Пока на крупные объемы дорожно-строительных работ через механизм ГЧП отваживается только "Вятавтодор"

Неравное партнерство

20.08.2012 00:04:00 1257 0

Правительство области второй год ремонтирует областные дороги в долг. Причем перечисляет деньги за сданные объекты спустя год, субсидируя проценты по кредиту, привлеченному подрядчиком. А так как лоты по соглашениям о ГЧП как правило крупные - стоимостью в сотни миллионов рублей, то взяться за них отваживается пока только областной монополист “Вятавтодор”.

 

Дороги будут
 
Депутат Заксобрания Дмитрий Русских обратился 15 июня в Управление ФАС по Кировской области с жалобой на то, что тем самым исполнительная власть ущемляет права других дорожников, которые оказываются не у дел. Антимонопольщики возбудили дело по признакам нарушения департаментом дорожного хозяйства и транспорта федерального закона «О защите конкуренции» и на днях вынесли вердикт: в действиях департамента, действительно, выявлено нарушение данного закона. Оно выразилось в «необоснованном препятствовании осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами на рынке дорожных работ». Иначе говоря, размером лота департамент создал для областного предприятия преференции, перешибить которые не в состоянии на сегодня никакая другая дорожно-строительная фирма в области.
Каковы правовые последствия этого решения и не повлияет ли оно на график ремонта областных дорог, выясняли «Бизнес Новости».
 
«Опасности никакой нет, потому что конкурс проведен, - считает автор обращения в УФАС, депутат Заксобрания Дмитрий Русских. - «Вятавтодор», видимо, на это и рассчитывал изначально, что они к тому времени успеют все дороги сделать и уже ничего не вернуть. При этом часть работ выполняется с учетом следующего года, по-моему, на 130 миллионов. И за следующий год сделают, и за этот - все вперед. Те, кто организует подобные конкурсы, прекрасно понимают, что эта лавочка, когда нашли брешь в законодательстве, будет в ближайшее время устранена».
 
Дмитрий Михайлович объясняет - когда депутаты Заксобрания голосовали за закон в таком его виде, то рассчитывали, что к участию в программе государственно-частного партнерства будут допущены представители малого и среднего бизнеса. И тем самым будет создана конкурентная среда в автодорожной отрасли. В сегодняшнем же ее виде, считает депутат, говорить об эффективности и дешевизне программы не приходится. Поскольку создана монополия под одного исполнителя - «Вятавтодор». И только субсидия участнику программы ГЧП для возмещения стоимости привлеченных им кредитных средств составит больше 57 миллионов рублей.
 
При этом когда по инициативе Вятской торгово-промышленной палаты проходил «круглый стол» на эту тему, в котором участвовал и Русских, то выяснилось, что 3-4 небольшие кировские организации успешно работают на других территориях за меньшие деньги и с более высоким, чем в Кировской области качеством.
 
Не приходят
 
Глава областного департамента дорожного хозяйства Альберт Запольских рассказал «Бизнес Новостям», что, будучи в отпуске, не смог сам поучаствовать в том «круглом столе». Причем у него сложилось впечатление, что обсуждение намеренно провели в его отсутствие. Хотя накануне он давал информацию и ВТПП и Заксобранию о том, как в области проходят подобные торги. На тот момент департамент провел 26 аукционов, четыре из которых были в соответствии с 94-ФЗ выделены под субъекты малого предпринимательства. В итоге на четыре объекта заявилась только одна организация по одному лоту - Зуевская механизированная колонна. Остальные остались невостребованными. То же и по другим аукционам, доступным для всех желающих. На них заявились «Вятавтодор», «одна московская контора» и Карьер «Приверх». Последний затем отказался от участия. А москвичи, выиграв контракт на ремонт автодороги, по словам Запольских, ничего сделать на ней не смогли, расторгли договор и заплатили штраф. В результате объект пришлось ремонтировать тому же «Вятавтодору», который был по итогам аукциона вторым.
 
«Меня возмущает, когда на торгово-промышленную палату выходят люди, а особенно депутаты Законодательного собрания, и начинают говорить: вот есть организации, которым перекрыли доступ для участия. Кто кому перекрыл? Они не ходят, - объясняет глава департамента. И уточняет, что департамент не может назначать ремонты там, где территориально удобно каким-то организациям. - Мы ремонтируем там, где сломалось. И не можем ежегодно проводить ремонты в одном и том же месте только потому, что это удобно организации, которая здесь расположена. Дорожники и отличаются от обычных строителей тем, что они работают на линейных объектах, у которых протяженность многие километры».
 
Запольских надеется, что спор с УФАС по этой претензии можно будет урегулировать в досудебном порядке. И делать выводы о правовых последствиях вынесенного решения пока преждевременно:
 
«Безусловно, ФАС - серьезный федеральный орган власти, но это ведь не суд, тем более, не Верховный суд. Он может трактовать законы по-своему. У них своя точка зрения, у нас своя, тоже имеющая право на жизнь. Тем более, что документы, на основании которых мы работали, проходили правовую экспертизу и в управлении юстиции, и в прокуратуре области. Знаете, сколько юристов - столько мнений. Постараемся повстречаться, убедить. Не хотелось бы доводить дело до суда».
 
Срок для обжалования решения УФАС департаментом дорожного хозяйства, куда оно отправилось на прошлой неделе, - 3 месяца. И сейчас в антимонопольной службе ждут реакции из ведомства Запольских. «Есть следующее возможное развитие событий: если департамент дорожного хозяйства понимает позицию, и не выходит с обжалованием в суд, то мы принимаем действия достаточно быстро, - сказал «Бизнес Новостям» руководитель Управления ФАС по Кировской области Артем Молчанов. - Если идет обжалование, то, соответственно, мы в суде начинаем доказывать свою позицию, это может затянуться на 3-4 месяца. Я считаю, что решение наше достаточно обстоятельное, принималось оно нами взвешенно и арбитражный суд нашу позицию поддержит».
 
Продолжение следует?
 
7 августа губернатор Кировской области подписал постановление о выделении дополнительных средств на ремонт автодорог через механизм ГЧП в 2012 году. Новый контракт будет разбит на два лота уже меньшей стоимостью - 70 и 80 миллионов рублей. Но несмотря на это, глава департамента уверен, никто из небольших кировских дорожно-строительных фирм на конкурс не заявится.
 
«Я, думаете, против, чтобы у нас было много подрядных организаций, как в той же Перми, в Казани, у нижегородцев? Я только за, - объясняет свою позицию Альберт Запольских. - Потому что когда появляется конкуренция, появляются нормальные технологии, современная техника и так далее. Но конкуренция должна быть нормальной. Приходи, участвуй, побеждай, доказывай, что ты - лучший. Никто же этого не делает. Каждый хочет, чтобы ему дали под носом объект, и никто с ним не спорил. И он будет этот объект делать так, как он хочет. Вы понимаете, зачастую может быть не слышат, а иногда и не хотят. Главное же воды налить, чтобы в очередной раз твоя фамилия появилась в газетах и показали, какой ты радетель за народные интересы. А все остальное - не важно».
 
Депутат Дмитрий Русских в свою очередь рассчитывает на то, что его коллеги уже на сентябрьском заседании Заксобрания примут корректировки в областной закон о ГЧП, согласно которым лоты по программе будут формироваться в размере до 50 миллионов рублей. По его сведениям, такие объемы работ подрядчики смогут потянуть и без привлечения заемных средств, только за счет оборотки. А это опять же экономия для бюджета.
 
Олег Прохоренко
oleg.prokh@gmail.com
VK TW
оставить комментарий
Спасибо за комментарий! Он будет опубликован после модерации
Текст сообщения
Перетащите файлы
Ничего не найдено
Защита от автоматических сообщений
 


Также читайте