Интервью с Юлией Савиных

03.09.2012 00:04:00 2781 0

Экс-гендиректор Агентства территориального развития рассказала, почему в Кирове  нет чиновничьих препонов для бизнеса и повального желания брать готовые инвестиции.

Инвестиций не просили
 - Мы начали с того, что провели анализ существующей работы по привлечению инвестиций, потому что она  исторически велась крайне несистемно. Одновременно нужно было найти средства на реализацию всех наших идей, выстроить конструктивные отношения с теми, кто может привлечь деньги в регион, а также понять: есть ли в Кировской области проекты, которые мы собираемся показывать инвесторам? Также анализировали структуру экономики , чтобы понимать, на базе каких предприятий могут быть созданы предпосылки для развития малых и средних инновационных форм. Прорабатывали тему технопарков. Предвосхищая ваш вопрос по этому поводу, отвечу, зачем они нужны. Представьте предприятие, у которого растет прибыль и налоговые поступления, есть потребность в развитии, некой интеграции в новые виды сопутствующего бизнеса. Но у самого предприятия на это нет бюджета, а у правительства отсутствует идея, что можно сделать в рамках технопарка. Вот тут начинается наша работа по объединению интересов власти и бизнеса для создания условий привлечения инвестиций. Однако мы понимаем, что на успех дела влияет такое важное базовое понятие как инфраструктура, законодательство, ресурсы.
Допустим, дорог было 100 километров. Можем ли сказать, что за два года их стало 130? По сути проблемы, которые были, остались, поэтому в комплексе я думаю, не сейчас мы должны смотреть на увеличение процента инвестиций, индексы и графики роста стабильны и прогнозируемы.

Однако одна из причин создания АТРКО в 2010 году — падение инвестиций в регион на 30% в 2009-м. Смогло ли агентство повлиять на улучшение ситуации?
- Если бы мы вкладывались в реальный сектор экономики: в новые проекты, производства, ответ был бы «да». Но агентство создано как институт развития, все это время мы «прощупывали» то, из чего в итоге должны были появится проекты, идеи, реализация проектов.
На самом деле рост инвестиций - это не задача агентства. Нам ее не ставили и полномочий таких не давали. Для этого есть органы исполнительной и федеральной власти. А мы как региональный институт помогли чиновникам  и  бизнесу осознать положение, в котором находится регион: понять, что такое инвестиции в Кировской области, есть ли они вообще, есть ли изобретатели, которые нуждаются в финансировании проектов,есть ли предприятия,которые можно развивать,или следует начинать совершенно новые виды производств и услуг.
Мы находили  компании, патенты, изобретения, людей, тратили на это время и бюджетные средства. Теперь понимаем, что существует, условно говоря,80! таких проектов, 50 -, 0 - таких, для их реализации есть такие-то условия или же их нет... Это механизм работы любого института развития в любом регионе. Параллельно мы хотели внедрить принцип «одного окна» по сопровождению инвесторов. Я могу сказать, что при всем желании губернатора это сделать, фактически мы к этому не пришли только по той простой причине, что у нас не была готова на момент создания агентства нормативная база. Де-факто принцип «одного окна» как таковой не присутствует в регионе, потому что если бы он был бы востребован, на что бы все остальные , вариант агентства- это совершенно антикоррупционный механизм,который идеалогически не востребован. Пока существует теневая экономика и «откаты», бизнес,который «дает хлеб коррупции»- такие агентства не нужны,потому,что все прозрачно и честно.Прямо.

Кто ваши конкуренты?
- Инвестиционные компании, консалтинговые агентства, юридические бюро. Обычная штатная ситуация: приходит инвестор, хочет что-то построить. Ему нужна организация рабочего места, команды, которая будет его проект сопровождать,согласования в короткий срок, льготные условия « индивидуальные» Эту «услугу» сделать мы можем. Квалификации и экспертов для этого хватает. Вопрос заключается в следующем: кому это надо и готовы ли инвесторы за это платить?
Я благодарна моим ребятам, которые трудились в АТРКО два года, верили в каждого, кто обращался и выступал «надеждой» для тех, кто уже утратил веру в себя и свои изобретения.
Они стали настоящими профессионалами и конкурентов у них нет. За ничтожные деньги мы вели работу, которая стоит совершенно других затрат. И я ручаюсь за каждого, кто был в команде АТРКО и правительства. Мы были единым организмом и верили в друг друга.

Однако предприниматели жалуются на препоны, которые им ставят чиновники, мешая работать. Возникает несоответствие: чиновники, с одной стороны, мешают работать, с другой — создают агентство, которое бы не давало им мешать бизнесу трудиться.
- Смотрите. Вот обращается в правительство предприниматель. Ему говорят: «Иди в агентство, мы его специально создали, чтобы вы ходили не к нам, а туда». Но он будет обходить наше здание . У нас же никто не идет просто к специалисту. Все ведь сначала идут к губернатору. Потом к вице-губернатору, к начальникам департаментов и только потом к специалистам. Когда они оказываются у специалистов, накапливается усталость, потому что полгода прошло. А нельзя было сразу прийти к специалисту, проработать вопрос, грамотно подойти к его решению на основании нормативно-правовой базы, финансов, да любой части, которой не хватает в проекте, и с готовыми документами прийти к губернатору? Это что? Амбиции или радость такая, что вот я веду проект и хочу, чтобы губернатор первый обо мне узнал? Стереотип такой. Вятский. И бесплатный.
Бизнес часто кричит «не мешайте», «препятствуют и затягивают сроки», при этом он не готов мне, как посреднику ,оплачивать деятельность  АТРКО по решению своих вопросов. Я готова выступать вашим адвокатом, но за чей счет? За счет власти, которая это будет оплачивать? К сожалению, у нас это «на ура» не воспринимается. Это воспринимается как трата бюджетных средств,и СМИ разогревают необоснованные тезисы.

Растраты не было
Кстати о трате. Есть информация, что за два года работы вы смогли заработать 240 тысяч рублей, а потратили 6 миллионов. Это же огромный убыток.

- Любую информацию можно всегда подать с двух сторон. В России отсутствует понятие оценка интеллектуальной собственности. Если через затратный метод мы оценим то, что мы создали - баланс будет положительный. Но ни одна оценочная компания не нашла оснований произвести оценку( в рамках действующего законодательства) той деятельности, которая велась. Стул стоит денег. Стол и компьютер – тоже. А часы интеллекта и жизни сотрудников и чиновников равны нулю. Это то, что на другой стороне медали.

Да ее никто не знает, эту другую сторону!
- Вы первая, кто захотел об этой стороне узнать за два месяца «заказных статей». Хотя мы всегда в течении двух лет приглашали журналистов на мероприятия, которые проходили с нашим участием, чтобы все видели, слышали и понимали, чем занимается агентство, какие проблемы, какие и когда будут результаты.
Вот мы растратили деньги. Я ведь не отрицаю это. Но в Кировской области появились вещи, о которых до прихода Белых даже не слышали. К сожалению не все в этой жизни меряется деньгами. Я сочувствую тем, кто этого не понимает, нарушает закон ради ежеминутной личной выгоды или обычного невежества. Проходят годы, пока многие «дозревают», а время упущено и впереди другие регионы.
Вы знаете, что в уставный капитал общества заложили 10 млн рублей, а смета расходов деятельности агентства, чтобы выполнить поставленные задачи, в год составляла  как минимум 12,5(!) миллионов? Первые полгода мы разрабатывали нормативную документацию, искали проекты, партнеров, клиентов. Чья функция развивать инвестиционный климат? Правительства.
Еще полгода ушло на поездки по районам области, изучение предприятий, встречи с людьми, чтобы понять: что же есть-то у нас реально в Кировской области? На этом этапе выяснили, что 80% людей, которые кричат о том, что у них есть все кроме денег, не готовы работать с инвесторами. Они хотят получить бесплатную помощь, бесплатную субсидию, преференцию в виде снижения налогов, короче халяву от государства. Потом оказывается, что эти налоги никто не платит. А с чего преференцию давать? Замкнутый круг.
При этом не было написано ни одной целевой программы, не заключено ни одного государственного контракта на то, чтобы оказывать услуги предпринимателям бесплатно, потому что цель создания акционерного общества - получение прибыли. Мало того, что я должна была создать коммуникации между властью и бизнесом, найти инноваторов, выстроить разнослойные пути для реализации любого проекта, нужно было еще на это заработать деньги и себя со своей структурой обеспечить. Да, все должно выстроиться в систему легкого и быстрого сопровождения инвестиционного проекта, но с ответом на вопрос: кто за это платит? Пока платило региональное правительство, потому что мы денег не зарабатывали.
Создание условий для привлечения инвестиций - это не год, как от нас ждут. Мол мы вам дали 10 миллионов, а вы нам через год выдайте миллиард. Это фокусы. На самом деле такого не бывает. Чтобы пошла, как вы говорите прибыль, надо сначала придумать, какое направление деятельности ее обеспечит, создать его. А любой срок проработки окупаемой бизнес-идеи — 2-3 года.
Могу вам сказать, что у подобных агентств в других регионах уставные капиталы в десятки миллионов больше, за счет этого они могут вкладываться в проекты, входить в них как участники, получать субсидии,привлекать гарантии и залоги.
Знаете, почему я боюсь отвечать на вопросы: вырос ли процент инвестиций за счет АТРКО? Потому что если я скажу «нет», вы спросите: «чем вы тогда два года занимались»? Хотя, уверена, что они увеличились,Я знаю не менее 3 десятков людей которые за эти показатели бились.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Да, хочется конкретики.
Я уже сказала вам, что правительство не заложило денег, на которые мы могли бы оказывать свои услуги. Не потому, что плохие и непрофессиональные, а потому что у агентства есть другие задачи, которые нужно решать. Извините, сидит ученый со своей разработкой. Мы можем ее запустить, пусть не в рамках Кировской области, но можем. Для этого надо написать хотя бы презентацию, в которую вставить три основных показателя: предмет, сумму реализации, срок окупаемости и понимание, насколько будет востребован новый продукт,найти рынки сбыта и аналоги.
Где ему брать на это деньги? Когда в первый раз в Кировскую область приехали Сколковцы, а это работа агентства «от» и «до», средний возраст людей, пришедших на первое  совещание, был около 60 лет. Вы думаете, они смогут заплатить по рыночной ставке за написание бизнес-плана, как требует «Роснано», «Внешэкономбанк» или Фонд «РВК» ( 200 000 у.е.)
На эти растраченные, как вы говорите, деньги, мы установили контакты со Сколково, Силиконовой долиной, презентовали кировские проекты на международных выставках, помогали Вузам завязывать контакты с другими странами, те создавали необходимые элементы экосистемы инновационной экономики.
Мы отобрали 10 проектов, авторы которых отправятся на бесплатное профессиональное обучение в Стенфорд. Деньги на это дает даже не региональное правительство, а федеральное. Было у нас это до нас?
В 2011 году Кировская область получила одно из первых мест по инвестиционной активности в ПФО, несмотря на то, что по экономическим показателям, сами понимаете, как нам конкурировать с Нижним Новгородом, Самарой, Пермью и т.д. Мы работаем с тем регионом, который имеем. Все зависит только от людей которые в нем живут и работают.
И я могу сказать, что за три года работы губернатора область стала лучше, появились новые предприятия, стратегии,инновации которых никогда не было.
Еще один пример. В Кировской области есть очень крупное производство. Уже несколько лет его руководство заявляет, что у них есть инвестиционный проект. И агентство, и власть приложили все усилия, чтобы на заявленный проект появились инвесторы, которые  ждут документов от этих заявителей уже больше года.

Кто инициатор проекта?
- «Лепсе». Это к тому, что не всегда то, что говорят люди в отношении бизнеса и власти соответствует действительности. У нас заявки по «Лепсе» отправлены везде, начиная с «Роснано». Когда приезжали компании UFC и «Метрополь», первые проекты, на которые они были готовы предоставить средства, были по заводу «Лепсе». Но у нас до сих пор не подписано соглашение с заводом о предоставлении бумаг инвестору, которое неоднократно отправлялось руководству «Лепсе». И таких заявителей за два года работы в среднем 700 было. Когда люди говорят: «Вау, у нас такой проект»! Потом оказывается, земля не их, пароходы не их, идеястиражирована  в Москве, а у них нет на нее патента. Ведь нам в это все вникнуть надо, провести как минимум три вида экспертизы: юридическую, экономическую и финансовую. Потратить время, использовать потенциал людей, которые сидят и за заработную плату все делают. Кто это должен оплачивать? Инициатор, который обращается? Ведь мы несем риски недобросовестных обращений. Мы такие же люди: нам ставится задача, и мы хотим ее решить. И правительство Кировской области априори пошло на эти риски.

При этом сам чиновник участвовал в создании агентства.
- Это уже следующий вопрос. Иногда мне просто приходилось разбивать свой лоб, чтобы доказать, что проект, который я сопровождаю, — это не мой миф, а реальный человек с реальным производством и идеей, поэтому давайте дадим ему возможность...
Сейчас очень сложно дать оценку: что удалось, а что нет. Я ее даже сама себе не дам. Скажу только, что все, кто к нам обратился, кропотливо заполняли документы, отвечали на требования банков и институтов развития, смогли запустить работу по реализации своей идеи. Очень многие после обращения к нам получают банковские кредиты, которые до этого не могли получить.

Например?
- Это, может, не всегда крупные, не миллиардные проекты, но они есть фактически. Например, строительство коттеджного поселка «Прудный» в Белой Холунице; многофункциональный комплекс аэропорта «Победилово»; создание окон в Кирово-Чепецке; нефтеперерабатывающий завод по переработке газового конденсата со складом сырья и нефтепродуктов; производство натуральной функциональной продукции пищевого и фармакологического направлений с применением ржаного солода «БИОР»... Некоторые вещи проиллюстрировать очень сложно, потому что иногда мы участвовали в сопровождении проекта косвенно.
Не бывает так: открыли агентство и выстроилась очередь из инвесторов на целый день. Да я бы рада, но в реальности приходит инвестор и говорит: «Я готов создать предприятие, вот оно у меня уже есть, только сделайте мне 20 километров дороги». Правительство сидит и думает, где взять денег. А где агентству-то их взять? И инвестор говорит нам: зачем мы к вам пришли, если вы не можете эту дорогу организовать? Понимаете, какие вопросы нам приходится решать? В итоге, чтобы не упустить инвестора, обещаем решить проблему. При этом я не знаю, смогу ли на самом деле исполнить обещание. У нас много таких случаев, когда люди помощи не дождались по объективным причинам. Эти объективные причины всем понятны — отсутствие в Кировской области инфраструктуры; федеральных, да не важно каких средств не на латание дыр, а на создание чего-то нового. Помните, когда обсуждался вопрос по зоопарку? Я очень понимаю чиновников, которые говорили: лучше мы построим 10 детских садов или школу. В условиях нашей экономики всегда стоит вопрос выбора. При этом мы постоянно движемся вперед. Вы вот в своей газете написали про Левинцы, про биохимзавод, которые 30 лет стояли. Естественно, это командная работа и правительства, и агентства, и бизнеса, и федералов. Какую-то ее часть делали мы, какую-то - правительство, какую-то - сами инициаторы и инвесторы. На сегодняшний день из классных социальных проектов могу назвать «ТерраСпорт». Агентство его официально не ведет, но мы всячески пытаемся помочь, потому что такой инвестор несет все риски самостоятельно, хотя в других регионах они давно уже сняты.



Почему не хотят платить?
- У нас такая ментальность. «Зачем мне платить, если могу все это получить бесплатно»? А я должна проект сопровождать только за деньги, потому что есть органы исполнительной власти. И пока инвестор может сам в этих коридорах получать бесплатную помощь, он ко мне не придет, потому что я для него - бремя затрат.

Командная работа
А вам комфортно работать с кировскими чиновниками? В частности, с Коршуновым, который курировал агентство и сейчас покинул свой пост.

Тяжелый вопрос. Он, наверное, философский. У нас есть общие поставленные задачи. Грамотно-неграмотно - не всегда зависит от фамилии. Какая бы у меня ни были фамилия и уровень профессионализма, они распыляются на систему, управленческие решения. Могу сказать из своего опыта - за два года я ведь в правительстве своей не стала, потому что я для чиновников красная тряпка. У меня всегда есть какие-то идеи, готовность их воплощать. Как говорил один возрастной чиновник, «бумага должна належаться, сок дать».
Плохо-хорошо я это делаю — другой вопрос. Но я хочу это делать. И беру на себя ответственность.
А Алексей Дмитриевич оказался очень хорошим моим учителем. В том, что у нас иногда что-то не получается, зачастую виновата не фамилия или профессионализм чиновника. Просто нет механизма реализации идеи. У нас очень много в правительстве одаренных и талантливых людей. Но в наших экономических условиях всегда будет стоять вопрос выбора: построить зоопарк, в который будут ходить дети, или садик, потому что их родителям нужно работать, чтобы заработать на зоопарк. Вопрос выбора — это не вопрос профессионализма. Это вопрос условий. И за два года создано очень много условий для того, чтобы это все структурировалось и реализовывалось. Только есть ли готовность воспользоваться этими условиями? Возьмите «Нововятский лыжный комбинат», сырный завод, Стрижевский завод. За ними ведь стоят реальные люди, которые берутся и делают.

Что будет дальше с агентством? Оно вошло в состав корпорации развития. Будете ли вы участвовать в конкурсе, чтобы ее возглавить после увольнения Сафонова?
- Я не понесла документы на конкурс. А Сафонов... Он до сих пор не понял, чем мы занимались все это время. У меня есть картинка того, как все должно быть, но сможет ли она  выжить? На сегодняшний день я нахожусь в переходном внутреннем состоянии, потому взяла паузу. Идти дальше — это большой шаг, ради которого надо пожертвовать очень многим. Сейчас могу сказать, что с чистой совестью, всей душой рвалась работать в агентстве. Ради этого ушла из своего бизнеса...

Вы не думали пойти в политику, чтобы быть ближе к правящей партии и облегчить себе решение некоторых проблем в том же агентстве?
- Я до сих пор не понимаю как такового слова «политика». Например, депутаты Гордумы, если не ошибаюсь, собираются принять закон о выкупе муниципальной собственности и земли по кадастровой оценке в 100%. Вместо льготной 2,5%. Кусок земли по новому закону будет стоить как два предприятия. Предприниматели вымрут. На сегодняшний день это и есть политика в чистом виде. Отсутствие разума и причинно-следственной связи в действиях общества - это наша история, и она не радостна.
Ни в какую политику я лезть не хочу. Хочу работать и улучшать свою жизнь, жизнь своих детей и людей вокруг. Я не политик, а человек, который взял на себя ответственность, несмотря на то, что должность гендиректора агентства была изначально расстрельной.
Понимаете, у меня не было вообще никаких полномочий заниматься той деятельностью, которой я занималась в агентстве. Я это делала в силу каких-то своих личностных качеств, образования, возможностей, которые появлялись, и поддержки губернатора, который до сих пор верит всем и каждому дает возможность реализоваться. Я им горжусь,и ни разу не разочаровалась, что работала два года у него. Буду продолжать ему помогать и верю,что все получится.
Если бы я делала то, что мне прописано уставной деятельностью, как многие, потому что, сейчас вам вообще нечего было написать. Те условия, которые мне дали - это спичечный коробок, а перспективы, которые есть у каждого, это как говорил Лев Толстой: «Наличие чистой совести и возможности быть нужным людям».
Вот вы говорите «коррупция». А у меня за два года ни разу никто ничего не попросил и не предложил. Нельзя сдаваться. Нужно верить и трудиться. Честно. И тот, кто знает цену труда, верных людей рядом, никогда судить не станет.

Беседовала Надежда Курнакова
kurnakova_1985@mail.ru

Досье:
Юлия Александровна Савиных
, экс-генеральный директор «Агентства территориального развития Кировской области»
Дата и место рождения: 7 января 1979 года, г. Киров
Образование: Кировский институт иностранных языков - «переводчик-референт»; институт недвижимости США - «брокер в.м.к.»; ВГУ - «экономист-менеджер»; УГИН - «оценщик»;  аспирантура РАН
Карьера:
1999-2010 гг. - Корпорация  «Инком-недвижимость Киров», генеральный директор;
2001-2002 гг. - российское представительство OXIR LTD, замруководителя;
2006 год — президент Вятской Инвестиционной Консалтинговой палаты;
2007-2009 гг. - президент ВАПУРН;
2010-2012 гг. - «Агентство территориального развития Кировской области», генеральный директор.
Увлечение: музыка, спорт, путешествия.
Семейное положение: замужем, трое детей.
Любимые книги: Т. Драйзер, трилогия «Титан», «Финансист», «Стоик», «Сила Тишины» Шри Рави Шанкар.
Девиз: «Жить на 100% в гармонии и радости»

 

VK TW
оставить комментарий
Спасибо за комментарий! Он будет опубликован после модерации
Текст сообщения
Перетащите файлы
Ничего не найдено
Защита от автоматических сообщений
 


Также читайте