Татьяна Мазур: «Если хотите понять человеческую природу, возьмите Чехова».

Возьмите Чехова

24.07.2016 14:09:00 1663 0

Какие книги читает Татьяна Мазур, директор Вятского художественного музея им. Васнецовых?

Когда мы договаривались с Татьяной Мазур, директором Вятского художественного музея им. Васнецовых, говорить о книгах, мы уже знали, что речь пойдет о Чехове. Это ее любимый автор: рассказы стали настольной книгой.  А в нашей «Книжной полке» Чехова почему-то еще ни разу не было. Совершенно несправедливо.
 
– Тот день, когда вы позвонили, как раз оказался датой его смерти, - рассказывает Татьяна Сергеевна. – Чехов умер совсем молодым – на 45-ом году жизни. Он поехал лечиться в Германию, там и ушел из жизни. И что интересно: обратно в Россию его везли в вагоне с названием «Устрицы». Такая ирония судьбы. Трагизм и юмор были не только в рассказах, но и в его собственной жизни.
Для меня это единственный автор, которого я прочитала полностью и чьи книги я по праву могу считать настольными. В тот день для подготовки к беседе о нем я открыла книгу и попала на рассказ «Смерть актера». Очень символично – о культуре. Там, напомню, речь идет об антрепризной труппе актеров, из которых один вдруг заболевает. Каждый, кто приходит к нему, пытается как-то помочь: словами, юмором или касторкой. И все эти образы прорисованы Чеховым с такой проницательностью, что они не теряют своей актуальности до сих пор. Главный же герой предчувствует свою смерть и испытывает огромное желание отправиться на Родину. Но они далеко, на чужбине. В итоге он умирает.
 
Я уверенно могу дать совет: если хотите понять человеческую природу, возьмите Чехова. В мире меняются декорации, что-то еще, но образы, описанные этим писателем, остаются теми же. А какой разный сам Чехов: его творчество начинается с юмористических зарисовок, а заканчивается таким серьезным произведением, как «Дядя Ваня».
Но что важно – его пьесы становятся более понятными и живыми, когда они поставлены в театре. «Чайка», например, для меня открылась после просмотра версии с Инной Чуриковой в Ленкомовском театре. «Вишневый сад» я смотрела у МХАТа. Самый щемящий момент в этой пьесе, когда они забывают старика: сразу хочется оглянуться, позвонить бабушке и дедушке, узнать, как они. В советское время много телевизионных лекций по Чехову читал Ираклий Андроников. Талантливый Игорь Ильинский делал отличные моноспектакли. А Никита Михалков, как бы кто к нему ни относился, создал потрясающий фильм «Неоконченная пьеса для механического пианино». Вроде бы поначалу там очень легкая атмосфера, а потом напряжение нарастает и получается целый взрыв: интеллигенция готова что-то делать, но дальше слов продвинуться не может. Жаль, что наши кировские театры совсем не ставят Чехова.
 
Особое место в своем рассказе мне бы хотелось уделить детской литературе. В библиотеке в свое время я прочитала все, что есть сказочного и фантастического. Самые мои любимые произведения – это цикл «Алиса» Кира Булычева. Там созданы настолько яркие образы, такие фантастические. 
И, конечно, я зачитывалась Александром Волковым и его «Волшебником изумрудного города». Жалко, что в наше время не было такого большого количества всего, созданного в жанре фэнтези. Видимо, поэтому сейчас я с удовольствием смотрю «Игру престолов».
 
Подготовила Елена Окатьева
Lena.okatieva@yandex.ru
VK TW
оставить комментарий
Спасибо за комментарий! Он будет опубликован после модерации
Текст сообщения
Перетащите файлы
Ничего не найдено
Защита от автоматических сообщений
 


Также читайте