Не топорная работа

07.07.2019 20:39:00 1067 0

Прошедший 28-29 июня в Кирове III межрегиональный форум предприниматели назвали «форумом действий».

В режиме конструктивного диалога бизнес и власть обсудили, чем живет отрасль сегодня и что ее ждет в перспективе. Разговор продолжился в очередном эфире «Разворота на бизнес» (16+)

Участники:

Алексей Шургин, министр лесного хозяйства Кировской области

Николай Юферев, генеральный директор «Хольц Хаус»

Олег Панитков, генеральный директор Ассоциации деревянного домостроения

Светлана Занько, директор по проектам «Эха Москвы» в Кирове (радио «Киров Град», 16+)

Олег Прохоренко, ведущий «Эха Москвы» в Кирове (радио «Киров Град», 16+)

 

Вопрос рациональности

С. Занько: Почему темой форума стало рациональное использование лесов и лесовосстановление? 

А. Шургин: Если сейчас не действовать, то пожнем ошибки через 30-50 лет. Был промежуток времени, когда в период становления лесного законодательства в лес зашли черные лесорубы, нанесли определенныйущерб. Это ликвидировано 2-3 года назад. В Кировской области не осталось организованных преступных групп, которые ездили воровать лес, как на работу.

Да, еще сохранились «серые» схемы использования лесов, когда отдельные лесопользователи пытаются получить сверхдоходы за счет злоупотребления правом и нюансами законодательства. Думаю, в течение года-двух мы эту систему сделаем прозрачной.

Сегодня один из актуальных вопросов в плане лесной политики - создание равных конкурентных условий для всех участников лесного бизнеса. В Кировской области, в Российской Федерациисформировались достаточно сильные лесные компании, полностью работающие по белым схемам. На форуме поднимали тему создания лесной хартии. Ее подписание – это согласие вести бизнес по прозрачным схемам. Этот вызов идет отчасти от правительства, отчасти - от самого бизнеса: чем прозрачнее бизнес, тем он привлекательнее для инвесторов и, тем более, для зарубежных контрагентов.

С.Занько: Сейчас хартия находится в процессе разработки и обсуждения. Кировская область намерена присоединиться?

А. Шургин: Крупные лесопользователи ее поддерживают. Есть ряд вопросов, они обсуждаются детально.

О.Прохоренко:Хартию подписывают, чтобы повысить конкурентность, убрать с рынка людей, работающих по серым схемам, которые платят меньше налогов, соответственно, включают большую маржу...

А. Шургин: Любая серая схема подразумевает под собой экономическую составляющую. Вторая часть – технологическая. Работающие по серым схемам не в полной мере выполняют технологические требования. Что такое неправильное технологическое требование в лесу? Это лесные культуры, которые погибнут и не достигнут возраста спелости. Это рубки, проведенные снарушением требований, которые не достигнут лесоводственного эффекта. Соответственно, через 5-10 лет мы не дополучим прибыль. Мы выезжали на отдельные рубки, видели: вырублен лес с нарушениями технологий. В результате в течение ближайших 20 лет с каждого гектара этих рубок мы недополучим примерно по 80 кубометров. Это практически 25% ресурса, который мы могли бы получить.

Проекты и инвестиции

О. Прохоренко: Поговорим о приоритетных инвестиционных проектах. Государство отказывается от части поступления платы за древесину в пользу инвестора.

А.Шургин:Но мы при этом понимаем, что инвестор несет обязательства, в том числе социального характера.

С.Занько:Государство дает преференции инвестору с той целью, чтобы после реализации инвестпроекта поступления доходов в бюджет увеличатся.

А.Шургин: Это один момент. Второй: в Кировской области — и я хочу выразить большую благодарность всем, кто работал последние 10-15 лет в лесном секторе – создана инфраструктура по заготовке, переработке древесины и так далее. У лесов, которые у нас были лет 10-15 реально не было хозяина, сейчас хозяева в лесах появились. Появились люди, которые эффективно ведут свой бизнес, готовы увеличивать объемы заготовок и заходить на участки.

Самое главное - любой инвестор, который к нам приходит, должен показать свою состоятельность. Мы не хотим, чтобы у нас возникали новые уголовные дела, связанные с инвестпроектами. Все заявки рассматривается объективно, в соответствии с законодательством.

О.Прохоренко: По логике, если бы не было таких жестких условий и требований, приоритетных инвестпроектов в регионе было бы больше?

А.Шургин:Министерство получает ежемесячно по одной заявке на инвестиционный проект. Как правило, это производства, которые находится на территории Кировской области.

О.Прохоренко:На лесном форуме были представители компаний, реализующих такие проекты. Можно отметить кого-то особо, кто действительно придерживается графика инвестиции,на кого можно равняться?

А.Шургин: У нас реализовано 5 инвестиционных проектов, сейчас реализуются еще 4. Большинство заявителей - это абсолютно добропорядочные представители бизнеса, которые ответственно подходятк всем вопросам. Благодаря инвесторам мы получили примерно 10 млрд инвестиций в лесной сектор. Мы создали около 4 тысяч рабочих мест только на этих предприятиях. Если говорить в целом, что это за собой повлекло, наверное, речь идет о нескольких десятках тысячахрабочих мест, созданных благодаря работе этих заводов. Поэтому по поводу вечногообсуждения, что у нас первично — малый, средний или крупный бизнес — могу сказать так: в любом случае двигателем является крупный бизнес. Благодаря крупному бизнесу в Кировской области появились достаточно большие экспортные контракты на на кругляк, а на изделия из древесины достаточно глубокого уровня переработки.

С.Занько:интересует история с заходом в Кировскую область предприятий «Сегежа групп». В недавнем эфире губернатор Игорь Васильев говорил, что появился крупный налогоплательщик, который зарегистрировал юридический адрес в регионе.

А.Шургин:У нас все крупные инвесторы имеют либо выделенные подразделения, либо головной офис в Кировской области. Основной качественный лес перерабатываться внутри региона. Соответственно, деятельность«Сегежа групп» является одним из хороших примеров. По итогам ряда лет этот инвестор с каждого куба своей расчетной лесосеки платит не менее 450 рублей в бюджет Кировской области.

Когда мы проводим анализ по нашим другим налогоплательщиком, арендующим лесные участки в Кировской области, есть те, кто платит в бюджет региона менее 100 рублей с куба. Это, наверное, 25% налогоплательщиков.

Уровень, которого достигают крупные инвесторы, мы считаем достойным платежом порядка 350 рублей с одного кубического метра. Области это интересно. Это часть инвесторов -  «Сегежа групп», «Красный якорь», думаю, «Хольц Хаус» по завершению проекта выйдет на этот уровень. Хорошиеэкономическиерезультаты.Больший эффект дает только целлюлозно-бумажное производство.

С.Занько: Какие еще темы поднимались на форуме?

А.Шургин:Мы большое внимание уделили инициативам гражданского общества. Для нас является большим подспорьем, когда люди сообщают а фактах нарушений в лесу, к примеру, незаконных рубках. Мы поставили перед собой задачу сформировать институт общественных лесных инспекторов. Андрей Геннадьевич Плитко лично с активистами встречался (теме была посвящена одна из секций). Присутствовало около 60 активистов. Эту работу продолжаем.

Деревянные горизонты

О.Прохоренко: Николай Леонидович. Ваша оценка, как предпринимателя, прошедшему форуму: насколько эффективен?

Н.Юферев:Мне кажется, Лесной форум стал форумом действий. Не просто площадка, где собрались, о чем-то поговорили и все разошлись. Эта площадка, где реально принимаются решения. С точки зрения деревянного домостроения это так. В прошлом году наТеатральной площади мы показали просто макеты физкультурно-оздоровительного комплекса (ФОК) и фельдшерско-акушерского пункта (ФАП). Сейчас их строят, пошли серийные проекты. В этом году сдан ФАПв селе Папулово Лузского района, начинается строительство ФАПав селе Зайцевы Котельничского района. В течение месяца-полутора приступим к строительству ФАПав селе Елгань. Аналогично по ФОКам. Думаю, ближе к осени мы начнем строительство такого в Лузе.

С.Занько:За счет каких инвестиций строятся эти деревянные социальные объекты?

Н.Юферев: Сейчас строим за счет собственных средств - в рамках реализации соглашений с правительством Кировской области о социально-экономическом сотрудничестве. Это некие обязательства, которые мы несем как инвестор. Два ФАПа строим за счет собственных средств, третий (в селе Елгань) будем уже за счет бюджетных. Это станет первым опытом строительства такого объекта за счет бюджета. ФОК будем строить также за счет собственных средств. Деревянную школу– за средства бюджета.

С.Занько: За год прорывной процесс. От макета на Театральной площади мы переходим к строительству реальных объектов в реальных населенных пунктах. Увеличиваются и площади этих деревянных объектов. Что вызывает сложность для конструированияи строительства такихобъектовв России?

Н.Юферев: Существующие нормы сейчас и начали постепенно меняться, но они все-равно устарели. К примеру, в построенной деревянной школе в Финляндии все стены – из чистого дерева, без каких-либо утеплителей, дополнительных каркасов, химии. В соответствии с действующими нормами такие же сделать в школе в Пасегово невозможно: приходиться крепить дополнительный каркас, закладывать утепление, чтобы подходило под российский нормы. В Финляндии, где расположена школа, климат и местной очень похожи на наши.

О.Прохоренко: Олег Игоревич, насколько вам импонирует проект деревянной школы?

О.Панитков:Проект более чем интересный, потому что у него большая социальная роль. Например, в Австрии или во Франции практически все школы строятся с применением деревянных конструкций. Это связано не только с экономическими показателями. Различными исследованиями доказано: показатели успеваемости у детей в деревянных интерьерах, школах выше, чем у детей в обычных.

О.Прохоренко:Финляндия несколько лет лидирует по качеству среднего образования.

О.Панитков:В Финляндии несколько факторов: деревянные конструкция самих школ плюс микроклимат – естественные освещение и вентиляция. В вашей школе этотпоследнийпередовой опыт, на наш взгляд, полностью учтен и, конечно, его тиражирование имеет большую социальную задачу.

С.Занько: Что происходит с законодательством в сфере деревянного домостроения? На ваш взгляд, опыт «Хольц Хауса» с их деревянными социальными проектами подталкивает правительство к тому, чтобы нормы все-таки менялись?

О.Панитков:Безусловно подталкивает. В этом направлении, например, при обсуждении темы на заседании правительства в феврале один из пунктов касался приоритетного применения деревянных конструкций при государственном контракте. В том числе по приоритетному проекту развития жилищного строительства "Жильеи городская среда". Два нормативных документа в ближайшее время будут приняты: один - по административным и общественными зданиями, второй — по многоквартирным домам.

С.Занько:К каким изменениям приведет принятие этих документов?

К кардинальным, наверное, не приведут. Но: если раньше при проектировании архитекторам необходимо было штудировать всю нормативнуюбазу, чтобы по крупицам собрать требованиями к деревянным конструкциям, то сейчас в этих двух документах будут сконцентированы все дейстсвующие требования. Следующим шагом будет оптимизация этих требований. Эта работа - впереди.

 

Подготовила Юлия Усинская

Подробнее о темах форума — на Bnkirov.ru

VK TW
оставить комментарий
Спасибо за комментарий! Он будет опубликован после модерации
Текст сообщения
Перетащите файлы
Ничего не найдено
Защита от автоматических сообщений
 


Также читайте