Расхититель и благодетель
Николай Ганжела стал фигурантом уголовного дела. Его обвиняют в хищении по меньшей мере 110 млн рублей по старой, как мир, схеме: в банках оформлялись кредиты якобы на нужды подконтрольных бизнесмену заводов, но деньги «проплывали» мимо предприятий через подставные фирмы прямо в карман Ганжеле.
Такова версия следствия. Она как две капли воды похожа на «народную версию» развития трагических событий в Яранске, а вот с трактовкой этих же событий самим Ганжелой не имеет ничего общего.
Версия следствия: Ганжела - расхититель
«В отношении собственника яранских заводов-банкротов Николая Ганжелы возбуждено уголовное дело» - этого сообщения яраничи ждали с того самого момента, как отправили президенту (тогда еще Дмитрию Медведеву) видеописьмо с мольбой о помощи. «Найдите управу на нашего Ганжелу!» - призывали участники видеообращения в сентябре 2011 года. Они приписывали предпринимателю вину в гибели практически всех крупных предприятий города.
Видеописьмо стало поводом к проверке действий Ганжелы. Сотрудники Управления по экономической безопасности и противодействия коррупции УМВД России по Кировской области трудились более года. Итогом их работы стало уголовное дело. Ганжела подозревается в мошенничестве в особо крупном размере (ч.4 ст.159 УК РФ, предусматривает наказание в виде лишения свободы на срок от 5 до 10 лет). В начале прошлой недели следователи нагрянули с обысками в офис бывшего холдинга «Вятводспирт» на ул. Володарского (Ганжела — учредитель холдинга) и в загородный коттедж предпринимателя.
По версии следствия, с октября 2007 по июль 2008 года Ганжела, будучи членом совета директоров, а фактически владельцем Яранского спиртоводочного завода, Комбината молочных продуктов и Яранского хлебоприемного предприятия, ввел в заблуждение руководителей и работников подконтрольных ему заводов и похитил не менее 110 млн рублей, полученных предприятиями в качестве кредитов. Кредиты оформлялись в банках якобы для пополнения оборотных средств яранских предприятий. Далее эти деньги в качестве предоплаты за поставку мазута, стеклотары и зерна перекочевали на счета подставных фирм, но ни мазут, ни зерно, ни другие «купленные» товары на предприятия так и не поступили. «Деньги, полученные в банках, по разным схемам перечислялись на расчетный счет «Холдинга «Вятводспирт», руководителем которого был Ганжела, и напрямую шли лично Ганжеле», - пояснил пресс-секретарь УМВД по Кировской области Сергей Баранцев. По его словам, документы, изъятые сотрудниками полиции во время обысков, подтвердили «движение денежных средств».
Версия народа: Ганжела виновен
О махинациях Ганжелы с банковскими кредитами в Яранске не наслышаны разве что директора предприятий-банкротов, которые до последнего упорно держали «нейтралитет» (пока сами, как в случае с экс-директором спиртзавода Виктором Хихелем, не попали под следствие). В народе же версия о кредитных деньгах, сложенных в карманы Ганжелы, - основная и единственно верная. Еще в октябре 2011 года охранник яранского хлебоприемного предприятия с увлечением рассказывал журналисту газеты «Бизнес Новости» о том, как «Ганжела якобы на развитие производства кредитов набрал, а тут и зерна-то не было на мельнице...». «Мужики так говорят, сам не знаю», - подчеркнул охранник «общенародность» истории, а потом добавил: «Да все разворовано! ...Вон машины ездят, режут, вывозят... (Ред. - по версии охранника, несколько машин, замеченных нами на территории предприятия, вывозили демонтированное на предприятии оборудование) тыщу тонн, наверное, уже вывезли. У нас теперь тут хозяева из Череповца. Ганжела им все продал, вот они и режут. А мы охраняем».
Яраничи давно убеждены: Ганжела намеренно банкротил предприятия. Да еще при этом с молчаливого одобрения высокопоставленных персон, с коими водит дружбу. Приписывают Ганжеле, в частности, «хорошее знакомство» с главным федеральным инспектором по Кировской области Фердауисом Юсуповым. Впрочем, сам Ганжела утверждает, что никакие другие отношения, кроме сугубо рабочих, его и Юсупова не связывают.
Версия Ганжелы: народ не оценил
У Николая Ганжелы (он, кстати, находится сейчас под подпиской о невыезде) собственная, отличная от всех остальных версия произошедших в Яранске в последние годы событий. Он подробно изложил ее в марте прошлого года в интервью газете «Бизнес Новости». «Ситуация в Яранске действительно сложная, но она искусственно «подтягивается» под мою личность, - говорил он. - Все забывают, что социально-экономическая ситуация в Яранском районе была плачевной еще в конце 1990-х годов.
Системообразующее предприятие «Комбинат хлебопродуктов» уже тогда претерпело крах, руководство допустило образование многомиллионных долгов. В районе были фактически развалены производства, сельское хозяйство... А сегодня, конечно, проще назначить виновника всех бед и требовать от него решения проблем». Ганжела утверждал, что выкупил «Комбинат хлебопродуктов» после того, как его 10 лет безуспешно пытались продать. Здесь он мечтал построить завод глубокой переработки зерна, но у отрасли начались не самые лучшие времена и проект пришлось отложить. Припомнил Ганжела и отсутствие газа в районе, и незащищенность российского рынка от дешевого белорусского молока. Все это так или иначе повлияло на дальнейшую судьбу предприятий, которые Ганжела «до последнего искусственно удерживать их на плаву, потому что они социально значимые». «Никто этого не оценил», - заключил бизнесмен. Кредиты же были необходимы, чтобы покрыть убытки, объяснял Ганжела.
- Все обвинения против меня не соответствуют действительности. Полный правовой беспредел, - прокомментировал Николай Ганжела озвученные полицией на прошлой неделе обвинения. - Они выхватили один эпизод 2007 год без учета предыстории, и по нему возбудили дело. Никаких денег я не выводил с предприятий. Дефицит оборотных средств предполагал получение кредита и погашение этими кредитными средствами старых долговых обязательств предприятий. На самом деле все было наоборот: это я заводил личные деньги на предприятия. И я, разумеется, буду оспаривать обвинения, выдвинутые против меня. Это уголовное дело связано с тем, что общеполитическая ситуация сегодня предполагает методы давления.
В чем-то Ганжела прав. Яраничи действительно давно ждут, когда на Ганжелу, наконец, надавят. Они выслушивают дежурные фразы чиновников о том, что «ситуация в Яранске на контроле», понемногу получают свою зарплату (долги еще остались на спиртоводочном заводе), и надеются, что виновных в их бедах (кто бы это ни был) накажут, а для многострадальных градообразующих предприятий найдется спасительный инвестор. Тем более, что сейчас самое время надеяться на чудо: имущество комбината молочных продуктов и спиртзавода уже выставлено на торги.
Мария Петухова
petuhova.mv@gmail.com