Партия дальнобойщиков

22.11.2015 15:33:00 1945 0

Вторую неделю в Кирове в рамках общероссийского тренда продолжаются забастовки перевозчиков. В минувшую пятницу водители большегрузов второй раз вышли на акцию протеста, начавшуюся на Советском тракте и продолжившуюся на улицах города.

Они, напомним, требуют полной отмены платы за проезд по федеральным трассам грузовиков массой более 12 тонн. По мнению протестующих, нововведение поставит крест на малом бизнесе в сфере грузоперевозок и спровоцирует новый виток цен на продукты. И пока внимание общественности приковано к громким и не очень заверениям, что «никто ничего не почувствует», к протестующим активно начали присоединяться политические партии (что не удивительно, ведь грядет выборный год) и решать свои задачи.

«Платоновская» неразбериха

Напомним, с 15 ноября в России введена плата для водителей грузовиков массой более 12 тонн за проезд по федеральным трассам. В период с 15 ноября 2015 года по 29 февраля 2016 года сбор с грузовых автомобилей массой свыше 12 тонн будет взиматься в размере 1,53 рубля за километр. В дальнейшем в период с 1 марта 2016 года до 31 декабря 2018 года тариф будет увеличен до 3,06 рубля за километр. Для оплаты маршрута нужно согласовать его и оплатить заранее, либо установить в машину следящий прибор, привязанный к счету. Тем, кто не оплатит проезд или не установил счетчик, грозит штраф — 5 тыс. рублей для водителей, 450 тыс. рублей для юрлиц и до 1 млн рублей при повторном нарушении. Правда, в минувшую пятницу Минтранс откликнулся на протесты дальнобойщиков и пообещал снизить штрафы за неоплаченный проезд грузовиков в девять раз до 50 тыс. рублей для их владельцев. А водителей грузовиков временно освободят от штрафов.

Также, спустя некоторое время, ввиду многочисленных протестов, и правительство РФ пошло на некоторые уступки. Было принято решение, что до 1 мая 2016 года владельцев таких автомобилей не будут штрафовать за нарушение этого требования за пределами Московской области. Однако, водителей большегрузов такой расклад не устроил. В ходе, пожалуй, самой масштабной акции протеста (в ней приняли участие тысячи водителей от Карелии до Новосибирска) дальнобойщиков за всю историю постсоветской России последние требуют полной отмены нового закона.

Часть экспертов уже поспешила отметить, что действующая система штрафов за нарушение ПДД с тенденцией к увеличению, ежегодно растущий транспортный налог, отсутствие дорог необходимого качества и придорожной инфраструктуры, рост цен на запчасти и топливо «формируют не лучшие условия для ведения бизнеса в сфере автоперевозок и существенно влияют на его доходность». Они подчеркивают, что большинство фур приобретены в кредит и находятся в залоге у банков, а дополнительная финансовая нагрузка усложнит соблюдение графика платежей для из владельцев. «Может быть полностью разрушена отлаженная система взаимодействия малого бизнеса - заказчиков перевозок, банков, кредитующих перевозчиков, и прочих структур, обслуживающих данный сектор экономики», - указывают скептики.

Также на минувшей неделе стало известно, что продовольственные сети и их поставщики ожидают определенного коллапса с доставкой продуктов. Около 90% логистических партнеров ритейлеров до сих пор не получили счетчики, необходимые для работы в новой системе взимания платы за проезд по федеральным дорогам для 12-тонных грузовиков «Платон». Из-за этого около трети продуктов может просто не доехать до магазинов и распределительных центров сетей.

Такая ситуация сложилась, например, в X5 Retail Group (бренды «Пятерочка», «Перекресток», «Карусель»), которая обеспечивает транспортировку трети своих товаров за счет партнеров. Представитель Metro Cash & Carry Оксана Токарева сообщила СМИ, что ритейлер сотрудничает с крупнейшими транспортными компаниями, которые самостоятельно ищут выход из сложившейся ситуации. Но при этом, «в сети не видят рисков недопоставки продукции».

Бодро рапортуют о невозможности дефицита и в ЗАО «Тандер». Так, директор кировского филиала Виктор Нагорный заверил местных журналистов в том, что «доставка продуктов в компании осуществляется собственным транспортом, который, в свою очередь, уже зарегистрировал в системе «Платон» и получены  соответствующие устройства».

Как сообщает «КоммерсантЪ», всего на сегодняшний день в стране зарегистрировано около 1 млн большегрузных автомобилей, а бортовых устройств пока выпущено только 200 тысяч (и лишь пятая часть из них роздана водителям).

Дефицита не будет

На «горячую» тему, естественно, не могли не откликнуться чиновники самых разных рангов и прочие заинтересованные стороны. Так, министр промышленности и торговли Денис Мантуров заявил, что плата за проезд большегрузных грузовиков по федеральным трассам России не приведет к дефициту продуктов питания и других потребительских товаров.

«Трудно сказать, сколько новый дорожный сбор добавит к общей динамике роста цен, но вряд ли его влияние будет определяющим», - приводят его цитату все ведущие СМИ.

Но на фоне многочисленных заверений, что «никто ничего не почувствует» и «ни на ком ничего не скажется», все-таки возникают два вопроса, которые как-то в бурных обсуждениях замялись.

Во-первых, что будет с ценами? «Ничего не будет» - это слишком самонадеянный ответ. Любой человек, знакомый с азами экономики, понимает, что все затраты в конечном итоге перекладываются на плечи конечного потребителя (и это еще не учтена вероятность того, что при снижении конкуренции (малый бизнес ведь просто разорится при подобном раскладе) транспортные компании решат поднять цены на свои услуги). Учитывая почти 100%-ый рост цен по некоторым продуктовым позициям в течение 2015 года, данная перспектива выглядит не слишком вдохновляющей.

В этом отношении более реалистичным выглядит мнение коммерческого директора «Красногорского» Руслана Гузаирова, который еще 2 недели назад в разговоре с журналистом «БН» отметил, что «конечная себестоимость продукта вырастет, потому как вырастут затраты на его доставку. Однако о конкретном росте говорить рано, необходимо время для того, чтобы оценить затраты».
Во-вторых, до сих пор нет внятного ответа, что делать предпринимателям, занятым в транспортной логистике (то, о чем громче всего заявляют сегодня митингующие). Очевидно, что при сегодняшних ценах на ГСМ, запчасти и налогах, заниматься бизнесом, имея в собственности 2-3 фуры, больше не выгодно. То есть, нам скоро следует ожидать притока безработных и снижения налогооблагаемой базы?

Есть и еще один любопытный момент. К протесту дальнобойщиков, как одной из актуальных тем повестки дня, стали активно присоединяться различные политические партии и вносить наряду с экономическими требованиями — политические. Так, в Кирове на акциях протеста уже можно увидеть флаги КПРФ. А вот «Справедливая Россия» идет более цивилизованным способом, предлагая 3-летний мораторий на новый закон.

«Считаем целесообразным в условиях социально-экономического кризиса в России отложить на три года введение взимания платы в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам общего пользования федерального значения транспортными средствами, имеющими разрешенную максимальную массу свыше 12 тонн», - говорится в пояснительной записке к законопроекту.
Громкими заявлениями отметились и другие партии. Но дело не в этом, а в том, что в сегодняшней России — и это мало кто оспорит — «каста» дальнобойщиков является одной из самых сплоченных и мобильных профессиональных групп, с большим коэффициентом взаимовыручки и солидарности. Использовать ее в политических интересах несложно. Что нужно политическим партиям — понятно: на носу выборный год. Все «ритуальные пляски» вокруг практически любой группы протестующих сегодня делают с одной целью — заработать бонусы к выборам и перетянуть часть электората. Однако почему-то мало кто думает, что раскачивание лодки в  непростой ситуации при недовольстве населения ростом цен, падением уровня жизни, налогом на капремонт (страсти поутихли, но это не значит, что про него забыли) и т.д. действительно может обернуться самыми непредсказуемыми последствиями. Которые могут навредить сильнее, чем листовки с «черным пиаром» в почтовых ящиках.


Светлана Муравьёва
murraviova@yandex.ru

VK TW
оставить комментарий
Спасибо за комментарий! Он будет опубликован после модерации
Текст сообщения
Перетащите файлы
Ничего не найдено
Защита от автоматических сообщений
 


Также читайте