Светлана Кольчурина: ремесла – язык локальной идентичности
Проект «Дымковская игрушка.Наследие Вятки», реализуемый при поддержке Президентского фонда культурных инициатив

Светлана Кольчурина: ремесла – язык локальной идентичности

08.01.2024 17:20:56 3751 0
Светлана Кольчурина презентует себя экспертом по сохранению наследия и культуры коренных народов и гордо добавляет – коми-пермячка. Человек искренне влюбленный в народность, традиции и мастерство, которые яркими вкраплениями вшиты в карту многонациональной, поликультурной России.

CheD_2023-02-24-25_page-0001.jpgВ Вятском художественном музее имени братьев Васнецовых на форуме «Народные художественные промыслы и креативные индустрии» Светлана представила снимок двух тканей: голубой и красной пестряди – традиционное изделие ткацких мастеров коми-пермяков. Такие образцы ремесла, как сказ, раскрывают порядки жизни народов, фактуру и цвета их традиций. 

«Традиции – это не нечто застывшее в прошлом, это связь сквозь время, которую мы должны развивать и предъявить современному миру. Сегодня важно говорить о традиционных знаниях. Ремесла – одно из них. Я считаю ремесла языком локальной идентичности». 

Локальная особенность культуры – это закодированная в некой форме информация, позволяющая идентифицировать территорию и людей, не спутать одних с другими. Говоря про культурное наследие, нужно понимать, что есть материальное – зашитое и предъявленное в предметах, архитектурах и есть нематериальное культурное наследие, выраженное в песнях, пословицах. Все это – индигенное знание коренных народов. 


Какие традиционные знания, сформированные и выраженные не в предметном ряде, а в устной традиции, передаются друг другу? 

Ремесла являются неотъемлемой частью материального и нематериального культурного наследия. Это и часть традиционных знаний коренных народов и местных сообществ, и сектор креативной экономики. 

Однако самое важное, ремесло – это язык, на котором рассказывают о культуре, истории и традициях своего народа. Посему на ремесленниках лежит огромная ответственность по выстраиванию диалога с современным человеком, которому продают или предъявляют изделия ручного труда.


Ремесленник не рождается за пять лет или три года 

Психолог Андерс Эриксон создал теорию 10 тысяч часов – столько времени (в годовом эквиваленте – пять лет) необходимо человеку, чтобы стать профессионалом в какой-либо области. 

Мы живем в очень быстром мире, хотим получать и достигать результатов стремительно, однако ремесло – медленный навык. Например, в Японии, чтобы ремесленнику стать профессионалом, такуми, необходимо посвятить делу 60 тысяч часов (около 30 лет жизни). 

Тех, кто сегодня продолжает работать в традиционном ремесле – можно пересчитать по пальцам одной руки, уверяет Светлана. Большинство мастеров работают в разрезе декоративно-прикладного искусства, опираясь на каноны и интерпретируя их.


Ремеслу надо дать новую жизнь и новое прочтение 

Очень важно сохранять традиционные знания и технологии, но уже с современной эстетикой и функцией. Ремесло не должно быть представлено только в музеях и выставочных залах. Оно должно выходить за пределы: появляться в офисе, отелях, гостевых домах, школах, больницах. 

Например, из образов традиционной ловли рыб на Севере, когда добычу подвешивают на веревочки для сушки, родилось не только произведение искусства с сохранившейся технологией ремесла, но и функциональная вещь – лампы в Гренландии. Выловленная треска стала доступным ремеслом и продлила знание о технологиях. 

Традиционное плетение из лозы можно вписывать в консервативный дизайн, но после смены формы и подачи ремесленное изделие начинает проявляет себя в новой жизни. 

Работая с материалом, современные ремесленники обращаются не только к форме, но и к тактильным ощущениям, природным этюдам, реверсу цветов и фактур. Тогда появляются новые «сказы о локальной идентичности» – ковры, сотканные из луговых трав деревни детства, белоснежные керамические пиалки, похожие на осенние островки снега на карельских деревьях, или элементы традиционной вышивки, сплетенные в ювелирные украшения. 

«Через эту любовь к маленьким вещам, тактильность рассказывается о территории, природе, локальных особенностях. Ремесла многое рассказывают и об индустрии путешествий – брендирование территории, услуги для туристов, события, маршруты, мастер-классы, сувениры...». 


Большинство сувенирных магазинов не рассказывают, откуда мы

CheD_2023-02-24-25_page-0002.jpg«К сожалению, большинство сувенирных магазинов в различных городах и регионах ни о чем конкретном не рассказывают. По представленной продукции, которая зачастую производится вовсе не в родном регионе, нельзя понять, откуда мы. На самом деле сувенирные магазины могут состоять из ремесленных предметов, при помощи которых можно рассказать о территории». 

Музеям, музейным экспозициям, площадкам, реализующим сувенирную продукцию, важно иметь и нести ответственность за то, что они рассказывают о своей территории, что предъявляют миру о народности и локальности. Светлана Кольчурина привела в пример коми-проект «КЕРКА. Искусство жить на Севере». Его целью стало переосмысление подходов к развитию локального ремесленничества, его интеграция с дизайном, а финальным штрихом стал каталог с представленными традиционными ремесленными изделиями, вписанными в мир современного человека. Проект вдохновил дизайнеров на создание небольшого магазина, откуда туристы с рвением увозят не просто декоративный сувенир, а полезную вещь, рассказывающую о территории. 

«Ремесленники создают те сувениры, которые хочется увезти. Важно делать ремесло очень живым, предметным, помогающим понимать культуру, когда с точностью можно сказать: «Это из Коми». Ни на одной вещи не написано «Коми», но дух республики передан в цветах, фактурах, орнаментах. О регионе можно говорить и без нейминга. Именно такое использование дает жизнь ремеслу».


VK TW
оставить комментарий
Спасибо за комментарий! Он будет опубликован после модерации
Текст сообщения
Перетащите файлы
Ничего не найдено
Защита от автоматических сообщений