Развитие по-японски
В Кирове в ВятГУ прошел семинар «Стратегия развития регионов на основе текущей ситуации в Японии» с участием бизнесмена Томохиро Макино. Спикер завершил свое выступление списком наиболее ярких тенденций городов будущего.
В список основных характеристик развитого города вошли глобализация, благосостояние населения, наличие иностранных инвесторов, иное понимание работы, уникальность и внутреннее наполнение. Такие выводы Томохиро Макино сделал на опыте Японии, однако общее их понимание применимо для любого регионального центра.
Япония, исторически закрытая и обособленная страна, сегодня вступила в эпоху глобализации. Количество туристов, посещающих ее, за несколько лет выросло в 6 раз, и составило больше 31 млн человек в 2018 году. Кроме того, каждый год в Японию мигрирует порядка 100 тысяч человек, не смотря на сложности получения вида на жительство. Все это приносит дополнительные средства в экономику страны.
Так японцы пришли к мысли, что нужно менять функционал вокзалов и аэропортов. Теперь это не просто точка отправления, это ворота в город, место, где можно провести время.
Привокзальная площадь превращается в маркет, основная задача которого очаровать каждого приезжающего сюда. Весь транспорт уходит под землю, приоритет отдают людям, теперь это место встречи всех поколений местных жителей.
Большой поток туристов идет и через морские порты, которые тоже можно превращать в маркеты. Сегодня Япония делает упор на большие круизные лайнеры «Queen Mary», каждый привозит в страну порядка 2,5 тыс туристов. Общий экономический эффект от каждого такого захода оценивается в 600-700 тыс долларов только на территории данного города, японцы считают, его можно увеличить еще в 3 раза.
Рассказал спикер и об еще одной идее – строительстве городов вокруг аэропортов. Их можно превратить в пункт экспорта сельскохозяйственной и рыболовной продукции, которая высоко ценится странами Дальнего Востока.
Томохиро Макино советует региональным городам присматриваться к точкам входа, развивать их и превращать не просто в перевалочные пункты, а в места, работающие на привлечение людей. Все это дает новые возможности для развития бизнеса.
Каждый региональный город не должен становиться уменьшенной копией столицы. Будущее за индивидуальностью, уникальностью и внутренним наполнением. Для наглядного примера спикер сравнивает токийский Диснейленд и Макдональдс, точкой отчета взят 1995 года. Первый предлагает уникальную услугу для Дальнего Востока и ни разу не снижал цену на входной билет, в последние три года его посещает 30 млн человек за год. Второй основывается на создании большого количества одинаковых точек на всей территории страны, бизнес рос, пока росли население и экономика, сейчас бренд постоянно снижает свои цены. Точно такая же участь ждет города, дублирующие столицу. В регионах необходимо создавать функционал, удобство и комфортное проживание для населения, а не копировать мегаполисы.
Оставаться в приятных условиях окружающей среды регионов поможет и изменение рабочего пространства. Сегодня не обязательно трудится в офисе, многие компании переходят на удаленное взаимодействие. В пример Томохиро Макино приводит своего друга, который руководит компанией, в его штате 40 сотрудников и некоторых из них он никогда не видел вживую. Они живут в разных частях Японии, проводят совещания по видеосвязи и работают в том месте, где им удобно, потому что для работодателя важны их навыки и умения, а не географическое место положения. Что снова возвращает к идее внутреннего содержания.
- Я верю, что движущей силой регионов все же являются люди. И я желаю вам увидеть то прекрасное будущее, которое ждет Киров, - завершил свое выступление Томохиро Макино.