Татьяна Котвицкая: «Дружеский совет важнее материальной помощи»
— Татьяна, как родилась идея создания частного театра?
— Возникла постепенно. В один момент я поняла, что будет здорово иметь свое дело и ни от кого не зависеть. О бизнесе речи не шло. Искусство – дело неприбыльное, поэтому не было смыслов, целей заработка материальных средств. Изначально это понимала, что иду на риски. Однако говорят, что у любого бизнеса первые три года становление, работа в «минус» и только потом в «плюс». В принципе у нас так и было, проект театра можно считать бизнес-проектом.
— Как создавался театр?
— В 2018 году закончился мой первый контракт с драмтеатром, и я рискнула отправиться в свободное плавание. Первый год постоянно сомневалась: а стоит ли? может, не надо? Было страшно. Страшно еще и потому, что была одна. Не было партнеров по части администрирования. До сих пор мечтаю о таком партнере, однако каждый раз, выкладывая вакансию, люди приходят и сразу спрашивают: «А что будет по деньгам?» Говоришь, что нужно будет крутиться самим и зарабатывать – получаешь отказ. Победив свои страхи, в августе 2019 года я приступила к созданию логотипа. Опубликовала пост с идеей на странице в соцсетях. Люди стали поддерживать, говорить, что это круто, это здорово. Появился дополнительный стимул. Нашли чистое помещение 120 м2 в аренду. Так 23 сентября открылись с первым спектаклем.
— Реализовалась ли задумка проекта?
— Замысел мой был прост: хотелось сделать площадку, некий театральный коворкинг, чтобы любой театральный деятель получил возможность реализовать свои идеи, репетировать и ставить спектакли сам. Сразу начали очень активно работать: проводили поэтические вечера, создавали кукольный театр. Именно как коворкинг это заработало, да.
— Какие направления работы есть сейчас?
— Первое из направлений работы, – конечно, спектакли. Второе – сдача помещения в аренду. И третье – набор ребят в группы, чтобы взращивать и учить будущих актеров. Практически сразу после начала деятельности театра был набран первый актерский взрослый курс. Кто-то пришел уже с актерским образованием, кто-то после занятий устроился на работу в театры Кирова.
— Как частный театр пережил пандемию коронавируса?
— У меня опустились руки, настолько было тяжело. Аренду платить нечем, не говоря уже про зарплаты педагогам. Но, знаете, выжили: делали онлайн проекты, читки спектаклей в онлайне. Аудитории «зашло». Мне очень нравится наш город за особую культурную среду и театральную публику. Было очень много поддержки.
— В чем особенность камерного театра?
— «Камера» – это комната, помещение, имеющее очень сложную специфику. Когда комната маленькая, получается, что актеры находятся в 1 метре от зрителя. Естественно, что и актерам это непривычно, и самим зрителям. Здесь не подойдут традиционные формы театрального искусства.
— На какие средства был создан проект?
— У нас ориентированность именно на искусство, желание создать что-то свое в Кирове. С начала работы театра все было за счет моего стартового капитала. Но буквально в тот же месяц мне дали грант в размере 100 тысяч рублей от Министерства культуры РФ и Союза театральных деятелей РФ как для молодого театрального деятеля. Там не было жестких договоров и смет с пунктами о затратах. Я могла потратить эти средства на что хотела, и на них мы приобрели оборудование, технику для театра.
— Вы ранее говорили о деловом партнере. Были ли у театра заведения или предприятия-партнеры?
— Здесь, наверное, только личные и дружеские связи сыграли роль. С рекламой очень помогли, поддерживали. В первый год мы очень хорошо сотрудничали с Леруа Мерлен. Они сделали нам мобильный сценический комплекс просто за дружбу и упоминание в соцсетях. «Чудо хлеб» поддерживают своей продукцией для наших маленьких зрителей: каждому приятно после спектакля получить сладкий подарок. Такая взаимопомощь очень приятна. Я всегда считаю, что нужно поддерживать отношения с разными людьми. Если даже пути расходятся, всегда стоит оставаться в хороших отношениях. Мир очень тесен. Когда-то ты сможешь помочь человеку, когда-то он тебе поможет.
У меня есть знакомые из бизнес-окружения. С ними могу обсудить проблемы, спросить о вариантах решения. Для меня совет важнее материальной помощи: когда человек, построивший крупный бизнес, может дать рекомендации на будущее, это очень ценно.
— Судя по вашему рассказу, вы делайте все сами. Это же очень трудозатратно?
— Правда, тяжело тянуть на себе три линии: административную, финансовую и творческую. Успеваю по 30% в каждой, но считаю, что так и надо. Мне предлагали перейти в муниципалитет, предложить театр городу. Не пошла – это будет уже не твое. Не раз предлагали, даже как-то хотела согласиться. Потом подумала… Нет, у меня не будет свободы. Это не проявление эгоизма, это именно стремление сохранить свободу творчества и уют того камерного театра, который мы создаем.