений у них был небольшой огород, сад и даже, говорят, площадка для крокета. Еще у Васнецовых был телескоп. «В доме всегда было шумно, - пишет Демихова, - приезжали братья с семьями, в японскую войну на кухне стояли на посту солдаты, а в 1905 году, вспоминают дети, на чердаке жила гимназистка Валя, которую искала полиция. Дом жил».
Начало водопровода
Все было в доме Васнецова. А вот водопровода не было. Будучи уже служащим Городской управы, Васнецов настойчиво хлопотал об устройстве в городе водопровода и строительстве электростанции, гордился, что удалось все это сделать без иностранных инвестиций, и наотрез отказался от предложения провести водопровод лично к его дому, потому что «у других-то водопровода еще нет» (читаем и не забываем сравнивать деяния Васнецова с потугами нынешних глав). Аркадий Михайлович дважды избирался городским главой, но каждый раз отказывался от должности, оставаясь помощником и заступающим место городского главы.
- У Аркадия Михайловича времени на семью практически не оставалось. Уходил из дома рано, возвращался поздно, - снова читаем в воспоминаниях Елены Васнецовой. - И, как правило, закрывался в своем кабинете и не выходил оттуда. Ночевал тоже там - спал на небольшом диванчике.
Кабинетик Васнецов отгородил себе от общей большой комнаты. Здесь по вечерам он работал. А еще, имея за плечами 20-летний учительский стаж, писал учебник для школьников «с учетом прогресса науки» и работал над собственной книгой.
Дом-отшельник
В первые годы революции Аркадий Васнецов был обвинен в растрате казенных денег и сопротивлении советской власти и взят под арест. «По семейной истории, Аркадий Михайлович, будучи главой Вятки, объявил борьбу с бандитизмом, - пишет Бажина со слов Елены Васнецовой. - На эти цели выделил из общественной казны тысячу рублей. По тем временам - деньги большие. Но нашлись «доброжелатели» - обвинили его в том, что пустил деньги на ветер. За это его посадили в тюрьму. Отсидел Аркадий Михайлович девять месяцев, пока в его судьбу не вмешались братья - Виктор и Аполлинарий, которые тогда уже жили в Москве». По амнистии Аркадия Васнецова отпустили на свободу. Но здоровье его было уже подорвано, он заболел и в 1924 году умер. Похоронили Аркадия Михайловича на Ахтырском кладбище. Над могилой поставили простой деревянный крест. Сейчас на месте этого кладбища - областная больница». Реабилитировали Васнецова лишь в 1992 году.
Что стало с домом? Татьяна Демихова пишет, что «семья Васнецовых жила здесь до 80-х годов. В 80-е всех расселили: печное отопление и отсутствие водопровода сделали дом отшельником, он остался в ведении города. Художественный музей соглашался взять дом на свой баланс только при условии, что городские власти проведут воду и тепло. 10 печей дома надо было топить. Но администрация навстречу не шла. С 1992 по 1996 год здесь расположилось творческое объединение «Вятское подворье». А потом был пожар, сгорело почти полкрыши, и городские власти выделили деньги, был укреплен фундамент, сделан косметический ремонт... Хотели делать здесь музей, воссоздав в экспозиции весь 300-летний род Васнецовых, потом думали отдать дом художникам под мастерскую, открыть студию современного мебельного дизайна, памятуя о ремесленничестве Аркадия Васнецова, но все эти проекты упирались в одну проблему – в доме не было отопления и воды. И он стоял пустым, мерз и постепенно умирал... В 1998 году на Володарского, 116, появился новый жилец - Анатолий Никифоров — художник, реставратор, который взялся присматривать за домом. Ему обещали оплачивать дрова (в доме 10 печек) и электричество, но обещание держали недолго.»
Анатолий Никифоров, сотрудник музея Васнецовых, живет в доме Аркадия Васнецова до сих пор. Все планы по созданию в доме каких бы то ни было музеев так и остаются планами, так как воды и отопления по-прежнему нет. Домом владеет город, и у нынешних глав решение вопроса дальнейшего существования дома, где жил их предшественник, судя по всему, не в приоритете.
Мария Петухова
petuhova.mv@gmail.com
По материалам Т. Демиховой (www.novayagazeta.ru),
Л. Бажиной (Вятский край»), В. Любимова.