Выстрел в спину
Руководство градообразующего предприятия в Мурыгино попросило полицию разобраться с деятельностью бывших топ-менеджеров фабрики.
Бывшие топ-менеджеры потребовали с «Мурыгинской бумажной мануфактуры» не выплаченные многомиллионные зарплаты и 9 млн рублей компенсации за свое увольнение. Откуда взялись баснословные суммы, как появился договор о «золотых парашютах», какие шаги могли после своего увольнения провести экс-руководители – в этом руководство предприятия попросило разобраться полицейских.
– В полицию написано заявление на бывших топ-менеджеров. В нем просим возбудить уголовное дело сразу по двум статьям: «мошенничество, совершенное лицом с использованием своего служебного положения в крупном размере» и «мошенничество, совершенное организованной группой лиц в особо крупном размере», – рассказал исполнительный директор ООО «Бумажные традиции» Владимир Староверов.
Как снег на голову
Совсем недавно на страницах «БН» вышла статья о восстановлении работы на градообразующем предприятии в Мурыгино – бумажной фабрике. Новым собственникам предприятия (сейчас называется «Мурыгинская бумажная мануфактура») удалось хоть и не быстро, но реанимировать производство, одну за другой запустить машины, вернуть работу и зарплаты жителям поселка, вовремя выполнять социальные обязательства перед ними, восстановить прерванные контакты с клиентами. План выхода предприятия из кризиса реализуется, и тут – неожиданный удар в спину – от бывших топ-менеджеров. Эта тема «всплыла» на очередном собрании трудового коллектива предприятия, состоявшегося 16 мая.
Главным на повестке дня стоял вопрос – задолженность по выплате заработной платы за апрель. За две недели люди смогли получить только аванс, хотя срок зарплаты (который в последнее время всегда выдерживался) – 15 мая. Руководство предприятия пообещало сотрудникам «сделать все возможное» и решить вопрос до 25 мая. Правда, как это сделать – пока непонятно: счета арестованы. Причина – в действиях бывшего коммерческого директора и зам. генерального директора фабрики, с которыми предприятие рассталось еще год назад.
На собрании руководители предприятия рассказали: выяснилось, что при увольнении этим бывшим сотрудникам полагается выходное пособие – «золотой парашют» (термин, принятый среди высококвалифицированных топ-менеджеров, когда при увольнении им выплачиваются выходные пособия, – прим. автора). Сумма на двоих – 9 млн рублей! По крайней мере, такой пункт есть в представленных бывшими топ-менеджерами копиях документов. Подчеркну: копиях.
Как всё происходило
В мае 2016 года увольняется «по собственному желанию» коммерческий директор Виталий Тучный, отработав на своей должности чуть более трех месяцев (!). В это же время с предприятия уходит заместитель генерального директора Алексей Веселый (фамилии изменены, по причинам незавершенных оперативно-розыскных мероприятий). Этих двух людей, помимо приятельских отношений, связывает общая родина – Свердловский край, куда они оба, предположительно, освободив служебные квартиры, уехали. Казалось бы, расстались по-доброму. Но это только казалось.
Как рассказал Владимир Староверов, в период с 27 мая по 9 июня 2016 года из помещения отдела кадров предприятия неустановленными лицами похищены личные карточки этих сотрудников и трудовые договоры с ними. Это стало известно постфактум – в августе 2016-го, когда в Мурыгино поступило исковое заявление Виталия Тучного. К нему прилагались копия трудового договора и соглашение о его расторжении, – но только в редакции заявителя (см. «Из заявления...» №1). Все требования описывать не будем, акцентируем главное: в представленных документах есть пункт про «золотой парашют»: о компенсации в 9 млн рублей, причем в случае «увольнения по любому основанию». По заявлению Староверова, подобных преференций для топ-менеджеров предприятие никогда не дает и не давало.
Небольшое отступление: на день проведения собрания задолженность по выплате заработной платы перед более чем 500 сотрудниками Мурыгинской мануфактуры превышала 6 млн рублей.
Дурной пример?
Идем дальше. Через короткое время к требованиям своего товарища присоединился и Алексей Веселый. Он, правда, оказался скромнее (да и, по словам сотрудников, за время работы зарекомендовал себя как человек не жадный): потребовал 900 с небольшим тысяч рублей.
Владимир Староверов уверен: все сделано по заранее разработанному плану. И высказал свои предположения, как схема была реализована. «Алексей Веселый подписывает Виталию трудовой договор в «его» редакции, используя поддельную печать. Все делается задним числом. Таким же образом делается и «новая» редакция соглашения о расторжении трудового договора. Для себя эти документы Алексей, пользуясь доверием руководителя, подписал у генерального директора ООО «Бумажные традиции» Дмитрия Слепцова (см. Из заявления...» №2)», озвучил свою точку зрения Владимир Староверов.
Каков итог на сегодня? Арест денежных средств на счетах Мурыгинской мануфактуры. А это, в том числе, и зарплата более чем 500 сотрудников предприятия. Сейчас руководство Мурыгинской мануфактуры и его сотрудники надеются, что правоохранительные органы смогут докопаться до сути и поставить точку в деле. В деле, для фигурантов которого «своя рубашка» (точнее, «золотой парашют») важнее судьбы нескольких сот жителей Мурыгино.
Ещё одна головная боль
На повестку дня собрания были вынесены еще два парадоксальных, «больных» для предприятия и его работников вопроса – о питьевой воде и канализации. Если не знать историю вопроса, может показаться: к трудовому коллективу тема отношения не имеет. Ан нет. Дело в том, что именно Мурыгинская мануфактура обеспечивает питьевой водой весь поселок Мурыгино (сюда входят и все социальные объекты). Местные власти давно обсуждают тему создания автономной скважины, чтобы освободить фабрику от этого бремени, но пока эту социальную проблему решает предприятие. Оно же осуществляет прием всех канализационных стоков мурыгинских домов и организаций. Здесь ситуация не менее абсурдна.
Договоры на оказание этих двух услуг у организаций и жителей поселка заключены с организацией «МУП ЖКХ». Ей они все платят деньги по «жировкам» (квитанция за квартиру – прим. «БН»). Если не платят (к примеру, в случае задержки зарплаты) – про долги напоминают судебные приставы. При этом сам «МУП ЖКХ» хронически задерживает оплату услуг, и предприятие часто идет на уступки.
Парадокс в том, что персонал, который работает в подразделении химической очистки воды, да и персонал всего предприятия в целом, сначала оказывает услуги «МУП ЖКХ», когда готовит воду, потом сами люди платят опять «МУП ЖКХ», за эту же воду. А задержки оплаты от ЖКХ уже на мануфактуру «вымывают», как водой, оборотные средства на покупку дорогостоящих реагентов.
«Из заявления...» № 1
Из заявления о возбуждении уголовного дела на имя начальника УМВД России по Кировской области, генерал-майору полиции Константину Селянину, от Дмитрия Слепцова:
01.08.2016 в адрес ООО «Бумажные традиции» поступило определение Первоуральского городского суда (...) «О подготовке дела к судебному разбирательству», из которого следовало, что бывший работник ООО «Бумажные традиции» Виталий Тучный (В.Т., инициалы изменены) обратился в суд с иском к ООО «Бумажные традиции» о взыскании задолженности по заработной плате и иных выплат в размере более 3 517 533,82 рублей.
При этом в обоснование иска были приложены копии документов, свидетельствующих о наличии задолженности (...), копия трудового договора (заключен 16 февраля 2016 года – прим. автора) и копия соглашения (от 27 мая 2016 года – прим. автора) о расторжении трудового договора.
Однако фактически какая-либо задолженность ООО «Бумажные традиции» перед В.Т. отсутствует, а представленные документы о наличии задолженности существенно отличаются по своему содержанию от ранее похищенных документов, которые были оформлены между ООО «Бумажные традиции» и В.Т. как при его принятии на работу ООО «Бумажные традиции», так и последующем его увольнении по соглашению сторон, а именно:
пункт 1.6. представленного В.Т. трудового договора (...) содержит условие, что договор заключен по 16 февраля 2021 года. Данное условие не соответствует действительности, так как все трудовые договоры с работниками ООО «Бумажные традиции» заключаются сроком до 31.12.2016, что зафиксировано в приказе (распоряжении) о приеме работника на работу в отношении В.Т.;
пункт 4.1. представленного В.Т. трудового договора содержит должностной оклад в размере 150 000 руб., что не соответствует действительности и утвержденному на ООО «Бумажные традиции» штатному расписанию (...), приказу о приеме на работу, подписанному собственноручно В.Т., а также производимыми ООО «Бумажные традиции» выплатами по заработной плате в течение всего времени работы В.Т. на предприятии;
пункт 6.1.9. представленного трудового договора содержит условие о компенсации В.Т. при увольнении по любому основанию в сумме в размере 9 000 000 руб. Однако ООО «Бумажные традиции» трудовой договор с условием о какой-либо компенсации работнику при увольнении никогда не заключался и ни один трудовой договор с работниками ООО «Бумажные традиции», как действующий, так и прекращенный, не содержит такого условия;
пункт 8.1. представленного трудового договора содержит условие, что спор подлежит разрешению в судебном порядке по месту регистрации работника. Трудовой договор с таким условием никогда не заключался и ни один трудовой договор с работниками ООО «Бумажные традиции» не содержит такого условия – любые трудовые споры подлежат разрешению в судебном порядке по месту нахождения ООО «Бумажные традиции».
Таким образом, трудовой договор от 16.02.2016 № 21, представленный В.Т. в суд, исходя их содержания пунктов 1.6., 4.1., 6.1.9. и 8.1. трудового договора от 16.02.2016, является подложным документом.
«Из заявления...» № 2
Из заявления о возбуждении уголовного дела на имя начальника УМВД России по Кировской области, генерал-майора полиции Константина Селянина, подписанного Дмитрием Слепцовым:
(...) Также к иску в суд В.Т. было приложено соглашение о расторжении трудового договора по
соглашению сторон с обязательством ООО «Бумажные традиции» по погашению задолженности по зарплате в сумме 517 533,82 руб. и выплате выходного пособия в сумме 3 000 000,00 руб.
Данное соглашение от 27.05.2016 о расторжении трудового договора (...) по соглашению сторон также является подложным документом, подписано от имени ООО «Бумажные традиции» бывшим замдиректора по безопасности и режиму Алексеем Веселым (А.В., инициалы изменены) по доверенности, земляком и давним знакомым В.Т. При этом соглашение о расторжении трудового договора скреплено поддельной печатью ООО «Бумажные традиции».
Одновременно в распоряжении ООО «Бумажные традиции» имеется соглашение от 27.05.2016 о расторжении трудового договора (...), подписанное между В.Т. и генеральным директором ООО «Бумажные традиции» Слепцовым Д.Г. в присутствии инспектора по кадрам ООО «Бумажные традиции» Койковой Н.П., свидетельствующее об отсутствии какой-либо задолженности ООО «Бумажные традиции» перед В.Т.: «На момент подписания настоящего соглашения Стороны подтверждают, что претензий друг к другу не имеют».
При этом трудовой договор (...), представленный В.Т. в суд с целью хищения денежных средств ООО «Бумажные традиции» в размере более 3 517 533,82 рублей, содержащий подпись генерального директора ООО «Бумажные традиции» Слепцова Д.Г., объясняется тем, что А.В., занимая должность заместителя генерального директора по безопасности и режиму ООО «Бумажные традиции» и пользуясь сложившимися доверительными отношениями с генеральным директором ООО «Бумажные традиции» Слепцовым Д.Г., путем обмана предоставил в период с середины апреля 2016 года по конец апреля 2016 года на подпись Слепцову Д.Г. под видом документов, связанных с текущей коммерческой деятельностью ООО «Бумажные традиции», подложный трудовой договор с В.Т. с вышеуказанными измененными условиями.
Кроме того, в связи с особым доверием генерального директора ООО «Бумажные традиции» Слепцова Д.Г. к своему заместителю по безопасности и режиму ООО «Бумажные традиции» А.В. в декабре 2015 года от имени ООО «Бумажные традиции» А.В. была выдана доверенность № б/н, которая была использована им и В.Т. после своего увольнения для оформления соглашения от 27.05.2016 о расторжении трудового договора от 16.02.2016 с несуществующим обязательством ООО «Бумажные традиции» по погашению задолженности по зарплате в сумме 517 533,82 руб. и выплате выходного пособия в сумме 3 000 000,00 руб.
Указанные обстоятельства стали известны ООО «Бумажные традиции» из искового заявления В.Т., поступившего почтой в адрес ООО «Бумажные традиции» из Первоуральского городского суда и последующих результатов внутреннего расследования.
Таким образом, В.Т. и А.В. путем обмана пытаются похитить денежные средства ООО «Бумажные традиции» в сумме более 3 517 533,82 рублей.
На основании изложенного прошу Управление МВД России по Кировской области провести проверку в отношении В.Т. И А.В. о наличии признаков преступления, предусмотренного ч. 3 ст. 30, ч. 4 ст. 159 УК РФ.
Об уголовной ответственности за заведомо ложный донос, предусмотренный ст. 306 УК РФ, предупрежден.
Юлия Усинская