Талоны на топливо с душком, или новые подробности «дела Быкова» – материалы газеты
Неделей ранее перед началом процесса прокурор в разговоре с защитником Владимира Быкова отметил, что сторона гособвинения намерена сократить число свидетелей. Допросы заявленных ранее очевидцев преступных махинаций – а их, по словам адвокатов, было больше сотни – отменят. Например, мало влияющих на Владимира Быкова водителей.
Однако именно водителя и по совместительству бригадира маршрутов АТП Андрея Петелина удалось вызвать в суд 19 мая. Остальные 5 свидетелей – долгожданный директор «Промбытсервиса» Сергей Бушуев, гендиректор и главбух компании-поставщика топлива «АЗС Регион-1» Дмитрий Стексов и Юлия Климова, собственник «Типография Вятка» Николай Смирнов – не явились.
Напомним, по этому эпизоду Владимир Быков обвиняется в содействии совершению преступления советами, устранением препятствий в хищении топлива.
В показаниях, данных Петелиным, фамилия (или иные контекстные упоминая) Быкова ни разу не прозвучали. Зато было много подробностей о том, как топливо ненадлежащего качество убивало кировские автобусы в 2014-2016 годах.
Запах тухлого яйца
Итак, согласно словам свидетеля, автобусы заправлялись топливом с запахом протухшего яйца.
«Топливо было странное. У него был неприятный запах, извините за выражение, протухшего яйца. От него забивались фильтры и машины постоянно глохли. Особенно в минус пять не могли заехать в гору – застревали. За один день машина могла несколько раз выходить из строя. Как-то раз техническая помощь 8 раз приезжала к автобусу, чтобы он только доехал до гаража», – рассказал свидетель.
Равнодушие к проблеме
Также водитель АТП рассказал и про безразличие руководства к проблемам, возникшими с транспортными средствами. Так, водители и мастера во время обслуживания транспорта сливали грубые очистки солярки для проверки. Когда работники в очередной раз слили остатки топлива в бутыль, увидели: солярка густая, с запахом. Пошли к начальству – главному инженеру Криволапову. На все возмущения и вопросы водителей последний отвечал, что топливо прошло все проверки и годно к эксплуатации.
Работники не отступали. Стали жаловаться директору предприятия Николаю Дубровину. Он обещал разобраться в ситуации, но никаких конструктивных решений, да и вообще никаких решений, не последовало. Также водители обращались с претензиями и в мэрию.
Последствия, бьющие по карману
Как показывает практика, фильтры на автобусах при нормальной работе, качественных деталях и составляющих меняются раз в полтора-два месяца. Из-за низкокачественного топлива, отметил свидетель, это приходилось делать каждую неделю.
«Из-за качества топлива ребята фиксировали его перерасход – в среднем на 10 литров в день. За «пережоги» водителей штрафовали. Водители были очень недовольны», – заявил Петелин.
Сторона защиты спросила, известно ли Петелину, каким образом в этом деле замешан Владимир Быков. Свидетель ответил: «Нет, до такого уровня нас не допускают».
На вопрос суда, когда прекратились поломки транспортных средств, свидетель заявил: «Когда предприятие отказалось заправляться на станции, арендуемой «АЗС Регион-1». Кто виноват в некачественной работе кировских автобусов, водители узнали только во время следствия.
26 рублей за литр
После того, как свидетеля выпустили из зала суда, прокурор зачитала 14 листов показаний гендиректора и соучредителя ООО «АЗС Регион-1» Дмитрия Стексова.
Это та самая компания, у которой «Промбытсервис» – поставщик АТП – закупался топливом. Согласно материалам допроса, в то время компания арендовала несколько автозаправочных станций, на которых продавала АИ-92, АИ-95 и дизельное топливо ТУ. Последнее пользовалось популярностью из-за дешевизны.
Сергей Бушуев, директор «Промбытсервис», сам вышел на Стексова. Позвонив ему, предложил продавать компании ДТ ТУ. Договор заключили.
«АЗС Регион-1» продавала «Промбытсервису» топливо по цене ниже рыночной – 26 рублей за литр. В то время, как бензин необходимого для автобусов качества стоил на десять рублей больше. По словам свидетеля, Бушуев предоставил «АЗС Регион-1» список транспортных средств и автобусов, которые необходимо заправлять ДТ ТУ. Водителям автобусов выписывали талоны на получение топлива и бензина.
Уже во время следствия Стексов узнал, что в накладных и счетах ДТ ТУ именовалось просто – «дизельное». На его вопрос главный бухгалтер компании Юлия Климова ответила, что переименовала в документах товар по просьбе Бушуева. Но когда компания «АЗС Регион-1» переезжала с арендуемых заправок, вся бухгалтерская документация, а также сервера пропали.
За процессом следит Елизавета Захарова.