Минфин России направило в правительство страны предложение отказаться от Обязательного страхования автогражданской ответственности (ОСАГО) в пользу вмененного страхования

Жизнь без ОСАГО

29.07.2013 00:05:00 2442 0

Минфин России направило в правительство страны предложение отказаться от Обязательного страхования автогражданской ответственности (ОСАГО) в пользу вмененного страхования, лишь прописав в законе, какие риски люди обязаны страховать. Речь идет о развитии страхового рынка до 2020 года. Точки зрения экспертов по ОСАГО тут же полярно разделились: кто-то считает, что уже давно пора переходить к «цивилизованному» добровольному страхованию, а кто-то уверен, что без ОСАГО на российских дорогах начнется самая настоящая анархия. Истина, как всегда, где-то посередине.

Участники круглого стола:

Иван Макин, директор Кировского филиала «Росгосстрах»

Сергей Татаринов, директор кировского филиала СК «Югория»

Светлана Сиделева, директор кировского филиала «АльфаСтрахование»

Василий Созинов, директор кировского филиала страховой компании «Цюрих»

Евгений Пименов, президент Союза автомобилистов Кировской области

 

Мошенническое ОСАГО
 
Сергей Татаринов:
- По-моему мнению, худо ли - бедно ли, но рынок ОСАГО в России устоялся. Изначально у нас был один из самых лучших законов в Европе. Но этот закон отдали на откуп крупным страховым компаниям и РСА, которые по моему личному убеждению, «завалили» его. 
 
Объясняю. То, что было предложено в том законе правительством, а именно порядок реализации закона (ответственность Минтранса, других государственных структур), все было брошено на самотек. Если бы, как было прописано в законе, в 2005 году была сделана единая система расчетов убытков, никаких бы судов и прочих проблем бы не было. Все бы считали одинаково: страховщики, независимые эксперты и так далее. Клиент сразу бы получал нормальное возмещение. Но в угоду крупнейшим страховым компаниям, которые в тот момент правили бал в РСА (им была невыгодна данная ситуация), этого не было сделано. В итоге, через три года мы получили массу судов по ОСАГО. Сначала судились за возврат той суммы, которую недоплатили, а сейчас вокруг ОСАГО образовалась целая мошенническая схема, куда включились и правоохранительные органы, и юристы, и т.д.
 
Приведу пример: мы вчера проплачивали по пяти судебным решениям. Пришел один шустрый адвокат с решением суда, говорит, вот надо оплату проводить, и пишет свои реквизиты. А в решении суда написано «оплатить клиенту утрату товарной стоимости» (это выплата предусмотрена только через суд). Я пишу бухгалтеру «деньги перечислить страхователю» (не юристу!), бухгалтер звонит клиенту, чтобы уточнить расчетный счет для перечисления денег по решению суда, а он спрашивает «какие деньги? Я все получил». Через 2 часа звонит этот адвокат с вопросом «вы что? Куда деньги отправляете? Надо было на мой счет перечислять». То есть, этот адвокат, получив доверенность, действует в собственных интересах и зарабатывает деньги на себя. 
 
Иван Макин:
- А я уверен, что ОСАГО как таковое не отменят. Скорее всего, его полностью отдадут на откуп страховщикам, а собственно тариф установит рынок. Уже осенью Госдума, на сколько я знаю, начнет проводить большую работу, как в отношении законодательства, так и в отношении информирования общественности. Будет введен тарифный коридор, чтобы на первом этапе ограничить резкое движение цены на ОСАГО и вверх, и вниз. Здесь надо отметить, что поправки, дающие страховщикам право менять тарифы ОСАГО в установленном правительством коридоре, уже прошли первое чтение; второе, скорее всего, будет осенью.
Вообще, сегодня уже сложно представить рынок автострахования без ОСАГО. Обязательное наличие ОСАГО во многих случаях позволяет разрешить аварийную ситуацию мирно, не думая о том, как придется расплачиваться за свою ошибку. То есть, люди уже привыкли, что в случае аварии им не надо разбираться между собой о стоимости ремонта машин. Если же полная отмена, все-таки, случится, то уверен, что пойдет «в рост» рынок добровольного страхования. Вряд ли владельцы дорогих авто сегодня будут рассчитывать на русский «авось».
 
Евгений Пименов:
- В таком случае, у меня вопрос: а зачем вводили, вообще, это ОСАГО? Чем руководствовались? Что это за детский сад: сначала вводим, а потом отменяем?
 
Василий Созинов:
- Да, у меня этот же вопрос: зачем сначала вводим, а потом убираем? Что за метания из одной крайности в другую? Сначала государство принимает закон об ОСАГО, а потом добровольно уходит из этой сферы… Я, вообще, всерьез планы правительства до 2020 года не рассматриваю. Я, может быть, и не доживу до этого времени. И к тому же, не исключено, что к 2020 году у нас сменится не только правительство, но и президент.
 
Евгений Пименов:
- На самом деле, конечно, многое зависит от страховщиков. Несмотря на то, что ситуация с обязательным автострахованием отнюдь не гладка (четверть расходов на машину – это полис ОСАГО, длительное ожидание выплат по полису, его постоянное подорожание, занижение выплат), оно защищает невиновных водителей. Да, ОСАГО стоит недешево, но в случае аварии, этот полис действительно защищает своего владельца. Если его сделать необязательным, то многие водители не станут за него платить. Тогда, в случае аварии, на них обрушится ворох проблем… Но даже с его отменой, уверен, никакой анархии не наступит. Жили ведь как-то раньше. Думаю, полис ОСАГО обязательно нужно оставить.
 
В лучшую сторону
 
Светлана Сиделева:
- Кто-то говорит о том, что ОСАГО себя изжило. Как оно может себя изжить, я не понимаю? Конечно, непосредственно страховщики ничего от этого не потеряют (нет ОСАГО – нет убытков от него), но как отреагируют на подобную инициативу обычные граждане? Если в «Тойоту» въедет «шестерка», а взять с виновника нечего? Российские суды окажутся завалены делами о ДТП.
 
Василий Созинов:
- А я вот согласен с тем, что обязательное страхование, все-таки,  надо убирать, но эволюционным путем, а не таким, я бы сказал, «недореволюционным». Сначала приучите людей сознательно страховать свое имущество. Вспомните – пожары  в центральной России 2010 года,  наводнение в Крымске… Ваше имущество погибло в результате стихии? Государство вам все восстановит! Откуда же у людей появится мотивация страховать свое имущество? Я был в Швейцарии, там все по-другому. Если у человека нет застрахованного имущества (а страхуют там все, «от и до»), то человека не берут на работу ни в одну хорошую компанию. Так как считается, что человек, не оформляющий страховку, просто безответственен, а стоит ли такого работника брать на работу?
 
Светлана Сиделева:
- Думаю, отношение людей к страхованию все же изменилось в лучшую сторону. Сегодня мы в своей компании отмечаем тенденцию, когда автовладельцы к ОСАГО покупают еще и добровольную страховку, так сказать «достраховывая» свою ответственность до 1 млн рублей. Сейчас у многих авто достаточно дорогие, и полис ОСАГО зачастую не покрывает всех убытков. При этом, я не вижу у наших клиентов какого-либо недовольства: они понимают, что страхуют не машину, а свою ответственность.
 
В свою очередь, более дешевые тарифы на ОСАГО тоже делать нельзя, так как у многих компаний направление ОСАГО и так убыточно. В то же время, его отмена, я полагаю, повлечет увеличение добровольного страхования. Как ни крути, а люди сегодня стали, все-таки, более сознательными в этом отношении.
 
Сергей Татаринов:
- В общем, усилиям правоохранителей, правительства и Минтранса хороший закон об ОСАГО превратился в тот бардак, который вы сейчас наблюдаете. А теперь они принимают решение отменить обязательное автострахование…. К чему это приведет? Автовладелец будет выбирать: страховать ему или не страховать. Он может всю ответственность взять на себя, а, может, перепоручить страховщикам. Но, мне кажется, большинство людей все равно пойдет страховаться: проще заплатить 3-5 тысяч рублей и спокойно ездить весь год.
 
Крупные страховые компании сделают тарифы повыше, которые хотя бы к концу года не дадут ему убытков. Потому что главная задача ОСАГО, согласно закону,  повысить страховую культуру населения и привлечь для страховых компаний потенциальных клиентов через кросс-продажи. Маленькие же компании, которым будущее «до лампочки», сделают тарифы ниже (а российский народ «халяву» любит) и все побегут к ним. Проработав год, они успешно закроются, и что дальше? 
Самый правильный шаг – это сделать единую систему расчета убытков. Ее, насколько знаю, должны разработать уже к 1 сентября. Уверен, весь этот бардак отпадет сразу же. Во-вторых, ввести бельгийскую систему расчета между страховыми компаниями: сколько мы выплатили клиенту, столько от компании виновника ДТП мы получили обратно.
 
Однако, сугубо добровольное страхование в России в обозримом будущем (20-30 лет) вводить нельзя, потому что у нас даже отношение государства к страховым компаниям как к мошенникам и жуликам. Что уж говорить про обычных граждан?
 
Светлана Муравьёва
murraviova@yandex.ru
VK TW
оставить комментарий
Спасибо за комментарий! Он будет опубликован после модерации
Текст сообщения
Перетащите файлы
Ничего не найдено
Защита от автоматических сообщений
 


Также читайте