Турбулентный аэропорт: коротко о проблемах «Победилово» и первых шагах к их решению
Проверка КСП
Основой для обсуждения стал отчет Контрольно-счетной палаты о деятельности АО «Аэропорт «Победилово». На заседании бюджетногокомитета результаты проверки озвучил аудитор Евгений Сунцов. «Победилово» – это акционерное общество, 100% акций которого находится в собственности Кировской области. Уставной капитал составляет 169,8 млн рублей. Имущественный комплекс оценивается в 605 млн рублей (балансовая стоимость).
С 2010 г. обществу предоставлено субсидий в общем объеме 1,3 млрд рублей. Из них в 2019-2022 г.г. – 467 млн рублей. Дивиденды от общества в 2019-2021 и текущий период 2022 г. не поступали.
– Отказаться от субсидирования аэропорта нереально. Либо мы должны закрыть аэропорт и уйти в древний век. Но этого нам не позволит ни руководство области, ни руководство страны. Тогда давайте честно отвечать на вопрос: какие деньги и в какой перспективе мы будем планировать, но за которые должны выполняться те мероприятия, которые будут прописаны? – спросила депутат Татьяна Ердякова.
Заместитель председателя правительства Кировской области Михаил Сандалов согласился с депутатом, что без господдержки деятельность аэропорта невозможна. В бюджет 2023 г. уже заложена строка расхода – 135 млн рублей субсидий. Ежегодный пассажиропоток аэропорта, осуществляющего перелеты по 4-8 направлениям, составляет 337 тысяч человек.
– Как правило, плановые показатели по государственным программам аэропортовой деятельности не достигались. Отраслевым органом исполнительной власти деятельность аэропорта признавалась неэффективной, что является следствием неудовлетворительной финансовой работы. Финансово-хозяйственная деятельность аэропорта ежегодно является убыточной. Непокрытый убыток по итогам 2021 года составил 148 млн рублей, – рассказал аудитор, отметив, что финансовая деятельность аэропорта находится в высокой зависимости от областного бюджета. КСП также отмечает, что у общества отсутствует долгосрочная и среднесрочная инвестиционная программа, стратегия.
– К плановым показателям очень много вопросов. Если смотреть на показатели 2022 года (что запланировано, исходя из фактических цифр 2021 года), они были нереальные. Либо ресурсы должны быть больше, либо показатели меньше, – отметила Ердякова.
Убытки за аренду Отдельно Евгений Сунцов остановился на заключенном с ООО «ТЗК Киров» [дочерняя компания «Аэрофьюэлз»] договоре аренды по комплексу склада горюче-смазочных материалов.
– Заключение договора аренды в 2011 году на заведомо не выгодных для аэропорта условиях привело к значительному объему не получаемых обществом доходов – более 350 млн рублей в год. И к риску утраты имущества вследствие его бесконтрольного использования и износа, – отчитался аудитор. Он напомнил, что вопрос расторжения кабального договора рассматривается в судах, однако перспективы для аэропорта не положительные.
На вопрос депутата Дмитрия Русских Евгений Сунцов отметил, что при отсутствии этого договора доходы аэропорта как раз бы увеличились на эту сумму (350 млн рублей) за счет хранения ГСМ и заправки самолетов.
Зампред Михаил Сандалов прокомментировал, что «Аэрофьюэлз» выходила к нему с предложением о встрече. Ее было решено отложить до получения заключения контрольно-счетной палаты. Теперь встреча, по словам чиновника, состоится.
Кто в ответе за аэропорт?
Михаил Сандалов также подробно объяснил, какие ведомства несут за деятельность аэропорта ответственность. На данный момент курирует деятельность общества министерство промышленности, предпринимательства и торговли. Минимущества является собственником и держателем всех акций предприятий областной собственности. На заседании сообщили, что курирование аэропорта «Победилово» (а вместе с этим и ответственность) возложили на заместителя председателя правительства Кировской области, курирующего минтранс и минстрой, Алексея Жердева. Об этом объявил первый зампред правительства Дмитрий Курдюмов. Соответственно, в ближайшее время за аэропорт вновь будет отвечать региональное министерство транспорта.
– Насколько помню, вопрос по «Победилово» обсуждается всегда: поддерживать-не поддерживать, как расторгнуть контракт с топливно-заправочной станцией. Вопросы вообще не меняются, как-то все в подвешенном состоянии. Поддерживать надо – это мое мнение. Уже пытались не поддерживать, что привело к спаду пассажиропотока. В то же время все действия и решения в части аэропорта должны быть открыты. Также обсуждается вопрос не только по расторжению контракта по ТЗК, но и созданию своей заправочной станции – это тоже непростой вопрос, – заметил первый зампред.
Позиция
– Действительно, аэропорт находится в экономически критической ситуации. И ежегодное выделение бюджетных средств на его содержание – тупиковый путь. Деятельность аэропорта «Победилово» следует пересматривать. Разработанная ранее стратегия неактуальна. Сейчас мы будем рассматривать деятельность аэропорта в составе транспортного блока правительства – такое решение уже принято.
Не буду обещать, когда «нарисуем» план конкретных мероприятий по аэропорту. Не исключаю, что это займет значительное время. Но организационный план по движению оздоровления ситуации в аэропорту сделаем в текущем году,– выступил Михаил Сандалов.