Владимир Зорин.

Чистый энтузиазм

08.03.2015 19:42:00 2042 0

Директор предприятия «Фармакс» Владимир Зорин считает, что главное для любого производства — это финансовые инструменты. Такие, как кредиты под низкий процент.

Первое, что бросается в глаза, так это то, что у научно-производственного предприятия «Фармакс» самое позитивное по цветовой гамме здание на улице Солнечная. Сотрудники внутри этого здания не менее позитивные. Впрочем, разве можно ожидать чего-то другого от людей, которые многие вещи делают на чистом энтузиазме?
 
«Фармакс» в своем роде уникальное предприятие. В ситуации, когда самый востребованный бизнес - это что-то выгодно купить и затем перепродать, компания занимается поистине чем-то фундаментальным: разработкой и выпуском ветеринарных препаратов. Причем, некоторые из них уникальны и не имеют аналогов. Лабораторию, которая занимается этими самыми разработками, на «Фармаксе» холят и лелеют. «Там штат 15 человек, - с гордостью говорит директор предприятия Владимир Зорин. - Это очень серьезный штат по сегодняшним меркам, чтоб вы понимали».
 
Линия для людей
Зайдя на ваш сайт, сразу обратила внимание на обилие выставок и различных мероприятий федерального масштаба, в которых участвует «Фармакс»,. Вы считаете, что это оптимальный вариант продвижения продукции?
- Да, в первую очередь для этого все и делается. Сегодня рынок достаточно конкурентный по всем видам товаров, особенно в сфере зоопродукции. Появляются новые игроки на рынке, хотя собственно рынок не растет, он уже сформирован. Чтобы как-то удержать позиции приходится участвовать в различных мероприятиях по обмену опытом в том числе и в профессиональных выставках. Мы же производим много новых продуктов, их надо продвигать, выводить на рынок, чтобы потребители их знали. Это основная цель. Также для нас сейчас открываются новые рынки: появился Крым, заинтересовалась Армения. В страны СНГ уже активно поставляем свою продукцию (в основном это Белоруссия, Казахстан, Грузия).
 
Стоит шкурка выделки?
- Да, конечно. Особенно это касается новых рынков сбыта. Выставки дают нам новых клиентов, через которых мы реализуем свою продукцию. В основном это, конечно, оптовые покупатели, так как мы с розницей практически не работаем.
 
Я правильно понимаю, что до этого последние несколько лет рынок зоопрепаратов очень неплохо рос?
- Да, но за последние годы он уже сформировался, а в связи с кризисом начал даже немного поджиматься. Это естественно. Люди стараются экономить на всем.
 
Возвращаясь к вашим партнерам. Среди стран, куда вы поставляете, в основном страны СНГ. На европейские рынки не пытались выйти?
- Да, действительно, наиболее крупные покупатели в России и в странах СНГ. Что же касается европейского направления, то мы сейчас над этим активно работаем, но вывести туда какой-либо продукт на практике пока не удается. Есть определенные барьеры. Например, нужны определенные сертификаты по качеству.
Так, один из самых известных наших продуктов в России и СНГ — крем «Зорька», который изначально был предназначен для коров. Мы с ним даже на Первом канале прославились (Ред. - речь идет о рассказе актрисы Татьяны Васильевой в программе «Пусть говорят», где она призналась, что пользуется кремом «Зорька», покупая его в зоомагазине). Причем совершенно никаких усилий к этому мы не прилагали. То есть, это не было рекламой. Мы даже не были готовы к этому (смеется).
 
Не готовы к славе?
- Ну, да. После этой передачи начался ажиотажный спрос на крем «Зорька». Он и правда очень хороший. Зорька стала истинно народным брендом. Восторженные отзывы женщин, применяющих «Зорьку», и вдохновили нас на создание линии косметических средств для людей.
 
«Сарафанное радио» сработало на вас.
- Да. И, наверное, это лучшая реклама. Согласитесь, если бы этот крем действительно не был так хорош и уникален, разве бы он пользовался таким спросом? Он бы просто не имел шансов выйти на рынок, и никто бы им пользоваться не стал.
Но, возвращаясь к рынкам сбыта. У нас были попытки выйти на рынок Новой Зеландии, но требования в этой стране отличаются от российских. Например, крем «Зорька» в России - это средство по уходу, которое не требует специальной регистрации, у нас на него не распространяются правила международного стандарта GMP, а у них — распространяются. Чтобы получить сертификат нужны десятки миллионов рублей и время.
 
Азиатские рынки? Они проще?
- Пока не скажу, в чем там сложность и какие потребуются документы, но мы работаем в этом направлении, особенно по витаминным препаратам для домашних животных. У нас два основных направления в производстве, если вы видели на сайте — это производство ветпрепаратов для продуктивных животных, зоонаправление - препараты для мелких домашних животных. На сайте компании указан более подробный ассортимент реализуемой продукции более 60 наименований. Многие из них не имеют аналогов и являются разработкой наших кировских технологов (после этой фразы всем патриотам Кировской области, коих среди наших читателей немало, стоит начинать гордиться).
 
Ситуация вынуждает
Сегодняшняя ситуация с санкциями и ростом курса валют сыграла вам на руку?
- Ну, как вам сказать. На импортное оборудование и сырье цены взлетели сразу же. Особенно на сырье. Что же касается продаж, то есть небольшое «проседание» рынка с начала 2015 года, но мы пока не набрали достаточной статистики, чтобы сказать о каком-то конкретном падении. По факту только два месяца прошло.
 
Некоторые эксперты уверены, что в рост пойдет практически все производство...
- Отечественное? В принципе, должно. Видимо, полное импортозамещение еще не наступило. Есть еще остатки импортной продукции на складах. И, похоже, достаточно много.
 
А как вы в целом оцениваете эту идею правительства? О ней стали много говорить после санкций.
- Идея-то хорошая. И без кризиса ее давно уже надо было начать реализовывать. Надо всегда ориентироваться на свое. Сколько можно уже покупать импортное и отдавать туда сырье? Запад перерабатывает наше сырье, и мы получаем от них готовую продукцию уже совершенно по другим ценам. Так что, в любом случае, импортозамещению — быть.
 
А по качеству мы не уступаем?..
- По нашей отрасли — нет. Я считаю, что мы вполне конкурентоспособны. У нас все более натуральное. И то, что производится в регионах России, все равно получается дешевле, становится конкурентоспособным за счет цены.
 
А разве у нас не низкая производительность труда (и, соответственно, дорогая), на что пеняют многие производители?
- Ну, по зарплатам (европейским и российским) этого нельзя сказать. Плюс, кто же мешает заниматься автоматизацией производства? Я бы, например, не сказал, что производство у нас плохо автоматизировано. В основном все работают на импортном оборудовании.
 
И все же, возвращаясь к прогнозу: что ждете от этого года?
- Есть некие ожидания роста, повторюсь, от импортозамещения. Возможны и падения. Люди все равно будут экономить: меньше средств ухода, витаминов, шампуней или отказ от них. Точные же цифры возможного падения рынка вам никто не скажет. Может быть все, что угодно.
 
Ходят слухи, что в 2008 году «Фармакс» пережил серьезное падение производства...
- Это только слухи. Никаких серьезных сокращений у нас не было — ни зарплат, ни производства. Вот следующий год после него был немножко похуже в плане работы. Но и только.
 
Почему решили остановится на форме именно научно-производственного предприятия? Иметь собственную лабораторию и заниматься разработками весьма затратно.
- Изначально, при создании предприятия мы ориентировались на собственные разработки, которые дают возможность реализовать творческий потенциал наших специалистов и в определенной степени независимость. Поэтому, в первую очередь, мы научное предприятие, у нас имеется научная лаборатория, кстати, очень современная. Оснащена современным исследовательским оборудованием. Штат 15 человек, лаборатория занимает большие площади и разрабатывает очень много новых продуктов. Еще у нас очень сильное косметическое направление, над которым работают несколько технологов. Старший технолог посещает все необходимые отраслевые выставки, конференции. Без науки мы не будем получать новых продуктов и дальше развиваться. Конечно, если сравнивать с «человеческой» фармацевтикой, то по рентабельности мы ей уступаем. Дело, в первую очередь, в ценах. Цены на ветеринарную продукцию на порядок ниже, чем на лекарства для людей. Требования к производству лекарственных средств одинаковые как для людей, так и для животных. Это все сказывается на рентабельности.
 
Насколько у вас длителен производственный цикл?
- Зависит от конкретного продукта. От нескольких дней до нескольких недель. И это при условии, что у нас есть своя микробиологическая лаборатория, в которой мы оперативно проводим все необходимые анализы. Если бы отдавали «на сторону» — то сроки растянулись бы.
 
Да, кстати, также хотела позднее спросить, как у вас складываются отношения с госструктурами?
- Нормально. До этого никак не складывались, так как мы обходились своими силами. В этом году решили попробовать поучаствовать в различных программах поддержки. Сегодня правительство берет правильный курс на поддержку отечественных производителей и стимулирует экспорт.
 
Что вас сподвигло к этому?
- Мы стали выводить достаточно много новых продуктов на рынок. Соответственно, затраты очень большие. Нам не хватает собственных финансовых ресурсов, поэтому приходится прибегать к заемным средствам, кредиты становятся менее доступными. Наверное, в этом ответ, почему мы раньше не участвовали ни в каких программах поддержки.
 
Больше ориентируетесь на федеральные гранты?
- И на федеральные, и на местные. Сейчас, например, мы пробуем сотрудничать с областным фондом поддержки предпринимательства.
 
Насколько реально сегодня развивать производство без кредитов?
- В нашей отрасли — нереально. Это вопрос опять-таки рентабельности и оборачиваемости ресурсов. Все средства вкладываются в сырье, зарплату и налоги. Это три кита наших расходов. Если все это учесть, то прибыли остается уже совсем немного.
 
В собственном котле
Как вы считаете, заниматься разработкой и производством в России — благодарное дело?
- Абсолютно нет. Гораздо проще и выгодней заниматься куплей-продажей. Производством, особенно производством вкупе с научными разработками, сегодня в России занимаются, наверное, только энтузиасты. Люди, которые действительно любят свое дело и хотят им заниматься.
 
Кадры у вас, должно быть, специфические? Где ищете их? Как заманиваете?
- Я вас, наверное, удивлю, но у нас не стоит так остро кадровый вопрос, как на других предприятиях. Кадровой «текучки» практически нет. Коллектив дружный, люди за рабочие места держатся. В связи с предстоящим расширением собираемся делать новый набор, но методика у нас стандартная — через объявления и сеть Интернет. Если говорить о совсем специфических кадрах, то мы стараемся их готовить сами. Берем молодых, сразу после университетов, с каким-то минимальным опытом работы и ставим их под начало опытных специалистов — для передачи опыта. Мы прекрасно понимаем, что «на улице» узкопрофильного специалиста не найти. Это нереально, надо учить из своих.
 
Какой у вас сейчас штат?
- Более 200 человек.
 
То есть, вы никакой профориентационной работой не занимаетесь, финансовыми бонусами людей не заманиваете, как другие компании?
- Пока нет смысла. Но если будет необходимость, будем думать и об этом.
 
Отслеживаете ли вы ситуации с громкими налоговыми делами сегодня?
- Нет. С налоговой у нас отношения хорошие, проблем никаких нет. Может быть, дело в главном бухгалтере? (Смеется) Она у нас очень опытный человек в этих вопросах.
 
Сегодня есть явный перегиб в двух направлениях - торговля и госструктуры. Как возможно перевести акценты в сторону реального производства? Чтобы сделать престижной профессию и привести в производство деньги?
-  Самое главное для любого производства — это финансовые инструменты. Кредиты под низкий процент. Или вообще беспроцентные кредиты, если речь идет об открытии собственного производства. Потому что у производства нет такой окупаемости как, скажем, у торговли. Например, мы сейчас открываем новый участок. Так вот, окупаемость 2-3 года — это хороший вариант развития. Оптимистичный прогноз, так сказать. Но на самом деле, когда на практике начинаешь запускать производство и выводить на рынок какой-то препарат, сроки обычно растягиваются. Та же история с оборудованием. Покупая под новый препарат новое оборудование, по расчетам окупаемость должна быть 2-3 года, по факту же часто выходит чуть дольше. Ну и прочие нюансы, затраты. Получается, что мы вкладываем деньги, и они на производственном этапе замораживаются. И при таких процентах по кредитам еще и пытаться автоматизировать производство по последнему слову техники — это чистый энтузиазм.
 
Беседовала Светлана Муравьёва
murraviova@yandex.ru
 
Досье:
Зорин Владимир Николаевич, директор ЗАО Научно-производственное предприятие «Фармакс».
Дата и место рождения: г. Киров, 20 июля 1983 г.
Образование: высшее, ВятГУ.
Карьера:
2005-2006 гг. - оператор пакетоделательной машины, ЗАО «Ломопласт» Санкт-Петербург
2006 г. - наладчик технологического оборудования, ЗАО «Ломопласт» Санкт-Петербург
2006 — 2007 гг. - менеджер отдела логистики, ООО «ПТФ»ЕВРОТЕСТ»
2007 — 2009 гг. - зам. технического директора, ООО «ПТФ»ЕВРОТЕСТ»
2009 — 2010 гг. - технолог НИЛ, ЗАО «НПП»Фармакс»
2010 — 2014 гг. - начальник производства, ЗАО «НПП»Фармакс»
2014 — наст время, - директор ЗАО «НПП Фармакс»
 
Хобби: рыбалка, лыжи, туризм
 
Любая музыка: русский рок
 
Любимый фильм:советские комедии
VK TW
оставить комментарий
Спасибо за комментарий! Он будет опубликован после модерации
Текст сообщения
Перетащите файлы
Ничего не найдено
Защита от автоматических сообщений
 


Также читайте