Навальный не так уж и популярен
Независимый аналитический центр изучения общественного мнения «Левада» опубликовал сводные таблицы с результатами опросов россиян на предмет популярности Алексея Навального.
В отчёте представлены данные за 2011-2013 годы, последний опрос был проведён 22-25 марта этого года по репрезентативной всероссийской выборке городского и сельского населения. Выбора составила 1601 человека в возрасте 18 лет и старше в 130 населенных пунктах 45 регионов страны. Статистическая погрешность данных этих исследований не превышает 3,4%.
Итак, на вопрос «Знаете ли вы, кто такой Алексей Навальный?» в апреле 2011-го ответили положительно только 6% россиян, однако к марту 2013-го их было уже до 37%.
Из тех, кто слышал про блоггера, два года назад 33% верили информации, опубликованной на его сайте «Роспил», ещё 35% были склонны ей верить, сомневались 19% и 4% ей не доверяли. 9% затруднились с ответом. Однако в марте этого года доверие россиян к проекту «Роспил» снизилось: 24% ответили, что уверены в достоверности сведений, выложенных на сайте, 30% склонялись к этому, 14% считали, что информация скорее всего ложная и 5% были в этом убеждены. С ответом затруднились 28%.
Наконец, россиянам задали третий вопрос: «Если бы Алексей Навальный выдвинул свою кандидатуру на выборах президента России, вы бы проголосовали за него или нет?» Ответы в поддержку оппозиционера были не слишком впечатляющими.
Так, в 2011 году, «определённо да» и «возможно, да» ответили 5 и 28% опрошенных, а в 2013-м — 1% и 13% соответственно. При этом варианты ответов «скорее нет» и «определённо нет» приобрели большую поддержку: в 2011-м году это были 37 и 19%, а в 2013-м — уже 28 и 38% соответственно. Кроме того, появилось больше сомневающихся в Навальном — 11% россиян затруднились с ответом на этот вопрос два года назад, а нынче — 21%.
- Наиболее стремительный рост популярности Навального пришелся на конец 2011-начало 2012 года. Связано это, конечно с движением «За честные выборы!», одним из главных героев которого и стал блоггер, - считает социолог Левада-центра Денис Волков. - Согласно опросу Левада-Центра на митинге 24 декабря 2011 года поддержать его на президентских выборах были готовы 22% протестующих – лучший результат среди остальных политиков, выступавших со сцены, сравнимый с рейтингом Явлинского – 21% и Прохорова – 15%. Но нужно обратить внимание на то, что вопрос о том, готов ли человек поддержать его кандидатуру на выборах президента задается лишь тем, кто слышал о политике. В марте 2012 года поддержать его на выборах президента были готовы 19% от четверти населения страны (то есть 5% россиян), в марте 2013 года – 14% от более чем трети населения (то есть все те же 5% граждан). То есть для того чтобы повысить свой «президентский рейтинг», Навальному придется «заходить на территорию противника», и завоевывать «голоса» не только оппозиционно настроенных граждан, но и тех, кто сегодня поддерживает власть. Без свободного доступа на телевидение, при довольно слабом развитии альтернативных каналов распространения информации, сделать ему это будет сложно.