Генеральный директор Аэропорта «Победилово» Андрей Жданов.

Сломаю стереотип

10.06.2013 00:05:00 2768 0

Его, по сути кинули в пекло – попросили заняться «Аэропортом Победилово», который пока обречен быть постоянным «попрошайкой». Андрей Жданов, новый генеральный директор авиапредприятия, так получилось, несет ответственность за то, что есть сейчас, но не несет за то, что было. Чья-то маленькая хитрость. Тем не менее, оплеухи Жданов тоже получает. Как говорится, взялся за гуж… Сам же он намерен сломать стереотип о «Победилово».

За последний год, с того момента, когда «Бизнес Новости» были последний раз на интервью в «Победилово» (март 2012 года), визуально многое изменилось: появилось новое ограждение для взлетно-посадочной полосы, чаще стали летать самолеты (как минимум два полета мы лицезрели, пока подъезжали к пункту назначения), «переехал» кабинет директора. Правда, ни в какое не в новое здание (что обычно ассоциируется со словом «переезд»), а туда, где, ремонтом не пахло уже похоже, лет 30. Тем не менее, работе это не мешает. Мы приходим как раз в тот момент, когда еще идет совещание. За дверями генерального шумно: слышно эмоциональное обсуждение и споры. Пришлось подождать.

«Справляетесь со всем, что на вас навалилось, - первый мой вопрос звучит с некоторой долей сочувствия в голосе?»
– Проблем накопилось много, возникли они не вчера, а накапливались в течение времени, - совершенно спокойно и уравновешенно отвечает Жданов. - Крупные проблемы связаны с техническим перевооружением предприятия, с переоснащением, поддержанием в надлежащем состоянии инфраструктуры. Накапливались они десятилетиями. Безусловно, сейчас приходится все эти вопросы поднимать, в том числе и перед акционерами, и перед депутатами.

Я слышала, совещание у вас проходило довольно бурно…
– Всегда так. Коллектив сформировался хороший, все принимают активное участие в решении вопросов.

Кадры обновились после ухода Андрейчука?
– Да, да. После того, как в конце января ушел Александр Андрейчук (бывший директор аэропорта — ред.), постоянно происходили кадровые перестановки. Тот персонал, который был, ушел, практически все заместители уволились. В составе новой команды сохранен заместитель по развитию аэропортового комплекса и заместитель по авиационной безопасности.

Почему они ушли?
– Были командой Александра Андрейчука. Но и я не стал никого задерживать, потому что уровень квалификации, опыт руководящей работы и методы организации и контроля вверенных им процессов был не тот, который я обычно предъявляю к своим работникам. Все это время я долго подбирал кадры и считаю, что сейчас сформирована сильная команда.

Раньше текучка кадров в аэропорту была достаточно большой. Сейчас что-то изменилось?
– Текучка до сих пор высокая. По ряду профессий она достигает 70%, где-то 40%. Связано это, прежде всего, с тем, что мы территориально очень удалены от города: людям приходится долго добираться.

А зарплата повысилась? Последний раз, когда я разговаривала с Андрейчуком, он называл цифру в 7-10 тыс. рублей. Это тоже повод для текучки, как я понимаю.
- По производственной категории персонала она как раз в этом диапазоне и находится. Ну и кроме этого есть задержки по заработной плате. На протяжении 2012 года – первого полугодия 2013-ого собственных источников финансирования не хватало, чтобы выплачивать зарплату. Сейчас, поскольку принято решение о субсидировании деятельности аэропорта из областного бюджета, ситуация с выплатой зарплаты должна стабилизироваться, а задолженность будет погашена.

Как люди относятся к таким задержкам?
– На самом деле, когда собираешь трудовой коллектив, честно говоришь о проблемах предприятия, о планах, которые будут реализованы в ближайшее время, о поддержке правительства, люди все понимают. Ярко-выраженной неприязни к тем действиям, которые мы предпринимаем, нет. Безусловно, когда возникают острые вопросы с необходимостью выплаты кредитов, коммунальных платежей, мы идем к своим работникам на встречу и эти требования удовлетворяем. Сейчас вопрос с финансированием операционной деятельности аэропорта решен, Заксобрание поддержало  инициативу правительства и аэропорта, поэтому свет в конце туннеля виден.

На прошлой неделе обсуждение вопроса по поводу выделения денежных средств аэропорту началось весьма категорично: либо 250 млн рублей, либо аэропорт закрывается. Вы говорили сначала, что деньги нужны на инвестиционную и операционную деятельность, выплаты процентов по кредиту, а на самом деле эти деньги пойдут только на погашение кредита... Где правда?
– В феврале – марте текущего года новый менеджмент Аэропорта «Победилово» занимался формированием бизнес-плана (бюджета) на 2013 год. Были определены ключевые задачи, среди которых: реализация мероприятий, направленных на финансовое оздоровление предприятия, реструктуризация кредитного портфеля (составившего на 1 января 2013 года 217 млн руб.), расширение маршрутной сети, контроль за работами, связанными с реконструкцией взлетно-посадочной полосы, разработка стратегии развития предприятия до 2020 года, разработка и реализация инвестиционного бюджета предприятия на среднесрочную перспективу (включая вопросы приобретения техники, оборудования для технологических нужд, реконструкции аэровокзала и других объектов инфраструктуры, серьезных вложений в реконструкцию которых не было на протяжении нескольких десятилетий). В сформированном бизнес-плане определен дефицит бюджета аэропорта в общем объеме 250 млн руб. В том числе: 110 миллионов - по операционной деятельности (заработная плата, приобретение материалов, ГСМ, отопление, освещение, водоснабжение и т.д.), 60 миллионов - по финансовой деятельности (все, что связано с уплатой лизинговых платежей, процентов по ранее взятым кредитам и займам), 80 миллионов - по инвестиционной деятельности аэропорта (платежи связанные с приобретением техники, оборудования для повышения уровня авиационной безопасности, реконструкцией аэровокзала и некоторых объектов инфраструктуры). Кроме того, на 1 июля 2013 года задолженность аэропорта по кредитам и займам (то есть по сути дела финансовым ресурсам, на которые аэропорт жил в 2012-ом и начале 2013-ого гг.) составит 250 млн рублей, которые необходимо будет погасить до 15 июля 2013 года. Поэтому выделяемые средства из областного бюджета будут направлены на погашение существующих кредитных обязательств. А финансирование расходов бизнес-плана 2013 года (на операционную, финансовую и инвестиционную деятельность) предприятие будет осуществлять на основе вновь привлекаемых кредитов.



















































То есть уже точно после погашения задолженности придется взять кредит в размере 250 тыс рублей, чтобы дальше развиваться? Уже есть договоренности с каким-то банком или опять кредит дадут только под высокие проценты?
– Для финансирования деятельности 2013 года нам необходимы дополнительные кредитные ресурсы в объеме 210-213 млн рублей. Переговорный процесс с банками стартовал еще в апреле текущего года и должен завершиться до конца июня. Я уверен, что нам удастся вовлечь в переговорный процесс большее количество федеральных и региональных банков, а будущий банк-партнер аэропорта будет определен на основе выгодных и приемлемых для нас и акционеров предприятия условиях (в том числе в части невысокой процентной ставки). Банки готовы вступать в диалог и выдвигать свои предложения, но только на том условии, что аэропорту будет оказываться плановая государственная поддержка.

Депутаты вообще предлагают не брать больше кредитов, а субсидировать вашу деятельность из областного бюджета, чтобы не переплачивать. Почему руководство аэропорта сразу не настояло на таком варианте?
– Руководство аэропорта и правительство Кировской области прекрасно понимают, что данный вариант - самый оптимальный с точки зрения эффективности, и мы просчитывали его, как основной, базовый. Но мы должны понимать, что возможности областного бюджета ограничены и применительно к 2013 году очень сложно единовременно выделить из областного бюджета субсидию в объеме 460-470 млн рублей (для финансирования бизнес-плана 2013 года и закрытия кредитного портфеля, сформированного в 2012 году). Поэтому консервативный вариант финансирования деятельности аэропорта в 2013 году предусматривает субсидию в 250 млн рублей и привлечение новых кредитов. В разработанном же бизнес-плане предусматривается два сценария. По первому сценарию (перспективному) – все новые банковские кредиты, которые планируется привлечь после июня 2013 года для финансирования бизнес-плана, планируется погасить до конца 2013 года за счет дополнительной бюджетной субсидии в ноябре-декабре. По второму сценарию (базовому) все новые банковские кредиты будут гаситься в течение 5 лет (2014-2018 гг.). Безусловно, это снизит нагрузку на областной бюджет, но останутся процентные платежи, которые тоже придется гасить. Данные варианты будут обсуждаться в рамках создаваемой рабочей группы с участием депутатов Законодательного собрания области и на совете директоров Аэропорта «Победилово» в июне этого года.

Кстати, на самом первом вашем выступлении перед депутатами в начале года вы обещали к марту подготовить программу развития аэропорта. Программа готова? Каковы ее ключевые моменты?
– Я обещал подготовить ее в апреле. Стратегия развития «Аэропорта Победилово» на период 2013-2020 гг. подготовлена и будет обсуждаться на совете директоров предприятия и с депутатами ОЗС тоже в июне этого года. Определены стратегические цели (в составе которых в том числе увеличение пассажиропотока с 34 тыс. человек в 2012 году до 190 тыс. пассажиров в 2020 году, расширение маршрутной сети, повышение операционной эффективности и др.) и приоритетные направления развития. В составе приоритетных направлений развития три основных блока: развитие аэропортовой инфраструктуры (в том числе завершение модернизации аэродрома, реконструкция аэровокзала, строительство международного терминала, реконструкция привокзальной площади и др.), повышение уровня безопасности (в том числе за счет технического перевооружения соответствующих служб, приобретения новых машин и оборудования), повышение экономической эффективности (в том числе привлечение новых авиакомпаний и расширение маршрутной сети, стимулирование роста пассажиропотока, развитие неавиационных видов деятельности, оптимизация затрат и др.). Для реализации этих направлений развития требуются финансовые ресурсы, которые предусмотрены у нас в составе инвестиционного бюджета. Так для их реализации в 2013г. запланировано 80 млн рублей.

По вашим первым отчетам выручка компании за прошлый год составила 63 млн рублей, убыток — 126 млн рублей. Сейчас ситуация изменилась?
- Подводить итоги работы за 2013 год еще рано. При существующем пассажиропотоке (34 тыс. человек в 2012 году) деятельность предприятия является планово-убыточной. По нашим расчетам точка безубыточности находится при пассажиропотоке в 190 тыс. человек. Данных показателей мы планируем достичь к 2020 году. Эти цели не заоблачные, несмотря на категоричные заявления многих скептиков. Когда мы анализировали пассажиропоток и количество тех людей, которые передвигаются другими видами транспорта, то выяснили, что только за прошлый год в Москву уехало около 200 тысяч пассажиров туда-обратно в купейных вагонах. Я не говорю про пассажиров вагонов «СВ», которые тоже являются нашими потенциальными клиентами. Их насчитывается около 27 тысяч человек. Кроме Москвы есть серьезный пассажиропоток в Санкт-Петербург, на север и северо-запад России, Урал, южное направление. Людей с этих перспективных направлений мы и планируем переманить.



 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 













Почему эти пассажиры уже сейчас к вам не идут? У вас же есть полеты в Москву.
– Если мы возьмем для примера московское направление, то оно пока не всем выгодно, так как самолет летит два с лишним часа, и пассажирам не всегда удобно добираться из аэропорта Внуково  в город. Если же полет будет составлять час, то вся значительная часть потока московского направления будет готова пересесть на самолеты. Для сокращения времени перелета необходимо чтобы из Победилово летали реактивные самолеты, но пока реконструкция взлетно-посадочной полосы в Кирове не завершена, и  аэропорт не сертифицировался под новые типы воздушных судов (Боинги, Айрбасы),  мы принимаем в основном суда с небольшой скоростью. После того, как она будет удлинена, мы будем принимать суда, скорость которых в два раза выше. Для людей это аргумент. В восемь утра уже можно будет быть в Москве, а с учетом того, что мы сдвинем время вылета из Москвы на более позднее, появятся конкурентные преимущества по отношению к другим видам транспорта. Кроме того, после завершения реконструкции взлетно-посадочной полосы к нам придет большее количество авиакомпаний, которые создадут здесь, в «Аэропорту Победилово» нормальную конкурентную среду.

Тогда вопрос в продолжение темы: когда уже по плану завершится затянувшаяся реконструкция?
- По контракту она должна была завершиться еще в прошлом году. Но я хочу сразу оговориться, что в данном случае заказчиком выступает федеральное государственное предприятие «Агентство гражданских аэропортов», которое находится в Москве и подрядчик «ЗАО СУ-1» - тоже московская компания. Поэтому мы в данном случае - лишь третья сторона, которая заинтересована в том, чтобы реконструкция была завершена как можно быстрее, но не имеет реальных (и особенно финансовых) рычагов воздействия на заказчика или подрядчика. И, конечно, когда все выходит за разумные рамки, мы пытаемся придать ускорение этому вопросу. За время моего руководства прошло уже, наверное, три совещания в «Росавиации», где мы разбирались с заказчиком и подрядчиком по поводу того, почему срываются все разумные сроки. Последняя встреча состоялась неделю назад, и в ходе  нее был дан конечный срок: до конца июля этого года все строительно-монтажные работы должны быть завершены. До конца октября полоса должна быть сдана в эксплуатацию, после чего мы начнем сертификационные процедуры, то есть подготовку для приема новых типов воздушных судов («Боингов», «Айрбасов»). Я думаю, что к окончанию февраля следующего года мы должны все успеть

Сколько средств уже израсходовано на реконструкцию?
– Последние средства, которые выделялись в 2012 году – 699 млн рублей - пока освоены только на 75-78%.

В прошлом году Андрейчук говорил в интервью «БН», что во второй половине 2013 года у нас будет запущен международный сектор. Мы от этого, как я понимаю, еще далеки?
– Мы понимаем, что пассажиропоток в туристические страны довольно высок. Люди летят в Турцию, Египет, меньше – в Европу. По нашим оценкам, если стратегия развития предприятия до 2020 года будет утверждена и то, что там заложено, будет согласовано, то вопрос международного сектора будет закрыт в течение двух лет-трех. Мы планируем пригласить проектировщика, который оценит, как лучше: развернуть перевозки на существующих площадях или построить новый международный терминал. Год – проект, два – стройка. И года через два с половиной-три мы полетим за границу.

Сергей Щерчков, первый зампред правительства Кировской области признал, что у прежнего руководства предприятия были ошибки, в частности, в вопросе расходования финансовых средств. Претензии в прошлом году предъявляла и Контрольно-счетная палата Кировской области. В чем были ошибки? Исправлены ли они сегодня?
– Один из основных вопросов – эффективность принимаемых управленческих решений (в том числе связанных с расходованием финансовых ресурсов) предыдущим менеджментом аэропорта. Я уверен, что если бы у руководства аэропорта была большая открытость в обсуждении и решении операционных вопросов с советом директоров, то многих выявленных недостатков удалось бы избежать. Новому менеджменту аэропорта рекомендации Контрольно-счетной палаты помогли подготовить план мероприятий финансового оздоровления на 2013 год.

В начале этого года по данным сайта Росавиации было приостановлено действие сертификата эксплуатации по «Кировавиа». Александр Андрейчук тогда сказал, что это — рабочая ситуация. Это так? Сейчас самолетам аэропорта разрешено летать?
– У многих до сих пор каша в голове по поводу двух предприятий – «Аэропорта Победилово» и «Кировавиа». ОАО «Аэропорт Победилово» занимается обеспечением взлетно-посадочных операций, наземным обслуживанием воздушных судов, пассажиров, грузов и багажа. Предприятие сертифицировано в соответствии с действующим законодательством и имеет право принимать и осуществлять вышеуказанные виды деятельности по тем типам воздушных судов, которые сейчас обслуживаются у нас в аэропорту. В мае этого года у нас прошел инспекционный контроль со стороны Росавиации, по результатам которого было подтверждено соответствие аэропорта всем заявленным видам деятельности. Так что самолетам в аэропорт «Победилово» летать разрешено и впредь! В отношении же ООО «Кировавиа», являющейся дочерней компанией «Аэропорта», подтверждаю, что у нее аннулировано действие сертификата эксплуатанта (основной парк компании - воздушные суда АН-2 и МИ-2, которые пассажирские перевозки не осуществляют). Для его восстановления необходима реализация организационно-технических мероприятий и инвестиции (которых до настоящего времени не выделялось) для приведения парка техники в надлежащее состояние. Эта работа продолжается руководством «Кировавиа», и я планирую, что до конца июля будет завершена. Самое главное в том, что пока мы не видим рынка потенциальных заказов для того, чтобы форсировать события и срочно восстанавливать сертификат.

Я так понимаю, эти самолеты главным образом занимались санавиацией и конкурировали с «Вяткаавиа»?
– Да, именно так. Санавиация «расторговывалась» в августе 2012 года. Контракт заключался на два года. Тогда в ходе конкурентной борьбы победила «Вяткаавиа». А это мог бы быть большой заказ для «Кировавиа».

А зачем вообще было нужно разделение на «Победилово» и «Кировавиа»?
– Это общепринятая практика. Аэропортовый бизнес и бизнес авиаперевозок – это два разных бизнеса. Это решение было принято несколько лет назад. Если бы у «Кировавиа» ранее была разработана стратегия, и на протяжении ряда предыдущих лет в нее вкладывались инвестиции, то  компания бы не была в таком состоянии, как сейчас. В ряде регионов развитие местных авиаперевозок есть, но поддерживается оно в первую очередь собственниками, а собственники в основе своей – региональные органы власти (при этом это, как правило, регионы-доноры). У нас, чтобы развить собственную дочку, обновить парк техники, цены на единицу которого исчисляются десятками, а то и сотнями миллионов рублей, возможности нет. Поэтому мы пошли по пути модернизации аэропорта, приведения его в надлежащий вид и привлечения большего количества авиаперевозчиков из вне, профессионально занимающихся этим бизнесом. Пока других ресурсов нет.

Я так понимаю, что и не будет. И «Кировавиа», соответственно, канет в Лету?
– Ну пока на ближайшие два года мы не видим каких-то серьезных перспектив в отношении «Кировавиа».

Ровно год назад Александр Андрейчук сказал, что если сейчас выделить еще 600 млн рублей, то к 2020 году аэропорт станет безубыточным предприятием. Вы согласны с его прогнозами?
– Я не знаю, как строил прогнозы Александр Андрейчук в отношении 600 млн. рублей, но то, что к 2020 году аэропорт станет безубыточным, могу сказать уверенно: это подтверждено нашими расчетами.

А как долго вы рассчитываете оставаться в этом кресле, чтобы потом ответить за свои слова?
– Это вопрос не ко мне, а к акционерам. Я полон желания и сил работать. Энергии, которая у меня есть, думаю, будет достаточно для того, чтобы это предприятие поднять, а с учетом того, что сформировалась сильная команда, я во всем уверен.

Мой вопрос, как вы догадались, вызван недолгим сроком пребывания на этом посту прежнего руководителя предприятия и не до конца ясными причинами его ухода. С чем он, по-вашему, не справился?
– Любой руководитель, если он занимается практической и хозяйственной деятельностью, имеет как плюсы, так и минусы. Есть заслуги, а есть промахи. Что касается Андрейчука, то оценивать его я не могу и не хочу, поскольку есть специальный совет директоров, который наделен этим правом. Я воздержусь от комментариев.

Дело в том, что предприятие перешло в ваши руки в плачевном состоянии. Вы приняли на себя не только большую ответственность, но и пока еще не заслуженную критику. Зачем вам это?
– Наверное, чтобы сломать стереотип проблемного актива правительства Кировской области. Я еще в силу своей предыдущей деятельности (когда работал в налоговой) начал сталкиваться с аэропортом, помню, что предприятие прошло не одну процедуру банкротства и каждый год ситуация с ним была нездоровая. Это было вечно убыточное предприятие, у которого всегда были большие задолженности, и которое всегда лихорадило. Надеюсь, сейчас то внимание, которое приковано к аэропорту, даст основание полагать всем, что проблемы, которые накопились за последние годы, будут при поддержке акционеров решаться.

Вы действительно в это верите или выражаете лишь позицию главного акционера аэропорта?
– Я выражаю сейчас свою позицию как генерального директора. После утверждения бизнес-плана на 2013 год я увидел, что намерения у акционеров серьезные, они понимают глубину проблем и намерены совместно решать операционные вопросы с руководством аэропорта.

Вы на какое-то время уезжали работать в Москву. Не возникнет желания бросить наше проблемное «Победилово» и снова уехать?
- Киров – это мой дом, здесь моя семья, мои друзья. Поэтому даже когда я уезжал с Москву, я сюда приезжал через каждые выходные. Уезжать навсегда никогда не планировал.


Беседовала Елена Окатьева
lena.okatieva@yandex.ru


Досье
Андрей Васильевич Жданов, генеральный директор Аэропорта «Победилово».
Дата и место рождения: 1973 год, Киров.
Образование:  Всероссийский заочный финансово-экономический институт по специальности «Финансы и кредит». Прошёл подготовку в НОУ «Академия информационных систем» Stins Coman Group» (Москва) в рамках направления «Управленческий учёт предприятия».
Семейное положение: женат, трое детей.
Карьера: с 1994 по 2006 гг. работал в инспекции федеральной налоговой службы РФ по г. Кирову (последняя занимаемая должность – заместитель руководителя ИФНС по г. Кирову). С 2006 по 2010 гг. работал заместителем генерального директора по экономике и финансам ОАО «Шинный комплекс «Амтел-Поволжье». В 2010-2011 гг. возглавлял ООО «Экономико-правовую компанию «ЮрВегас» (г. Киров), с июня 2011 по сентябрь 2012 г. работал в должности заместителя генерального директора по экономике и финансам ООО Управляющей компании «Региональные объединённые системы Аквастрой» (г. Москва).
Опросник Марселя Пруста:
Какие исторические личности вызывают вашу наибольшую антипатию? Распутин.
Если не собой, то кем вам хотелось бы быть? Пилотом.
Ваше состояние духа на настоящий момент? Я оптимист.
Реформа, которую вы цените особенно высоко? Отмену крепостного права, если глубоко копнуть.
Какова ваша мечта о счастье? Хорошая работа, чтобы ты с желанием шел на нее, чтобы проблемы на ней решались, и чтобы ты возвращался домой, где тебя ждут.

VK TW
оставить комментарий
Спасибо за комментарий! Он будет опубликован после модерации
Текст сообщения
Перетащите файлы
Ничего не найдено
Защита от автоматических сообщений
 

Также читайте