«Это как пожар»

14.10.2018 18:40:00 1323 0

Интервью с руководителем управления ветеринарии Кировской области Сергеем Чучалиным.

Угроз для аграриев становится все больше. Даже один комар может стать причиной миллиардных убытков АПК. Заразу, которая «выкосит» целое поголовье, очень легко принести из леса на сапогах. О том, как минимизировать эти и другие риски, «БН» рассказал руководитель управления ветеринарии Кировской области Сергей Чучалин.

- Сергей Федорович, перед встречей вы сказали фразу: «Бизнесу, занимающемуся содержанием и разведением сельскохозяйственных животных, постоянно угрожают возбудители опасных заболеваний». Наибольшая угроза для каких сфер АПК?

- Риску подвержены все - разведение крупного рогатого скота, птицеводство, свиноводство, овцеводство, козоводство. Особо опасных заболеваний – более ста. Огромный ущерб отрасли может нанести любое: грипп птиц, африканская чума свиней, оспа овец и коз (недавно вспышка произошла в Центральном федеральном округе). Для молочного животноводства нашего региона серьезную угрозу представляет нодулярный дерматит.

Некоторые болезни - общие для человека и животных, к примеру, бешенство. Именно поэтому мы всегда просим у руководителей предприятий, владельцев ЛПХ выполнять требования ветеринарного законодательства. Да, они достаточно жесткие, но в первую очередь, необходимы для обеспечения ветеринарного благополучия на территории самих сельхозпредприятий. Чтобы, во-первых, не допустить возникновения заболевания, во-вторых, обеспечить выпуск безопасной продукции. Контроль нужен на всех стадиях – производства сырья, его переработки и на стадии оптово-розничной торговли.

- Каковы наиболее вероятные пути заноса заразы?

- Судя по анализу вспышек заболеваний в других регионах, чаще всего это происходит через ЛПХ. В них болезнь попадает путем приобретения молодняка животных или птицы в неустановленных местах торговли, с машин. Часто такой товар реализуется без документов или без идентификации (все животные должны быть пробиркованы). Причиной недавней вспышки гриппа птиц в Удмуртии стала птица, завезенная предпринимателем из Марий Эл. Он закупает птицепоголовье в разных регионах, затем везет в свое ЛПХ (при этом птица перемешивается), после – вывозит на реализацию. Привез в Удмуртию, продал, в итоге - вспышка. Этот предприниматель неоднократно привлекался к административной ответственности и за торговлю на территории Кировской области. Сейчас к нам заезжать побаивается. Если едет, то транзитом в другие регионы. Возможно, нас спасает и вакцинация домашней птицы против гриппа птиц на протяжении многих лет (это не касается птицефабрик). Прививаем в местах торговли, проводим обследование ЛПХ. Владельцы за вакцину не платят: финансируется из федерального бюджета.

Занос возможен через использование пищевых отходов в корм. В прошлом году в опять же в Удмуртии вспышка гриппа птиц возникла после того, как владелец ЛПХ скормил курам остатки фарша индейки, поступившего с Ростовской области. Недавно уже повторная вспышка гриппа птиц зарегистрирована на Костромской птицефабрике. Первая произошла в декабре прошлого года. Тогда было уничтожено все поголовье птицефабрики, проведена полная дезинфекция. После всех мероприятий владелец принял решение вновь заселить корпуса. Новая вспышка – поголовье вновь уничтожается. По нашей информации, повторная вспышка связана с использованием остатков кормов, оставшихся после первой.

- Вы сказали, что иммунизацию от птичьего гриппа проводят в ЛПХ. Сегодня на территории региона работают 5 птицефабрик. Насколько сложно их обезопасить от заноса гриппа птиц?

- Сегодня птицефабрики работают в Советске, Яранске, Вятских Полянах, Зуевке и Фаленках. Их обезопасить от заноса инфекции очень непросто, но бизнес понимает угрозу и старается прикрыть все уязвимые места. Мы сегодня видим, что с территорий птицефабрик убирают все деревья, чтобы на них не сидела синантропная птица. С этой же целью под землю убирают линии электропередач. Системы вентиляции закрывают сеткой. Чтобы исключить попадание внутрь корпусов диких птиц, не допускается на территории птицефабрик наличия водоемов (если пожарный, то должен закрываться).

За последние десятилетия вирус гриппа сильно мутировал. Дикая перелетная птица не гибнет от заболевания, а становится его переносчиком. Особо опасный период для заноса инфекции – апрель-май. Через Кировскую область идут пути миграции диких птиц с Западной Европы, со Средней Азии и Африки (особенно их много в северной части). Во время миграции птица останавливается на полях, оставляет на посевах свои испражнения. С кормом вирус может попасть и на склады. Чтобы этого не допустить, зернофураж необходимо подвергать термической обработке.

- Занос с кормом – это еще один путь заноса заразы?

- Абсолютно верно. Болезнь может быть завезена с кормами. Наше сельское хозяйство не обеспечено в полной мере протеинами, и, к примеру, жмых подсолнечника завозится с неблагополучных территорий. У нас есть примеры видео, когда на полях кукурузы обитает кабан. Если животное инфицировано – вирус остается на поле, во время уборки урожая попадает в корм и может быть завезен в любой регион страны. Корм может быть заражен и от кровососущих насекомых. Даже мертвый комар, клещ или мокрецы является переносчиком инфекции. Одного комара может быть достаточно, чтобы занести инфекцию на предприятие. Минсельхоз РФ разработал методические рекомендации по перевозке кормов из неблагополучных территорий. К примеру, рекомендует перевозить корма железнодорожным транспортом, который перед погрузкой дезинфицируется.

- А непосредственно на предприятии что делать?

- Подвергать корм термической обработке. Получасовая обработка при температуре 72 градуса обеззараживает вирус АЧС. Или необходима обработка корма паром. Нельзя допускать россыпи кормов у корпусов. Появится россыпь – появится и синантропная птица. Все, что рассыпано на земле, бетонном покрытии, на дороге, должно уничтожаться или подвергаться термической обработке и обеззараживанию. Свиноводческие хозяйства для получения высокого уровня компартмента должны обеспечить возможность термической обработки кормов.

- Сколько хозяйств сегодня имеют самый высоких и низкий уровень защиты?

- Сегодня четвертый, самый высокий уровень компартмента, имеет агрофирма «Дороничи». До 4-го уровня предприятие довело и компартмент площадки «Абсолют-Агро». Третий уровень у пяти хозяйств. По одному хозяйству в Куменском и Лузском районах (там небольшие поголовья) – с первым уровнем, но ведут работу по его повышению. Пять подсобных хозяйства системы УФСИН на территории региона не обеспечили как минимум 3-й уровень.

- Как обстоит ситуация с распространением африканской чумы свиней, и каковы риски заноса к нам?

- Продолжает оставаться сложной. Остается высоким риск занести вирус с готовой продукцией. В этом году огромному ущербу подверглось свиноводство в Калининградской области. Продукция, полученная от зараженных свиней, использовалась для приготовления полуфабрикатов и поставлялась в разные регионы. Были выявлены и случаи реализации на территории Кировской области. Госветслужбы из соседних регионов информировали нас о выявлении генома АЧС в продукции, поступившей в их регионы.

Не менее высоким остается риск распространения АЧС через дикую природу. Сегодня практически на границе Кировской области - в Нижегородской области и Республике Марий Эл - формируется природный очаг заболевания. Недавно вспышка произошла в Шарангском районе Нижегородской области, это буквально в километре от нашей границы. Вирус выявлен в мясе кабана, который внешне был абсолютно здоров. Это говорит о мутации вируса: из генома АЧС выпал участок ДНК, отвечающий за гибель животного. Мы 5 октября с участием охотпользователей из Яранского, Кикнурского, Санчурского и Тужинского районов провели расширенное заседание, где обсудили ситуацию. Сегодня охотпользователи еженедельно добывают кабана и направляют на исследование в областную лабораторию. По результатам мониторинга вирус не выявлен, но это вопрос времени.

- Почему такие прогнозы?

- Как раз сейчас, в конце октября-ноябре, у кабанов начинается период осенней миграции (гон). Самцы-секачи идут в поисках самок, преодолевая расстояния по нескольку сот километров. С другой стороны, охотпользователи прогнозируют уход наших кабанов на территорию Марий Эл, где в этом году большой урожай желудей. При такой ситуации нам совместно с соседними регионами (я говорю не только о ветеринарных службах, но и уполномоченных органах в сфере дикой живой природы и охотпользователях) необходимо проводить мероприятия по своевременному выявлению болезни. Попав в дикую природу, вирус АЧС продолжит веерно распространяться. С теми же трупами инфицированных кабанов, которые растаскиваются птицами и дикими хищными животными – волком, лисицей, кабаном.

- При этом часто причиной заноса заразы является и человек?

- Да, заносит из дикой природы. Ежегодно рост числа заболеваний регистрируем в летне-осенний период, когда человек идет в лес за грибами, за ягодами. Приносит вирус на сапогах, на одежде. Не переодевшись, идет в свое хозяйство – и все. Затем работники свинокомплексов, которые содержат дома свиней, могут вирус перенести уже на предприятие. Хотелось бы еще раз обратить внимание владельцев ферм, комплексов в разных отраслях на эту цепочку. Мы обязаны ее разорвать и не допустить. Если заболевание возникнет в дикой природе, мы должны исключить занос ЛПХ, а из ЛПХ — на промышленные предприятия.

- В Кировской области акцент делается на развитие молочного животноводства. В связи с этим есть наиболее опасные болезни?

- Они все опасные. Большую угрозу представляет нодулярный дерматит. Сегодня это заболевание распространяется по территории страны, уже ушло за Урал. Вакцины нет. В случае инфицирования поголовье молочного и мясного скота теряет продуктивность, становится бесплодным. Фактически выбывает из производственного цикла.

Вспышки зарегистрированы в Самарской, Курганской, Челябинской областях. Последняя – в Омской области. У Кировской области налажены хозяйственные связи со многими регионами. Мы племенное стадо реализуем более чем в 20 регионов. Транспорт за животными едет к нам, и мы просим владельцев бизнеса обеспечить безопасность при транспортировке скота. Это нужно делать, начиная с процесса отбора племенных животных. Для отбора приезжают покупатели с разных регионов, и все посторонние лица должны получать допуск госветслужбы для посещения животноводческих ферм. Сегодня мы видим, что не все хозяйства такой допуск требуют. Видим, как «чужие», не связанные с производством люди гуляют по фермам.

Владельцы недооценивают опасности, особенно в ситуации, когда на рынке жесткая конкуренция. Те, кто понимают, какой ущерб может быть нанесен, огораживают фермы, вводят службу охраны, даже оборудуют систему видеонаблюдения по периметру. Ферма - закрывая территория, посторонних на ней быть не должно.

К нам едет транспорт. А где он был вчера? Нельзя исключать, что возил трупы животных или зараженный корм. Всем руководителям сельхозпредприятий мы рекомендуем при заключении договора прописывать все тонкости - какой транспорт предоставляется, чтобы он перед отбытием за скотом в нашу область подвергался механической очистке и дезинфекции. Нередки случаи, когда на трассе автомобили сбивают лося, кабана, лисицу, енотовидную собаку. На колесах можно завезти все, что угодно, поэтому мы рекомендуем организовать дополнительную обработку транспорта перед въездом на территорию наших комплексов. Все возможности для обеспечения этой безопасности есть. Все зависит от нас самих. Никто не приедет эту безопасность к нам обеспечивать.

Самое главное, чтобы было понимание у владельца бизнеса, руководителей и специалистов сельхозпредприятий, где самые уязвимые места. Мы со стороны управления подсказываем, рекомендуем. Самое главное, чтобы эти мероприятия проводились и выполнялись.

- Ваши требования называют слишком жесткими…

- В этом тоже хотелось бы понимания. Мы требуем выполнения всех норм законодательства не потому, что хотим помешать работе бизнеса или мы какие-то злые. Мы постоянно анализируем ситуации в других регионах, где уже произошли вспышки того или иного заболевания. Стараемся учиться на чужих ошибках, не допуская собственных. Понимание с бизнесом находим: часть аграрного сообщества правильно относится ко всем требованиям. И в последние годы таких хозяйств становится все больше. Мы на конкретных примерах показываем, как происходит занос и к чему в итоге это приводит.

Любое заболевание – это как пожар, все стирает с лица земли. Не оставляет ни поголовья, ни рабочих мест, ни прибыли, ни рентабельности. Все большая часть бизнеса начинают понимать, что мы не просто воздух сотрясаем, а говорим о серьезных вещах. Сегодня можно миллиарды вкладывать в развитие бизнеса, думать о конкуренции, выходе продукции на экспорт. Но в первую очередь необходимо обеспечить биологическую защиту своих ферм и комплексов. Без этого все эти миллиарды можно потерять в один миг.

- Изменился ли характер отношений владельцев кошек и собак к безопасности своих питомцев?

- Владельцы стали дисциплинированнее. Если в 2005 году было иммунизировано 30 тысяч собак и кошек, по итогам прошлого года провакцинировано почти 150 тысяч. Понятно, что больше людей стали держать дома собак и кошек, но и охват иммунизации вырос в пять раз. Мы в этом направлении тесно работаем с лечебными учреждениями, УМВД. Получаем информацию об укусах животных, повреждении ими имущества или одежды, выгуле без поводка. В этом году примерно тысяча владельцев животных будет привлечена к административной ответственности за нарушение правил содержания собак. Правда, штраф 500 рублей. Некоторые владельцы, заплатив, вновь выпускают собак на волю.

- Как-то на размер штрафных санкций можете повлиять?

- Это регламентируется на уровне федерального законодательства. Еще в 2011 году в первом чтении был принят проект федерального закона «Об ответственном обращении с животными». Сейчас заканчивается 2018 год, законопроект все дорабатывается. Обещают рассмотреть в осеннюю сессию. К проекту поступило огромное количество поправок (более 300), видимо, законодатели пытаются максимально учесть все и стереть острые углы. После принятия он должен стать фундаментальным законом в сфере содержания животных. Сегодня по-прежнему поступает много жалоб на содержание в квартирах собак, в том числе заводчиками. Ни в каком законе сегодня не прописано, сколько собак можно, к примеру, держать в квартире многоэтажного дома. Проектом закона предлагается наделить субъектов РФ полномочиями по регулированию численности животных.

- А как регулируется количество животных в ЛПХ? По сути, это тоже домашние животные, но заводятся для иных целей…

- Этим тоже сейчас занимаются на федеральном уровне. Дело в том, что ЛПХ имеют право выращивать животных и птиц без образования юридического лица, а излишки – реализовывать. Прорабатывается вопрос о том, чтобы определить для ЛПХ эти возможные лимиты по количеству животных или объемам производимой продукции. Нередко (это касается не Кировской области, а многих южных регионов России) в ЛПХ содержат 500, тысячу или даже две тысячи голов свиней или птицы. Это уже не ЛПХ, а коммерциализированный бизнес. И сегодня такие ЛПХ находятся не в равных конкурентных условиях с организациями или фермерскими хозяйствами. Они не платят налоги, а по 112-ФЗ имеют право реализовывать излишки своей продукции (в том числе делая это через интернет), получая прибыль. Излишки – это сколько? Сегодня это не определено. 

Досье:

Чучалин Сергей Федорович, начальник управления ветеринарии Кировской области.

Дата рождения: 14 декабря 1974 года, пос. Кильмезь Кировской области

Образование: высшее. В 1997 году с отличием окончил ВГСХА (по специальности «Ветеринария»), в 2004-м с отличием окончил аспирантуру ВГСХА, присуждена ученая степень кандидата ветеринарных наук.

Карьера: 05.1996 - 06.1997 – ветврач ветеринарно-лечебного центра «Айболит»;

07.1997 - 02.2005 - главный ветврач, зам. директора по ветеринарной работе ФГУП учебно-опытного хозяйства «Чистые пруды» ВГСХА;

02.2005 - 12.2006 - зам. начальника управления ветеринарии Кировской области;

01.2007 - 02.2007 – зам. начальника управления ветеринарии Кировской области, начальник отдела ветеринарного надзора;

03.2007 - 11.2008 – зам. начальника управления ветеринарии Кировской области, начальник отдела по организационной и контрольной работе;

12.2008 - н. вр. - начальник управления ветеринарии Кировской области.

Анастасия Белова

a.a.belova@mail.ru

От автора
Сергей Федорович рассказал, как специалисты управления доносят информацию до населения. В том числе и через детей. В сентябре проводили цикл встреч перед Всемирным днем борьбы против бешенства и Днем защиты животных. Один из мальчишек спросил, сколько штраф за непроведение вакцинации. Узнав, что 500 рублей, ответил: «Ерунда!» Два вывода: либо такое небрежное отношение формируется в семье, либо, напротив, даже ребенок понимает о несовершенстве законодательства.

VK TW
оставить комментарий
Спасибо за комментарий! Он будет опубликован после модерации
Текст сообщения
Перетащите файлы
Ничего не найдено
Защита от автоматических сообщений
 


Также читайте