Техника деления
Проект по раздельному сбору мусора в Кировской области планируется запустить не позднее 1 июля. Для этого установят "умные" контейнеры, появятся раздельные квитанции и изменится нормативная база. Кто и как на этом сможет заработать и сможет ли? Тему в минувший четверг обсудили в "Точке кипения" ВятГУ. "Бизнес новости" собрали мнения некоторых участников мероприятия.
Стимул для бизнеса и населения
Александр Штин:
– Мы изучили опыт других регионов и зарубежный. Один из ярких примеров – Япония, где сортируется большое количество наименований отходов: разделяются по составляющим в зависимости от химического состава. За нарушения в Японии введены серьезные штрафы (ред.: вплоть до тюремного заключения). Все отходы выбрасывают в специальных пластиковых пакетах (ред.: плата за них, по сути, становится взносом за вывоз отходов).
Хороший опыт – в Москве и Московской области, где контейнеры для раздельного сбора мусора устанавливаются повсеместно. Это направление активно поддерживается общественными организациями, которые учат население основам правильной сортировки.
В Кировской области сеть раздельного сбора мусора не сформирована. Она работала раньше, но не вызывала доверия у населения. Нам часто сообщали, что все отходы собирались в одну машину. Новую систему необходимо сделать прозрачной и понятной людям.
Один из реализованных в Кирове успешных проектов – «Эко-соседи». Проект подразумевает планомерную работу с управляющими компаниями: УК на территории своих домов устанавливает контейнеры для сбора наиболее ликвидных отходов. В дальнейшем вторсырье сдается за деньги, которые идут на благоустройство прилегающей территории дома.
Для развития системы раздельного сбора мы видим два направления. Первое – информационная работа с населением, чтобы люди знали, как правильно сортировать. Второе – поощрение, стимулирование. В первую очередь, малого и среднего бизнеса, а также НКО, занимающихся работой в сфере обращения с отходами 1 класса – чтобы им было выгодно это делать. Также необходимо экономическое стимулирование населения.
Еще одно направление – «зеленые контракты», которое мы продвигаем уже год. Это система поощрения бизнесменов, занимающихся переработкой отходов и получением конечного продукта. Она уже существует в Нижнем Новгороде, где государство в рамках своих госзакупок приобретает для благоустройства улиц или территорий материалы, сделанные из вторсырья – заборы, плитку и т.д. С ростом спроса на такую продукцию такие компании-переработчики активнее закупают и сырье для ее изготовления.
Алла Албегова:
– Сегодня каждый регион идет своим путем. Приведенный пример Москвы не применим для других, особенно дотационных регионов, потому что в столице вся система раздельного сбора мусора выстроена за счет бюджетной составляющей, а не за счет экономики сбора и переработки отходов.
Приводился в пример опыт Нижнего Новгорода, где раздельный сбор введен с октября. Там запустили, потому что на территории области работают 6 мусоросортировочных комплексов. В Кировской области все твердые коммунальные отходы (ТКО) населения отправляются на полигоны, мощностей по сортировке и переработке на территории региона сегодня нет.
Опыт по раздельному сбору отходов в России скудный. Нормативная база на федеральном уровне имеет большое количество пробелов. К примеру, нет понятия «раздельный сбор отходов», есть только понятие «раздельное накопление отходов».
Сегодня не зарегулирована возможность экономического стимулирования населения, а раздельный сбор мусора будет эффективным и массовым при наличии экономической составляющей. Самый простой путь – снижение платы за раздельно собранные отходы. Европейская практика основана на том, что за смешанные отходы население платит больше, чем за раздельно собранные. К примеру, в Германии за смешанные платят 120 евро в месяц, за раздельные – 12 евро в месяц.
Режим эксперимента
Алла Албегова:
– Сегодня все ТКО переданы региональному оператору, поэтому единственный путь стимулирования населения – за счет снижения тарифа «Куприта». Однако методик тарифной составляющей при раздельном сборе отходов сегодня на федеральном уровне нет. Тем не менее, внедрение системы необходимо. Министерство совместно с региональным оператором приняли решение в этом году запустить пилотный проект, чтобы понять экономику процесса, какие полезные фракции и в каком объеме могут сортироваться. На сегодня данные о морфологическом составе и нормативах накопления – только в процессе получения, работа закончится в августе.
Для запуска проекта видим 10 площадок. В первую очередь, готовы рассмотреть установку контейнеров для жителей Радужного, Лубягино и дома на Ленина, 20. Остальные площадки предлагаем определить самим гражданам. Отмечу важный момент: если такое решение принимается, на раздельный сбор переходит весь дом или УК.
Для захода в эксперимент мы готовим изменения в порядок накопления отходов, в том числе раздельного, на территории Кировской области. После этого начнется информационная работа с населением.
Пока окончательно экономика непонятна. К примеру, все отходы должны попасть на переработку, а это не территория Кировской области. Значит, необходимо формирование приемлемых для вывоза товарных партий.
Рустем Хамидуллин:
– Проект предполагает разделение отходов на три фракции – пластик, бумагу и смешанные. Организационно-техническое и финансовое обеспечение проекта мы берем на себя. Будет устанавливаться, условно, три контейнера: для бумаги, пластика и смешанных отходов. На контейнеры планируем установить датчики заполнения (сейчас мы ведем переговоры по их закупке): после получения сигнала о заполнении приедем и заберем отходы. Никаких дополнительных заявок на вывоз.
Отходы вывезем на свою базу на Луганской, где будет происходить необходимая ручная досортировка, отбраковка, прессование и подготовка для перевозки производителям. Смешанные отходы будут вывозить с прежней периодичностью. Обычные контейнеры для них также останутся.
Алла Албегова:
– Думаю, не позднее 1 июля мы эксперимент запустим. Готовы встречаться, информировать о результатах, чтобы вносить корректировки. После запуска эксперимента также есть смысл собраться, обсудить. Если экономика в этом процессе есть и система работает, – обращаться к региональному оператору: жители за раздельный сбор должны получить какую-то экономическую составляющую. И увидеть разницу (ред.: с переходом на раздельный сбор), в том числе материальную.
Экономика тарифа
Рустем Хамидуллин:
– Сбор пластика и бумаги снижает объем смешанного мусора, за который сейчас «Куприт» выставляет коммунальную услугу. Введение раздельного сбора подразумевает раздельные квитанции. Жители пилотных домов будут за смешанные отходы платить по факту: объем фиксируется в присутствии представителя дома.
Пока никто не считал, снизится при этом плата или увеличится. Сегодня нормативы накопления не соответствуют реальной действительности. Может получиться, что по факту смешанного мусора в доме окажется больше, чем начисляется по нормативу.
Алла Албегова:
– За раздельно собранные и вывезенные отходы плата начисляться не будет, начисляется только за смешанные. И здесь действительно может быть нюанс. Действующий норматив накопления, по нашему мнению (и мы видим этому подтверждение), занижен. Фактически отходов у граждан образуется больше. Норматив – 1,45 куба (за исключением Кирова и Кирово-Чепецка). По данным летних и осенних замеров мы уже видим, что цифра приближается к 3 кубометрам, по Кирову – к 2,2 кубометра. При переходе оплаты по факту будет понятно, сколько смешанных отходов образуется в каждом конкретном доме. Если меньше – прекрасно: чем больше фракций (ред.: для дальнейшей переработки) мы будем извлекать, тем меньше останется объем смешанных отходов. И экономика начнет проявляться. Через месяц после запуска эксперимента определимся, что делать дальше.
Константин Ситчихин:
– Хороший опыт раздельного сбора мусора до начала реформы был внедрен в Нолинске – у Князева Николая (ред.: председатель ассоциации производителей, импортеров, переработчиков отходов и вторсырья, директор ООО «Эко-трейд»). Так как его компания на то время являлась одной из обслуживающих организаций, как КДУ, он мог снижать тариф для разделяющих мусор граждан. В месяц по Нолинску собиралось порядка 20 тонн раздельных отходов, и тариф для раздельных отходов снижался. Это был реализованный опыт, который – с учетом ситуации с законодательством и появлением регоператора – сейчас потерян.
Население можно заобязать сортировать отходы только ценой. Если она выгодная – условно, вместо 100 рублей 50 – будут разделять. Многое во внедрении в систему будет зависеть от того, как это повлияет на кошелек. Если не влияет – что бы ни делали, кроме активистов никто сортировать не будет. Необходимо продумать материальную мотивацию. Да, это одна из составляющих тарифа, и регоператор на этом будет проигрывать, но может, найдет плюсы в другом. Все зависит от экономической модели.
Рустем Хамидуллин:
– Мы в октябре были на презентации проекта в Нижнем Новгороде. У них плата между полным и раздельным сбором отличается процентов на 20. Однако на систему пониженной стоимости перешли только 10 домов, а заявок было более 200. Людей не стимулирует цена тарифа. Может простимулировать появление мест для сдачи вторсырья за деньги (ред.: регоператор планирует установить в каждом крупном микрорайоне Кирова пункты приема наиболее ликвидного сырья – стекла и бумаги).
Сегодня в морфологии отходов примерно 15% картона и пластика. Если посчитать, это снижение тарифа на 15%. Я не уверен, что при разнице тарифов – между действующим в 110 рублей и сниженным до 97 рублей – люди будут сортировать. Акцент надо делать на «выращиваение» людей, повышение культуры потребления.
Минуя регоператора
Татьяна Демина:
– В рамках «Эко-соседей» мы в октябре внедрили на площадке в «Метрограде» проект в пилотном режиме. Поделюсь опытом: площадку нужно закрывать. Изначально мы не закрыли, и люди, несмотря на наличие информационных табличек, начали складывать все. Привлекали волонтеров из числа жителей. В итоге площадку закрыли.
Сегодня реализация проекта набирает обороты. У нас заключен договор с организацией, которая приезжает, забирает мусор и платит за это деньги. Все делаем, минуя регионального оператора.
Следующий на очереди проект – в «Васильках». Жителям сложно что-то объяснять без наличия четкой статистики, и сегодня она появилась. Мы уже сделали две вывозки раздельного мусора, готовим третью. Суммы небольшие, тем не менее, они идут на благоустройство дома.
Юлия Скопина:
– По проекту «Эко-соседи» изначально было подано более 100 заявок, по факту осталось 10. Это связано с тем, что заявку подавал один инициативный житель, а остальные были против. Проект подразумевает организацию на территории дома места для хранения этого вторсырья.
Но люди готовы сортировать. У нас сегодня более 6,8 тысячи подписчиков в группе «Вятка без мусора». Люди хотят заниматься сортировкой и ищут для этого возможности. На последнюю стационарную акцию к нам пришло более двух тысяч человек – все с огромными пакетами.
Мы у себя в компании внедрили раздельный сбор. За год объем вывозимого на полигон мусора снизился в три раза.
«Зеленая экономика» и три уровня
Михаил Пленкин:
– Моя семья два года занимается раздельным сбором мусора. Прибыли нет, только убытки. И нужно время: эти же пластиковые бутылочки нужно рассортировать, промыть, затем проблема – их сдать. Мы сортируем 11 фракций, три никуда не берут – лежат у меня на промышленной площадке.
Если цель – избавиться от мусора, надо, чтобы наше правительство запретило его производство. И такие примеры появляются. К примеру, одна из голландских фирм, работающих на рынке Кирова, уже поставляет зубные щетки в бумажной упаковке. У них даже стеллажи картонные. В спортивном магазине недавно покупал вещи – выдают бумажные пакеты. Необходимо стимулировать производителей переходить на перерабатываемую упаковку. У нас как? Раньше продукты в авоське из магазина приносили – мусора минимум. Сейчас – 70% мусора. Одно пирожное пакуют непонятно во что. Пока этого не сделать, экономики тоже не будет.
Григорий Поскребышев:
– Подобные проекты «зеленой экономики» реализуются давно. Частично внедрялись и в Советском Союзе, когда были залоговые тары. Помню, лет 10 назад в богатых штатах уже стояли контейнеры с замочками. Но в обычные урны там ведется обычный сброс. Раздельным занимаются сами жители, но не туристы. Когда говорят о больших цифрах перерабатываемого мусора, считаю это ерундой. Если бы это было так, то свалки в неразвитых странах бы не множились.
Павел Вахрушев:
– Наиболее рациональный подход – сортировка фракций мусора, которые на сегодня хотя бы минимально экономически выгодны. Думаю, после общения с бизнесом добавятся еще какие-то фракции. шаги для этого надо делать сегодня. К примеру, большой вопрос возникает по приему пластика. Если собирать весь пластик в один объем – как его потом подразделять? Может, изначально собирать не весь, а самые ликвидные фракции?
Константин Махнев:
– Для решения проблемы необходимо объединение и общие цели. Я сегодня вижу в системе четыре субъекта, которые действуют параллельно: федеральная власть, местная, граждане вместе с бизнесом и региональный оператор. У местной власти, на мой взгляд, отсутствует своя позиция. Сегодня она представляет интересы коммерческой организации, цель которой – получить деньги. За счет чего? Сбора с населения и бизнеса, тогда решатся проблемы.
У нас все-таки общая цель – избавиться от свалок, снизить тариф на мусор и дать возможность развиваться бизнесу. Для этого наши цели надо объединить. Мы готовы сортировать мусор. И в первую очередь не обходимо отделять пищевую фракцию от всего остального. И активнее привлекать к работе другой бизнес, не только регоператора.
Антон Швецов:
– Мы, начиная с 2006 года, полностью работаем на вторичном сырье – полистироле. Из него производим утеплитель для строительства. Сегодня приходится везти сырье со всей страны и с ближнего зарубежья. В Московской области для нас его специально сортируют. Мы готовы забирать сырье из Кирова, но для этого нужны объемы.
Валерий Семенищев:
– Вижу трехуровневую систему сортировки. Первая, о чем говорит регоператор, – установка контейнеров для раздельного и смешанного сбора.
Второй уровень – проекты, аналогичные «Эко-соседям». В рамках его целесообразно организовывать дополнительные контейнерные площадки с ключом – для людей, готовых сортировать. И, по-возможности, вешать камеру, чтобы избежать случаев вандализма или воровства. Или смотреть за выбрасываемым мусором: если человек выбросит другие отходы – пострадают все жильцы (ред.: такие контейнеры предлагается выбраковывать). Это позволит выделить все возможные к сортировке отходы. Их можно продавать, а деньги тратить на благоустройство. Кроме того, это позволит сократить плату за вывоз мусора, потому что его общий объем сократится.
Третий уровень – установка стационарных пунктов для сбора вторсырья. Этот вариант максимально эффективен с точки зрения сортировки. Когда этим занимается профессионал и получает за это зарплату – эффекта намного больше. Людям заниматься некогда. Считаю такую трехуровневую систему оптимальной для запуска раздельного сбора.
Подготовила Юлия Усинская