Владимиру Путину, согласно его заявлениям, предстоит поставить страну на новые рельсы.

Он вернулся

14.05.2012 00:08:00 1591 0

Владимир Путин вернулся. Какая стабильность ждет Россию, со знаком «плюс» или знаком «минус»?

7 мая, за два дня до празднования Великой Победы, Владимир Путин вступил в должность президента России. В ближайшие шесть лет именно он будет определять внутреннюю и внешнюю политику государства. С одной стороны, его имя связывают со стабильностью, с другой - с застоем. Что в действительности предстоит нам испытать в предстоящую шестилетку?

Современный политик?
Сегодняшняя Россия - это не Россия образца 2000 года. Страна изменилась. Изменились и мы. Но изменился ли Путин? На этот вопрос ответить однозначно нельзя. Вроде бы, за десятилетие невозможно остаться прежним, человеку свойственно всегда идти на поводу. Однако на поводу кого идти Путину? Не самого ли себя?

По мнению Николая Липатникова, президента Вятской ТПП и до недавнего времени доверенного лица кандидата в президенты, Владимир Владимирович не мог остаться прежним ни по своим взглядам, ни по убеждениям.
- Двенадцать лет - немалый срок, - считает Николай Липатников. -  На мой взгляд, за это время Путин понял, что вся ответственность лежит на нем. Он не мог не «раскусить» психологию нашего народа. Стране необходимо постепенное, но неминуемое развитие, а никак не революционные скачки.

Действительно, сравнивать страну конца 1990-х и 2010-х сложно, буквально за каких-то 10-12 лет пройден длинный путь: от ельцинского призыва «Берите демократии сколько хотите» до жесткой вертикали власти.
- Владимир Путин был своевременным политиком в начале двухтысячных – надежным, харизматичным, способным «рулить» страной в непростые для России годы, - говорит депутат Государственной думы от Кировской области Сергей Доронин. - Однако, почувствовав вкус власти, люди сильно меняются. И, порой, не в лучшую сторону. Сегодня мы видим совсем другого Путина... Выстроенная им и его администрацией вертикаль власти загнала страну в ограниченное пространство, где нет места гражданским ценностям, а от демократии осталось только название.

Протест
После парламентских, а затем и президентских выборов страну захлестнули протестные митинги. В феврале в Москве на Болотной площади собрались десятки тысяч человек с требованием пересмотреть итоги парламентских выборов, на которых победу одержала «Единая Россия».

По мнению ряда политологов, эти выступления были направлены не столько против «Единой России», сколько лично против Путина и его системы власти. Но в стане оппозиции не оказалось человека, способного составить ему реальную конкуренцию. Именно поэтому протестные настроения никак не сказались на конфигурации действующей власти.

Мартовские выборы показали, что Владимир Путин остается самым популярным политиком в стране: за него отдали голоса 63,3% граждан России, принявших участие в выборах. При таком напоре внимания со стороны и запада, и местных обывателей, эти цифры почти невозможно было фальсифицировать, даже при всем желании. И это нужно признать.
- Кроме Путина выбирать было просто некого, - резюмирует Николай Липатников. - Протесты, которые мы видели, происходят скорее от неумения слушать, чем от реального понимания дел в стране. Вот вам пример: когда я был председателем Кировского Горсовета, все сто шестьдесят депутатов этого органа были ярыми демократами. Они пришли во власть с мыслью, что до них никто ничего не делал. Но поработав какое-то время, они поняли, что в исполнительной власти работают серьезные профессионалы, преданные своему делу люди.

Тем не менее, оппозиционно настроенные силы считают, что протестные акции принесли и позитивный результат. «Не замечать тысячи людей, выходящих на улицы, становится очень сложно, - солидарны оппозиционеры. - Власть идет на встречу, однако, по старинке, продолжает принимать законы в удобной и комфортной для себя редакции».

По мнению Доронина, некоторые процессы в нашей стране кремлевские технологи и функционеры уже не могут держать в своих руках. Об этом свидетельствуют результаты выборов, по крайней мере, в двух городах – Тольятти и Ярославле, где победили действительно независимые кандидаты.

Что нам стоит дом построить?
В своей экономической политике Путин декларирует необходимость поддержки отечественного бизнеса. Мировой финансовый кризис показал слабость многих крупных предприятий России, поставив их на грань банкротства. Минувший (или идущий) кризис оказался настолько непредвиденным для российского бизнеса, что экономика страны могла бы понести куда больший урон. Возможно, выстояли благодаря поддержке со стороны правительства страны (которое на тот момент возглавлял именно Путин), а возможно, накопленному запасу прочности.

Однако многие предприниматели, чей бизнес нельзя назвать крупным, жалуются на высокие налоги и коррупционные издержки. По их словам, разросшийся государственный аппарат мало способствует становлению инновационной экономике, о которой так часто и смачно говорит власть. И, действительно, согласно статистике, за время правления Путина число чиновников в России выросло более чем в 1,5 раза. Аксиома: рост чиновничьего аппарата неминуемо ведет к росту коррупции.
Тем не менее, стабильность, которую обещает Владимир Путин, дает бизнесу возможность развития без оглядки на политические и экономические риски. Но пока это лишь обещания...

- Человек может жить в любых условиях, главное их не менять чересчур часто, - говорит генеральный директор завода «Димал» Дмитрий Трегубов. - Я занимаюсь бизнесом уже 20 лет и уверен, что ему нужна стабильность. Она позволяет планировать долгосрочное развитие. Сегодняшнее положение дел в стране - наилучшее, что когда-либо было. Инфляция минимальна, налоги допустимы. Мешает разве что общая конъюнктура рынка. Промышленного бума, однозначно, нет. Но важнее, наверное, не бум, а развитие. В общем, я настроен позитивно.
Вести свое дело в России никогда не было легко. С этим соглашаются большинство предпринимателей.

- Еще апостол Павел сказал: «Каждый начальник от Бога», - говорит директор фирмы «Два Андрея-Плюс» Андрей Петров. - Сегодня вести бизнес в России не легко, но можно. Помешать может только личная лень и ограниченность.
Однако есть и менее оптимистичные взгляды на состояние российского бизнеса и путинские подвижки в этом деле.

- Бизнес ушел в тень, - замечает Василий Киселев, бывший мэр города Кирова. - Если налоги и собираются, то максимум 40% от нормы. Многие крупные предприятия зарегистрированы за границей. На малых же зарплата выдается конвертах. И вряд ли новый срок даст возможность Путину что-либо исправить.
Проблемы бизнеса на сегодняшний день связаны не столько со ставкой налогов, сколько с бюрократическими сложностями. Особенно это касается малого и среднего бизнеса. По словам генерального директор Нововятского лыжного комбината Владимира Сысолятина, дело не в принимаемых законах, а в подзаконных актах: «С одной стороны, существует ряд законов, которые пытаются защитить средний и малый бизнес. С другой, - все эти законы не прямого действия, а значит, для их реализации приходится принимать дополнительные ведомственные инструкции. Последние сводят на нет все усилия федеральной власти по поддержке малого и среднего бизнеса. К тому же, сегодня  быть руководителем становится просто опасно: неизвестно, кто придет и за что тебя накажет».

Красиво жить не запретишь
Одним из важных тезисов политической программы Владимира Путина является обязательное сохранении государством всех своих социальных обязательств. Декларируется, по традиции, повышение пенсий и пособий.
- Пенсии приблизились к средней зарплате. В социальном плане  сделано очень много, - говорит Дмитрий Трегубов. - Где вы видели маленькую пенсию? Основная масса пожилых людей получает пенсию на уровне, или выше средней заработной платы.

Однако в социальной сфере еще остается множество нерешенных вопросов. К примеру, не все благополучно с зарплатами педагогов и врачей.
- Закончив институт, наш врач получает четыре с половиной тысячи рублей в месяц, пять тысяч рублей - максимум. В Германии, для примера, доход врача - 3,5 тыс. евро. По-моему, разница колоссальна, - говорит Василий Киселев.

Основа всех основ
Пожалуй, особенно остро сегодня стоит задача изменения основы российской экономики. По мнению экспертов, бюджет страны слишком ориентирован на мировые цены на нефть и газ.
- Конечно, Путин не может этого не понимать. Он прямо говорит, что Россия велика своими недрами, но экономика страны требует модернизации, перехода к другой модели, - говорит Николай Липатников.

К тому же, нефть и газ - слишком зыбкое основание для социального государства. Сможет ли Путин за следующие шесть лет сделать экономику страны инновационной, а средний класс сильным? Сказать трудно, ведь говорить об этом он начал давно, а воз и ныне там.
- Вместо проведения системной промышленной политики происходит защита и преференции для добывающих компаний, - говорит Сергей Доронин. - Вместо реальных механизмов противодействия выводу российского капитала за рубеж - офшоризация экономики. При этом, действующая власть заявляет, якобы «сырьевой российскую экономику сделали не мы». Но это лишь отговорка.

Владимир Путин вернулся. Это означает, что механизм управления страной в целом останется тем же. Плохо это или хорошо - лишь время способно ответить на этот вопрос. Сейчас ясно одно: гражданское общество (по крайней мере то, что выходит на площади) требует перемен. Перемен в сторону большей либерализации политической системы. С другой стороны, перед Владимиром Путиным стоит задача превратить экономику России из сырьевой в ориентированную на реальное производство. Получится ли у него? Также будем пенять на время. Так или иначе, от этой задачи зависит судьба страны.

Караваев Дмитрий,
karavaev2007@yandex.ru

 

VK TW
оставить комментарий
Спасибо за комментарий! Он будет опубликован после модерации
Текст сообщения
Перетащите файлы
Ничего не найдено
Защита от автоматических сообщений
 


Также читайте