Депутаты и чиновники о «Победилово»: в чем извечные проблемы кировского аэропорта?

Депутаты и чиновники о «Победилово»: в чем извечные проблемы кировского аэропорта?

Елизавета Захарова 26.10.2022 14:15:48 3151 1
Финансово-хозяйственная деятельность аэропорта «Победилово» уже многие годы остается убыточной. Оптимистичные планы не строит даже руководство предприятия, закладывая в планируемые показатели убытки. Депутаты законодательного собрания Кировской области в очередной раз обсудили, в чем главные проблемы аэропорта и как их исправить. На данный момент четкого алгоритма «оздоровления» ситуации нет.

О деятельности АО «Аэропорт «Победилово» отчитался аудитор Контрольно-счетной палаты Евгений Сунцов. 

Аэропорт Победилово – это  акционерное общество, 100% акций которого находится в собственности Кировской области. Уставной капитал составляет 169,8 млн рублей. Имущественный комплекс оценивается в 605 млн рублей (балансовая стоимость). С 2010 года обществу предоставлено субсидий в объеме 1,3 млрд рублей. Из них в 2019-2022 годах – 467 млн рублей.

Дивиденды от общества в 2019-2021 и текущий период 2022 года не поступали.

«Общество ежегодно обеспечивало пассажиропоток до 337 тысяч человек. Регулярные перевозки осуществлялись по 4-8 направлениям. Однако, как правило, плановые показатели по государственным программам аэропортовой деятельности не достигались. Отраслевым органом исполнительной власти деятельность аэропорта признавалась неэффективной, что является следствием неудовлетворительной финансовой работы. Финансово-хозяйственная деятельность аэропорта ежегодно является убыточной. Непокрытый убыток по итогам 2021 года составил 148 млн рублей. В проверяемом периоде он оставался на более-менее одинаковом уровне только благодаря субсидиям», – рассказал аудитор.

Аудиторы подсчитали убытки кировского аэропорта «Победилово»

Общество, являясь коммерческим предприятием, в своих стратегических документах ежегодно планирует убыточную деятельность. Финансовая деятельность аэропорта находится в высокой зависимости от областного бюджета.

Необходимо решение вопроса по строительству нового аэровокзального комплекса, так как имеющийся аэровокзал имеет недостаточную пропускную способность. Ежегодно непроведение обновления и ремонта движимого и недвижимого имущества создает риски небезопасной эксплуатации аэропорта и обесценивания областного имущества (акций).

КСП также отмечает, что у общества отсутствует долгосрочная и среднесрочная инвестиционная программа, стратегия. КСП рекомендует разработать такую программу (в тесной связке с органами исполнительной власти), а также оценить целесообразность финансово-экономической модели деятельности «Победилово» и необходимую степень участия областного бюджета.

Убытки за аренду

Отдельно Евгений Сунцов остановился на проблемном вопросе – решении поставленной правительством области задачи по досрочному расторжению договора аренды по комплексу склада ГСМ с ООО «ТЗК Киров» [дочерняя компания «Аэрофьюэлз»]

—  Заключение договора аренды в 2011 году на заведомо невыгодных для аэропорта условиях привело к значительному объему неполучаемых обществом доходов – это более 350 млн рублей в год. И к риску утраты имущества вследствие его бесконтрольного использования и износа. Вопрос рассматривается в судах. Перспективы положительного для аэропорта решения проблем в судебном порядке на сегодняшний день под большим вопросом, – заключил аудитор.

Новости от «Бизнес новостей» «Победилово» ищет подрядчика для разработки архитектурной концепции нового аэровокзального комплекса

— От заключенного договора аэропорт теряет порядка порядка 350 млн рублей в год. Эта сумма намного выше – только по открытым источникам видно, что прибыль организации, которой передано имущество, только за хранение более 400 млн рублей, плюс еще оплата заправки. Аэропорт теряет под полмиллиона рублей. А мы только в этом году дали ему 130 млн рублей. Я просил на прошлом заседании руководство региона обратиться в правоохранительные органы с заявлением о причинении ущерба. Есть ли какие-то результаты, – спросил депутат Альберт Бикалюк.

На его вопрос никто не дал ответа. На просьбу другого депутата – пояснить, к какой конкретно категории относятся убытки в 350 млн рублей, – Евгений Сунцов пояснил: по оценке аэропорта, его доходы увеличились бы на эту сумму за счет хранения и заправки самолетов.

Такой объем недополученных доходов аэропорт привел, основываясь на отчете за 2021 год от Приволжского Управления Росавиации, данного по всем предприятиям, занимающимся аналогичной деятельностью.   

На возмущения депутата, почему бы не представить данные по конкретной компании, присутствующий на заседании комитета директор аэропорта заверил: в рабочем порядке готов предоставить всю информацию.

Выплата премий

Премирование сотрудников аэропорта «Победилово» за три года составило 81 млн рублей. Депутат Дмитрий Русских предположил, что такой объем поощрительных выплат компенсирует невысокую зарплату работникам аэропорта.

— Понятно, что заработная плата – это один из критериев, за счет чего держатся работники в аэропорту. Вопрос достаточно дискуссионный: какими способами аэропорту поддерживать уровень зарплат – либо это фиксированными выплатами, либо дополнительными выплатами. В соответствии со всеми документами, приказами, 81 млн рублей – это все же премии, – ответил представитель КСП.

Про конкурсные закупки

— Почему вы отказались от конкурсных закупок? По данным КСП, вы все меньше и меньше закупаете на конкурсе и практически полностью перешли на формат закупок у единственного поставщика. У вас практически отсутствует конкуренция, – задал следующий вопрос депутат.

— Объясняю это тем, что единственные закупки были только в 2020-2021 годах по предписаниям, в которых были установлены ограниченные сроки, – ответил директор аэропорта.

Позиция куратора

— Все вопросы задаются правильные. Я ознакомился с заключением КСП. Спасибо всему коллективу за такой труд, поскольку это не просто детальный анализ, но и руководство к действию – на что обращать внимание при дальнейшей работе. Поэтому сейчас не вижу смысла пытать директора. Действительно, аэропорт находится в экономически критической ситуации. И ежегодное выделение бюджетных средств на его содержание – тупиковый путь. Картинку надо пересматривать. Более того, компания «Аэрофьюэлз» выходила со мной с просьбой о встрече. Я ее отложил до получения заключения КСП. Думаю, теперь встретимся.

Деятельность аэропорта «Победилово» следует пересматривать. Разработанная ранее стратегия – не актуальна. Сейчас мы будем рассматривать деятельность аэропорта в составе транспортного блока правительства – такое решение уже принято. Тем не менее, в ближайшее время мы уже начнем практические рабочие действия по определению дальнейших движений. И начнем, конечно, с самого тяжелого вопроса по топливно-заправочному комплексу «Аэрофьюэлз», – выступил заместитель председателя правительства Кировской области Михаил Сандалов. 

Кто в ответе за аэропорт?

Депутат Татьяна Ердякова согласилась с тем, что стратегию развития аэропорта необходимо пересматривать, так как планирование было нереальным.

— К плановым показателям очень много вопросов. Если смотреть на показатели 2022 года – что запланировано, исходя из фактических цифр 2021 года, – они были нереальные. Либо ресурсы должны быть больше, либо показатели меньше, –  выступила депутат и задалась вопросом: «Какое же ведомство все же в ответе за деятельность аэропорта «Победилово»?

Власти готовят новый иск по аэропорту «Победилово»

В отчете Контрольно-счетной палаты в разных разделах фигурирует несколько органов: министерство промышленности (ответственный исполнитель), министерство  строительства, энергетики и ЖКХ (министр возглавляет совет директоров), министерство имущественных отношений (представляет права акционера), министерство транспорта.

Михаил Сандалов пояснил, что на данный момент курирует деятельность АО «Аэропорт «Победилово» – министерство промышленности, торговли и предпринимательства. В том числе за деятельность аэропорта отвечает сам Сандалов – как курирующий министерство зампред. В свою очередь, министерство имущества является собственником и держателем всех акций предприятий областной собственности.


— Не буду обещать, когда мы нарисуем план конкретных мероприятий по аэропорту. Не исключаю, что это займет значительное время. Но организационный план по движению оздоровления ситуации в аэропорту сделаем в текущем году, – отметил зампред. 

— Как резюме: сейчас отказаться от субсидирования аэропорта нереально. Либо мы должны закрыть аэропорт и уйти в древний век. Но этого нам не позволит ни руководство области, ни руководство Российской Федерации. Тогда давайте честно отвечать на вопрос: какие деньги, в какой перспективе мы будем планировать, но за которые должны выполняться те мероприятия, которые будут прописаны, – заключила Ердякова.

— Согласен с вами, что в текущей ситуации деятельность аэропорта без государственной поддержки невозможна. Поэтому на 2023 год мы закладываем строчку в бюджете – по-моему в размере 135 млн рублей. Пока ее надо сохранять, иначе мы действительно останемся без аэропорта, – прокомментировал Михаил Сандалов.

Новый куратор


— Губернатор Кировской области принял решение, что полномочия и ответственность за аэропорт «Победилово» будет нести Алексей Жердев [заместитель председателя правительства Кировской области, курирующий минтранс и минстрой]. За аэропорт в ближайшее время будет отвечать министерство транспорта Кировской области, – дополнил первый зампред правительства Дмитрий Курдюмов. –  Насколько помню, вопрос по «Победилово» обсуждается всегда: поддерживать-не поддерживать, как расторгнуть контракт с топливно-заправочной станцией. Вопросы вообще не меняются, как-то все в подвешенном состоянии. Поддерживать надо – это мое мнение. Уже пытались не поддерживать, что привело к спаду пассажиропотока. В то же время все действия и решения в части аэропорта должны быть открыты. Также обсуждается вопрос не только по расторжению контракта по ТЗК, но и созданию своей заправочной станции – это тоже непростой вопрос. Все эти вопросы будут находится в ближайшее время в компетенции Жердева. 

VK TW
0
Guest
Сам аэропорт очень приятный.Зал предполетного вылета ну очень маленький.Я прочитал комментарии, что от аэропорта идет чистый убыток.И у меня возник резонный вопрос:а кроме авиакомпании "Победа" есть ещё регулярные вылеты хотя бы Москвы?Я летаю в другие города с багажом и вынужден постоянно добираться до Москвы на поезде.Киров-красивый город с многолетней историей.Но ситуация с вылетом из Кирова довольно проблематичная.Попробуйте сами подыскать подходящий транзитный полёт через Москву и тогда всё поймёте.

Имя Цитировать
оставить комментарий
Спасибо за комментарий! Он будет опубликован после модерации
Текст сообщения
Перетащите файлы
Ничего не найдено
Защита от автоматических сообщений
 


Также читайте