Ждать ли после пересчёта перерасчёт?

Ждать ли после пересчёта перерасчёт?

18.10.2020 21:33:00 1070 0
В Кировской области наконец-то определили реальные нормативы накопления ТКО, которые заработают с 1 января 2021 года. По некоторым позициям они оказались в 10 раз ниже тех, в соответствии с которыми бизнесу приходят счета сегодня. Многие предприниматели поэтому и не платят: суммы заоблачные. И считают: сейчас, с появлением реальных нормативов, разумно пересчитать предыдущие некорректные платежи. Эксперты уверены, что это реально и зависит от политического решения.

«Есть «перекосы»

Региональное министерство охраны окружающей среды разработало проект распоряжения «Об утверждении нормативов накопления твердых коммунальных отходов на территории Кировской области». В настоящее время проект проходит процедуру оценки регулирующего воздействия. 

«Документ стал долгожданным для многих субъектов малого и среднего бизнеса, особенно тех, кто занимается торговлей промышленными и продовольственными товарами, фармацевтической продукцией, – прокомментировал старший вице-президент Вятской ТПП отмечает Юрий Исупов. - В рамках реформирования системы обращения с отходами в декабре 2018 года министерство энергетики и ЖКХ приняло нормативы, вызвавшие несогласие значительной части предпринимательского сообщества. Они были рассчитаны без проведения замеров, не соответствовали реальности и, по мнению предпринимателей, были многократно завышены».

Прежние нормативы действительно появились непонятным образом. Документ подписан 26 декабря 2018 года, а информация впервые появилась лишь в начале ноября. Бизнес сразу забил тревогу: на основании каких расчетов появились нормативы и почему они намного выше, чем в других субъектах. К примеру, в Пермской крае норматив для продовольственных и непродовольственных магазинов почти в 5 раз ниже.

- Мы понимаем, что есть «перекосы» и эти нормативы несовершенны. Для более точного определения объемов образования отходов 1 августа 2019 года министерством заключен государственный контракт с бюджетным учреждением «Экология региона» (ред.: подведомственное министерству окружающей среды Нижегородской области), - рассказал в сентябре прошлого года замминистра Алексей Журавлев (см. материал "Мусорная дискуссия").

«Стали мусорить в 10 раз больше?»

Тему несколько раз обсуждали на площадке Вятской ТПП, ее поднимали общественники, бизнес-омбудсмен, в районах даже стали появляться инициативные группы предпринимателей, возмутившихся такими правилами игры. Одна из них – в Вятских Полянах. «Сейчас деньги за вывоз ТКО собираются в судебном порядке. И по этим нормативам такие суммы приходят даже к тем, кто заключил договор с региональным оператором по старым нормам! Эти нормативы завышены в разы! - прокомментировал один из участников инициативной группы, ИП из Вятских Полян Николай Чумаков. – Те, кто договор не заключил, все равно будут платить, даже если придут заключать договор по новым нормативам. Им за 2019-2020 года насчитают по старым. Считаем это необоснованным обогащением «Куприта». Некоторые предприниматели вовсе не платят, но это не выход: все равно рано или поздно насчитают».

«Считаю, что бизнес столько не "мусорит", сколько вынужден платить при расчете по нормативу. В реальности это в разы меньше. Кроме того, такой мусор, как картон, полиэтилен, наша компания сдает на вторичную переработку, тем самым еще сокращая образование ТКО, - рассказал директор по развитию сети магазинов «Парфюм» Александр Корякин. – По нашим магазинам сумма квартального ЕНВД меньше, чем сумма платежей «Куприту» за аналогичный период!

Непонятно, как получились такие нормативы. Кто их считал, кто обосновывал… Только представьте, сколько мусора должно образовываться, если исходить из норматива, что с каждого квадратного метра в год образуется 1 кубометр мусора. С помещения площадью 125 кв.м. – это 125 куб.м. Это куб с ребром 5 метров!

Наша компания в соответствии с действующим законодательством, с 2017 года сдавала отчетность об образовании, утилизации, обезвреживании, о размещении отходов субъектов малого и среднего предпринимательства (МСП) на основании актов выполненных работ за фактический объем образованных отходов. Так вот, текущий норматив в 8-10 раз превосходит данные той отчетности.  Что случилось? Процессы у нас в магазинах не поменялись, площади – тоже. Мы стали «мусорить» в десять раз больше?»


Право выбора без выбора

В этой системе изначально были и другие нестыковки. Так, предприятиям по факту дали право выбора без выбора. «Предприятиям сказали: вы можете платить либо по нормативу, либо по факту. На практике выяснилось: чтобы платить по факту, нужно установить свой контейнер. Это можно сделать в первую очередь на придомовых территориях. Понятно, долго и сложно: общее собрание жильцов, несогласные жители... Практически все попытки бизнеса установить эти контейнеры оказались безуспешными», - комментирует Юрий Исупов. 

Впрочем, добавил Юрий Геннадьевич, отдельным предпринимателям в районах области все же удалось добиться разрешения на установку индивидуального контейнера. Однако они столкнулись с другой проблемой. «Как рассказала одна предприниматель из Слободского, она купила контейнер объемом один кубический метр. Складывала туда мелкий мусор: пакетики из-под чая, фантики от конфет, иногда – остатки черствого хлеба. Совсем немного, на дне. Но перевозчик начал вывозить контейнер раз в три дня. И пояснил: таковы требования. В конце месяца предпринимателю выставили счет. По нему получалось, что каждый раз забирался якобы целый куб. Это оказалось еще дороже «нормативных» платежек. За мусор, который в лучшем случае только дно контейнера закрывал», – прокомментировал Исупов. Это пример, насколько закон, предлагая бизнесу выбор – работать по нормативу или по факту – допускает работу по факту.

«Регоператору предложили: давайте мы установим контейнеры в тамбурах магазинов, будем выкатывать, когда по графику приезжает мусоровоз. «Куприт» сказал: нам это неудобно, платите по нормативу. А для магазина это очень большие деньги, – продолжил Юрий Исупов. – При этом надо понимать, что основной объем отходов у магазинов – тара. Она вся сдается на переработку».

Протестные настроения

Позиция «Куприта» однозначна: есть нормативы, он обязан по ним начислять. И начисляет. Однако сейчас, с появлением нормативов, сделанных с помощью реальных, приближенных к реальности замеров, картина такая: прежние нормативы некорректны. К примеру, в нормативах-2018 (по ним шел расчет за 2019 и 2020 год) продовольственный магазин «копил» 1,2 кубов мусора с кв. метра площади в год, по новым, высчитанным специалистами, - 0,15 кубометра. Торговая палатка или павильон  «мусорили» на 2 кубометра, сейчас, выяснилось, что на 0,2. Про аптеки в прежних нормативах вовсе забыли. Когда фармацевты стали спрашивать «а нас куда?», ответили коротко: в промтоварные магазины. Для понимания: по старым нормативам такие объекты торговли «мусорили» по 1 кубометру с квадрата, в проверенных расчетах — по 0,1 куба. 

«Поскольку нормативы за текущий год начисляются по нормативам предшествующего, в 2021 году «Куприт» продолжит начислять платежи в соответствии со старыми нормативами? В новом документе нормативы изменены. Раз для торговли их снизили в 10 раз, значит, они в 2020 году завышены в 10 раз? Почему бизнес должен платить по завышенным нормативам? Мы продолжим добивается разрешения этой неправильной ситуации, - говорит Николай Чумаков. - Считаем, что постановление министерства охраны окружающей среды нужно опротестовать. И обязать «Куприт» взимать плату по нормативам хотя бы до 2018 года. Большинство предприятий давно практически не производят ТКО. У них обычный бытовой мусор, потому что всё, что можно отнести к ТКО – упаковку, тару и т.д. – давно сдается бизнесом как вторсырье. Так называемая реформа чистоты запущена, чтобы уменьшить количество отходов и увеличить объемы переработки вторсырья. Нынешняя ситуация противоречит этому принципу, и я вижу в этом желание регоператора обогатиться. Прежде всего за счет малого и микробизнеса бизнеса, потому что он больше всего страдает от мусорных тарифов. Бизнес, который сам себя обеспечивает работой, вынуждают к тому, чтобы закрыться и пойти на биржу труда».

Один из предпринимателей в разговоре с «Бизнес новостями» прямо сказал: «Чтобы расплатиться за мусор, мне нужно брать кредит? В условиях нынешней экономической ситуации это утопично».

«В этой ситуации возникает другой момент: как себя будет вести «Куприт». По сути это тоже хозяйствующий субъект. В этой ситуации, считаю, нужно заключать мировые соглашения, проявив сознательность, – считает руководитель юридической компании Олег Кассин. – В первую очередь, правительству Кировской области как учредителю, главному акционеру «Куприта» и разработать политику, которая коррелируется сегодняшними, договорными тарифами на мусор — для заключения мировых соглашений и уменьшения сумм требований со стороны регоператора. Сегодня мировые соглашения – единственный выход. Но у «Куприта», как монополиста, должна быть разработана политика по заключению этих соглашений. Это ответственность правительства, и оно может это сделать. Если правительство не умеет, не знает, мы с удовольствием бесплатно поможем выработать эту политику. Может, в виде внутреннего документа АО «Куприт».

Прежний директор и нынешний и.о. – люди подневольные. Я уверен, они с большим энтузиазмом воспримут эту новость. Потому что прекрасно понимают, ситуация чревата социальным взрывом. Бизнес реально начнет разоряться, потому что цена исков в десятки, а то и в сотни раз больше, чем эти договорные тарифы».

Реальны, но с шероховатостями

К высчитыванию новых нормативов привлекли бизнес. Для части объектов они повысились, но для тех, для кого изначально были выставлены драконовские, стали приближены к реалиям. «Несколько наших торговых объектов участвовали в программе по определению новых нормативов образования отходов в период с августа 2019 по август 2020 годов, - рассказал Александр Корякин. - Цифры фактически ежедневно образующихся объемов зафиксированы в сводных данных организации, которая занималась сбором данных. Проект по новым нормативам видели, конечно же, считаем их более соответствующими действительности».

Впрочем и в нем, говорят эксперты, есть промашки. Судя по документу, часть платежей, которые заплатит бизнес, зависит от воли регоператора. К примеру, в музеях предлагается считать норматив с квадратных метров или посетителей. Если «Куприт» решит посчитать с квадратного метра общей площади – это 0,0097 кубометров в год. А если с числа посетителей за год – по 0,23 кубометра на каждого – музеи разорятся на мусоре. Аналогично по проектным, научно-исследовательским институтам и конструкторским бюро: если считать с 1 сотрудника, это по 9,8 кубов в год. Эти институты давно с бумагой практически не работают.

Подписание проекта новых нормативов ожидается в конце октября - начале ноября. И этот, казалось бы важнейший вопрос, затмевает другой: как быть с мусорными начислениями, которые появились, получается, по изначально  неправильным нормативам? Сейчас есть более-менее точные расчеты, на которые правильно опираться. Бизнес-сообщество надеется на конструктивный диалог с регоператором, ключевым акционером которого является областное правительство. Вятская ТПП заявила о планах провести круглый стол с участием бизнеса и «Куприта» по правоприменению нового нормативного акта.

Предприниматели считают, что тарифы следует пересчитать и начать отношения с чистого листа. Параллельно готовят иски в прокуратуру.

___________________________________________________________________________________

Мнения:

Егор Поспелов, исполнительный директор регионального отделения «ОПОРА России»:

- К нам очень часто поступают обращения, связанные с вывозкой мусора. Их очень много, как из города, так и районов. Обращения разные: не принимают договор, начисляют слишком много, не разрешают поставить контейнер, принять какие-то условия...Мы все отрабатываем, не не всем удается помочь. Все-таки в большинстве случаев нашли компромисс с «Купритом». 

Если сравнить нормативы в Кировской области, они достаточно сильно отличаются с соседними регионами. Считаю, правильно, что их пересматривают. Но как быть со старыми платежами? Если делать перерасчеты – с этим тоже будут большие сложности. Разногласия с регоператором часто связаны с тем, что у него числятся иногда совершенно другие данные. К примеру, у одного из предпринимателей было здание с территорией, у регоператора она числилась как совершенно других размеров, соответственно, начисления были выше. Потом все удалось привести в норму и сделать перерасчет. Цифры стали совершенно другими».

___________________________________________________________________________________

Евгений Вагин, председатель Котельничского РАЙПО:

- У нас ситуация интересная. «Куприт», не вывозя отходы хочет получить деньги. У нас есть материалы от регоператора, в них указаны площадки, куда мы якобы должны были возить отходы, но нет ни одной нашей. У нас будет суд 23 октября, затем 7 ноября – по платежам за 2019 год.

Мы давно занимаемся раздельным сбором отходов (в системе потребкооперации лозунг: «Отходы – в доходы»). Макулатуру, пластик, стеклопосуду, жестяные банки — все сортировали и сдавали раздельно. «Куприт» считает, что мы не имели право перевозить их на собственном транспорте. Мы и не перевозили, делали это через специализированные организации. В контейнеры складывали только смет или прочие отходы. По этому поводу тоже доказали, что они 5 класса опасности. 

Много проблем решили уже в этом году: нам насчитали 1,5 млн рублей. А в марте мы подписали с «Купритом» договор с протоколом разногласий, они будто бы его потеряли. Помогла районная администрация. Вмешалась, после этого в «Куприте» все нашли и пересчитали нам платеж — не по 240 тысяч в месяц, а по 24 тысяч. В 10 раз меньше! Так что есть возможность не соглашаться, а идти поперек. Конечно, платить все равно придется, но одно дело 240 тысяч, другое — 24 тысячи. За март — июнь нам счета уже предъявили на гораздо меньше суммы. 

Мы, предприниматели, все поддерживаем реформу, но все должно быть в разумных пределах. Надо находить взаимопонимание. Думаю, и «Куприт» это рано или поздно поймет. Сегодня только 30% котельничских предпринимателей заключили договоры. Если бы все шло по нормальному, каждый бы это сделал. Все предприниматели понимают: нужен не бардак, а чистота и порядок.

                                                                                                                                         Юлия Усинская

VK TW
оставить комментарий
Спасибо за комментарий! Он будет опубликован после модерации
Текст сообщения
Перетащите файлы
Ничего не найдено
Защита от автоматических сообщений
 


Также читайте