Руководитель проекта «Диномашина» Наталья Шалагинова: «Если будут инвестиции – по Кирову будут ходить динозавры»
Идею оживить динозавров показали в трилогии про парк Юрского периода. Сейчас, благодаря техническому прогрессу, мы можем посмотреть на них вживую – парки развлечений и аттракционов населены движущимися рептилиями. Их создают, например, в Китае и … в самом центре Кирова: статичные и аниматронные фигуры динозавров, насекомых производят в компании «Диномашина». Руководитель проекта Наталья Шалагинова рассказала «Бизнес новостям», на чем построено их дело, почему российские динозавры претерпят изменения для Европы и как бюджетные организации поддержали бизнес.
БН: Наталья Сергеевна, с чего все началось?
– Вам красивую или правдивую историю? Вообще у соучредителей ООО «Диномашина» есть группа компаний, среди которых производство мебели под брендом «СhiedoCover». Компания располагает покрасочными камерами и прочими производственными цехами. От «Юркин Парка» в Уфе поступило предложение отреставрировать фигуры динозавров. Руководители согласились на эксперимент. Собрали новую команду, не задействованную на мебельном производстве. В декабре 2018 года команда приехала в Уфу посмотреть, как выглядят фигуры, как все устроено.
Получилось так, что «Диномашина» была создана в марте 2019 года. А первую реставрацию – динозавров в Уфе – мы сделали уже в мае. Процесс, разумеется, был не отработан до совершенства. Было понимание в общих чертах, как и из каких материалов производятся фигуры.
Решили создать первого динозавра: сделали каркас, нарастили структуру, массу поролоном. Поняли, что нужны скульпторы и художники. Пригласили. В результате в небольшом боксе «родился» первый непропорциональный, немного страшненький динозавр. Его создание как раз пришлось на время формирования ООО.
БН: Какова судьба «первенца»?
– Уехал в частный сектор в город Пермь. Нам позвонил солидный мужчина, рассказал, что у него мечта купить динозавра! Все члены семьи были против, а он все равно мечтал и приобрел фигуру по себестоимости в конце 2019 года. Мужчина поставил его в свой зимний сад, семья была в восторге, даже жена не ругалась.
БН: Как вы перестроили бизнес?
– Открылись полностью с нуля. Набрали абсолютно новых людей – не переводили участвовавших на мебельном производстве сотрудников. В 2019 году было около 30-40 сотрудников, сейчас после отбора по компетенциям, проб и ошибок существует костяк профессиональных специалистов.
Первыми заказами стали несколько фигур динозавров. Затем получили заказ на передвижную выставку по фильму «Аватар» Джеймса Кэмерона. Начали делать «аватаров» и других существ – все они были подвижные, кроме главного экспоната Джейка Салли. Обязательное требование было портретное сходство. К работе приступил профессиональный художник-скульптор, который сначала изготовил основу головы и рук из глины. С такими заказами перешли в 2020 год. Но коронавирус поджал – были закрыты все парки развлечений.
БН: Раз мы заговорили о локдауне: как вы его пережили?
– Не простаивали ни с начала открытия, ни во время локдауна. Накануне 2020 года на наше производство из Ялты приезжал представитель Никитского ботанического сада. Все оценил, и уже в январе мы вышли с ними на договор поставки динозавров к открытию сезона – к апрелю 2020 года. На изготовление ушло 3,5 месяца.
В июне-июле пошли заказы от бюджетных организаций: есть коронавирус или его нет – никто не отменял планы и программы благоустройства. Администрация Медыни заказала свою символику – две пчелы и медведя с бочкой медом, из парка Спас-Деменска поступил заказ на двух статичных динозавров. На приемку фигур мэр города пригласил губернатора Калужской области. Тот посмотрел, одобрил и дал задание в течение часа подготовить коммерческое предложение на поставку движущегося динозавра. Следом пришел заказ от городского парка в Саки (республика Крым). Благодаря бюджетным организациям, которые в декабре закладывают свои бюджеты, мы и выстояли в сложное время.
«Благодаря бюджетным организациям, которые в декабре закладывают свои бюджеты, мы выстояли сложное время».
Когда локдаун сняли, все вышли на работу с пониманием, что в 2021 год надо выжать максимум. Как раз с января стали массово поступать заказы к грядущему сезону. В январе-феврале не так много, а с марта наши бригады работали до трех ночи и возвращались на производство к шести утра – работы было много. Запрос на согласование окраса готовой фигуры, чтобы начать подготовку к отгрузке, мог прийти с производства ко мне на телефон в два ночи. А как согласовать, если заказчик спит? Люди уставали, но были рады работе.
БН: Вы, как и сами парки аттракционов, зависите от сезонности? На какой период приходится пик заказов?
– Сезон начинается со второй половины января, когда люди «просыпаются». Более дальновидные делают заказы зимой, менее разумные звонят в марте-апреле и говорят, что фигуры им нужны через месяц или через десять дней. Но срок изготовления одной аниматронной фигуры среднего размера – 30 рабочих дней. Да, если нам закажут 12-15 средних фигур (6м*2м), мы не будем делать их поочередно, работа идет одновременно со всеми фигурами. Такое количество сможем сделать за три месяца.
Хороший сезон – с января по май, в течение лета идет спад, но некоторые выходят все-таки на нас. Затишье – август-сентябрь. В октябре просыпаются бюджетники: во-первых, им необходимо дорасходовать оставшийся бюджет, во-вторых, спланировать бюджет следующего года.
БН: Есть ли какие-то нюансы в вашей работе?
– Особенность нашего производства в том, что вся работа – ручная, не автоматизирована. А также работают профессиональные художники, скульпторы старшего поколения, которым не особо важна цена оплаты их работы, важны реализация себя, подтверждение своего мастерства и профессионализма. Некоторые фигуры могут переделывать по нескольку раз потому, что им не нравилось: где-то получалось непропорционально, смотрелось неэстетично. Мы это понимаем: хотим, чтобы все было качественно.
Столкнулись с проблемой нехватки человеческого ресурса. В Кирове и области проблематично найти профессиональных опытных скульпторов, художников. Обращались в учебные заведения, но молодое поколение не хочет работать. Им тяжело: хотят типизацию без подключения воображения. Это очень плохо. Не раз обращались к выпускникам, однако у них нет самостоятельного визуального представления: им надо сказать, показать, как должны выглядеть фигуры. Мала инициатива и высоки требования.
«Молодое поколение не хочет работать. Им тяжело: хотят типизацию без подключения воображения».
БН: Юридическое лицо зарегистрировано на территории Кировской области, но в контактном блоке на сайте, помимо местного номера, указан еще и немецкий. Почему?
– Мы нацелены выйти на экспорт. Без создания зарубежного юридического лица очень сложно выйти на европейский рынок. Удобнее всех оказалась Германия. Получаем помощь и поддержку от Центра поддержки экспорта Кировской области и Московской школы управления СКОЛКОВО.
БН: Были ли уже заказы из других стран?
– Запросы приходят, но заказы пока мы не отгружали. Сейчас компания находится в процессе переупаковки продукции на экспорт. Для выхода на экспорт в Европу другие требования: сертификация «C.E.», наличие сертификата европейского стандарта ISO 9000 системы менеджмента качества, соб-людение особых пожарных условий стран экспорта и т.д. К примеру, российский сертифицированный стандартный поролон не подходит, необходим поролон класса пожаробезопасности М1.
БН: Выйдя на зарубежный рынок, вы будете адаптировать российское производство под стандарты Европы?
– Да, но будет идти разделение. Некоторым зарубежным заказчикам не нужны сертификаты – им важна цена и подходят российские сертификаты. Для российского рынка ключевым фактором является цена, потому что рынок небогат.
«Для российского рынка ключевым фактором является цена, потому что рынок небогат».
БН: Кто сегодня ваш конкурент?
– Основной – Китай. Они штампуют фигуры с неимоверной скоростью. Даже учитывая таможенные сборы и пошлины, доставку, мы все равно проигрываем по цене: у них стоимость товара будет ниже. У китайских производителей есть каталог типовых фигур. У нас же каждая фигура индивидуальна – делается с нуля. Даже если мы минимально изменим положение головы или ее движения – это уже совершенно новая фигура.
Кроме того, мы прямо и косвенно зависим от Китая и в вопросе материального обеспечения. Они являются поставщиком элементов для блока управления движущихся фигур. Например, в производстве фигур используется капрон, который мы заку- паем у российских фабрик. А они производят капроновую нить на основе китайского химиката, который им из-за ограничений и кризиса не могут поставить. Происходит наложение по срокам.
БН: Насколько крупной статьей расходов является логистика?
– Чаще всего заказчик оплачивает логистику самостоятельно, даже если организацию доставки берем на себя мы. Логистика входит в стоимость фигур, если заказчик – бюджетная организация. В техническом задании прописаны ориентировочные параметры фигуры – высота, длина, вес. Примерно понимаем, как можно транспортировать эту фигуру: в отдельной фуре или можно разместить догрузом. Логистический отдел нашего мебельного производства по необходимости рассчитывает для нас примерную стоимость доставки, из чего складывается цена договора.
БН: Были ли кировские заказчики?
– Не было! Я больше вам скажу – когда рассказываем, чем занимается «Диномашина», все удивляются и переспрашивают. Про нас мало кто знает: Вятский палеонтологический музей, Котельнический динопарк, «Юркин парк» – и все. Только недавно начали узнавать. До этого работали на перспективу: постоянные холодные звонки, разговоры со всеми развлекательными парками, аттракционами, участие в выставках Российской ассоциации парков и производителей аттракционов, и о нас стали узнавать.
БН: Задумывались ли вы о том, чтобы стать региональным брендом?
– Да, думали, чтобы не только мы продвигали Кировскую область на выставках, но и она нас. У каждого региона есть свои фишки, почему бы в Кировской области не быть «Вятскому динозавру»?
К тому же такое предприятие в России действительно одно. Да, есть компании, которые в единичном экземпляре своими силами создают подобные фигуры для собственных парков развлечений. В стране мы одни из немногих производителей аниматронных фигур динозавров, рептилий, насекомых по индивидуальным заказам силиконовых скульптур без изготовления формы. В Новосибирске есть компания, изготавливающая для киноиндустрии силиконовые маски с высокой детализацией, но их стоимость высока. Наша компания старается сдерживать уровень цен и быть в среднем ценовом сегменте.
О статусе регионального бренда мы задумались не так давно. Конечно, хочется стать не только кировским брендом, но и российским, чтобы в будущем выступать в качестве российского экспортера.
БН: Работа с бюджетными организациями предполагает повышенные требования к компаниям и к их производимым продуктами. Сталкивались ли вы с проблемами в этой области?
– Да, из-за пандемии и введенных ограничений в 2020 году вышло постановление о запрете ввоза в Россию ряда товаров. Бюджетные организации не могли приобрести продукцию не российского производства. Для того, чтобы подтвердить происхождение товара, необходимо было иметь сертификацию СТ-1. Нам это было необходимо.
В Кирове такой сертификат можно получить, обратившись в Вятскую торгово-промышленную палату. Но для этого нужно собрать кипу документов, вплоть до сертификата на используемые болты, хомуты и изоленту. На каждую фигуру необходимо было сделать спецификацию используемых материалов и их объем, приложить договоры с поставщиками, накладные и многие другие документы.
С 1 января 2021 года вся сертификация переходила в электронный формат. Мы увезли все документы (перепроверенные и исправленные много раз) 28 декабря. Боялись, что документы в бумажном виде уже не пропустят, но все-таки успели сдать. В результате в марте 2021 года сертификат получили, и нас внесли в реестр Минпромторга РФ как российских производителей. Но сертификат действует только один год. В 2022 придется делать все снова уже в электронном варианте.
Более того, на это нужны деньги. И если российская сертификация стоит, условно, 50 тысяч рублей, то европейская – более 3 млн рублей.
БН: На всех клиентов вы сами вышли?
– Первое время так и было. Официально фирма зарегистрирована 25 марта, мой первый рабочий день 13 мая. До апреля 2021 года весь штат офиса, занимающийся сертификацией, продажами, заключением договоров с заказчиков, состоял из меня одной. Существовали производство и я как менеджер. Когда пошло увеличение заказов, появилась помощница. Мы поняли, что хотим выйти на новый уровень, начали наращивать производство, увеличили штат. Появились внутренний и внешнеэкономический отделы продаж, к нашей команде присоединился 3D-моделлер-визуализатор. Если раньше использовали изображение из интернета, книг, то сейчас наш специалист специально для каждого заказа создает 3D-модель для скульпторов, инженеров, художников. Теперь у них есть полное представление, какими должны быть пропорции, мышцы, тени. Они могут изучить модель с разных ракурсов для более точного воспроизведения фигуры.
Отсутствие детальной модели были нашей «болью». Мы получали заказ, делали эскиз, инженер просчитывал устойчивость фигуры. Когда начиналась сборка, то у сварщиков и скульпторов возникали споры, вносили коррективы, доработки, сдвигались сроки производства.
БН: С какими форс-мажорными ситуациями или проблемами сталкиваетесь?
– Обычно это бывает связано с последствия-ми кризиса, закрытием границ, подорожанием цены на материалы для производства фигур. К примеру, некоторые компоненты для пульта управления аниматроником раньше стоили 50 рублей за 1 штуку, с 1 января 2021 цена выросла в 10 раз! С начала года в стране перебои с поставками силикона, мы выкупали его у всех возможных представительств из разных городов. Из-за этого происходит очень много простоев.
«Диномашина» – не типовое производство. Сейчас мы испытываем нехватку инвестиций для увеличения объемов производства, внедрения новых технологий, а также коллабораций с IT –предприятиями и поддержки государства для создания инновационных товаров. Тренд геймификации идет по всему миру и будет с каждым годом набирать обороты как в сфере развлекательной, так и образовательной, необходимо быть в первых рядах как создателю товара, чтобы оставаться успешными.
«Тренд геймификации идет по всему миру. Необходимо быть в первых рядах как создателю товара, чтобы оставаться успешными».
БН: Что интереснее – статичные фигуры или аниматронные?
– Конечно, «wow-эффект» происходит от аниматронных фигур. Статичные могут дополнять композицию, к примеру, когда фигура тираннозавра нападает на семейство трицератопса. Есть смысл сделать хищника и маму трицератопса аниматронными, а малышей-трицератопсов статичными – для поддержания общей картины. Также в картине массового нападения: из восьми фигур четыре статичных и четыре аниматронных. При создании фигур и композиций необходимо, чтобы человек попадал в саму сцену происходящего, а не смотрел на них, как на декорации.
Сейчас мы сотрудничаем со всеми производителями аттракционов и оборудования в сфере развлечения и объектов для парков развлечений и аттракционов. Посетители парков и развлекательных центров ожидают шоу, чтобы ими занимались аниматоры, был выбор аттракционов, обучающих и образовательных мастер-классов, интерактивных игр. Есть выражение: нам не нужен перфоратор, нам нужно отверстие, чтобы вставить гвоздь, чтобы повесить картину. Посетителям нужны развлечение и отдых. Мамочка может оставить ребенка на мастер-классе или аттракционах под присмотром персонала парка, и в это время выпить с подругой кофе. Ей нужно время для отдыха. По итогу мы это и продаем.
БН: Есть ли у ваших динофигур какие-нибудь ограничения: в движениях, функционале?
– Каждый поворот налево-направо, по оси, каждое движение – это отдельный двигатель, который имеет определенные размеры и объем. Невозможно в маленькую фигуру установить 9 двигателей, они физически не поместятся. Если фигура большая, то у нее нет ограничений. Мы можем даже сделать, чтобы динозавр ходил! На это, правда, нужны большие инвестиции, но можем!
Есть два варианта создания «ходящих» динозавров. Первый, когда фигура действительно идет – это уже дорогостоящие высокороботизированные технологии. Второй вариант бюджетнее – установка фигуры на платформу на колесах со встроенным в нее источником питания для передвижения.
Такие запросы были, но цена вопроса высока. В 2020 году стоимость «ходячей» фигуры (высотой три метра, длиной – девять) оценивалась примерно в 2,5 млн рублей. В 2019 году Вятский палеонтологический музей делал запрос на маленького динозавра, который бы ходил по музею на пульте управления от Playstation. Его цена составила бы полтора миллиона. Речь идет даже не об искусственном интеллекте, а о механическом роботе с использованием технологии литья силикона в заранее изготовленные мастером модели динозавра. Такая технология была использована для создания фигур динозавров для съемок фильмов Спилберга.
БН: Через несколько лет мы сможем увидеть гуляющего по улицам Кирова динозавра?
– Будут инвестиции – будут гулять!
Фото из архива Натальи Шалагиновой.
Guest
|
Молодые не хотят работать, потому что старые не хотят платить. Вы делаете вид, что платите им за работу, они делают вид, что работают.
|
Guest
|
Действительно впервые слышу про эту компанию. Уважение! Производство открыли, а не инфоцыганством занялись!
|