Светлана Кольчурина: ремесла – язык локальной идентичности
В Вятском художественном музее имени братьев Васнецовых на форуме «Народные художественные промыслы и креативные индустрии» Светлана представила снимок двух тканей: голубой и красной пестряди – традиционное изделие ткацких мастеров коми-пермяков. Такие образцы ремесла, как сказ, раскрывают порядки жизни народов, фактуру и цвета их традиций.
«Традиции – это не нечто застывшее в прошлом, это связь сквозь время, которую мы должны развивать и предъявить современному миру. Сегодня важно говорить о традиционных знаниях. Ремесла – одно из них. Я считаю ремесла языком локальной идентичности».
Локальная особенность культуры – это закодированная в некой форме информация, позволяющая идентифицировать территорию и людей, не спутать одних с другими. Говоря про культурное наследие, нужно понимать, что есть материальное – зашитое и предъявленное в предметах, архитектурах и есть нематериальное культурное наследие, выраженное в песнях, пословицах. Все это – индигенное знание коренных народов.
Какие традиционные знания, сформированные и выраженные не в предметном ряде, а в устной традиции, передаются друг другу?
Ремесла являются неотъемлемой частью материального и нематериального культурного наследия. Это и часть традиционных знаний коренных народов и местных сообществ, и сектор креативной экономики.
Однако самое важное, ремесло – это язык, на котором рассказывают о культуре, истории и традициях своего народа. Посему на ремесленниках лежит огромная ответственность по выстраиванию диалога с современным человеком, которому продают или предъявляют изделия ручного труда.
Ремесленник не рождается за пять лет или три года
Психолог Андерс Эриксон создал теорию 10 тысяч часов – столько времени (в годовом эквиваленте – пять лет) необходимо человеку, чтобы стать профессионалом в какой-либо области.
Мы живем в очень быстром мире, хотим получать и достигать результатов стремительно, однако ремесло – медленный навык. Например, в Японии, чтобы ремесленнику стать профессионалом, такуми, необходимо посвятить делу 60 тысяч часов (около 30 лет жизни).
Тех, кто сегодня продолжает работать в традиционном ремесле – можно пересчитать по пальцам одной руки, уверяет Светлана. Большинство мастеров работают в разрезе декоративно-прикладного искусства, опираясь на каноны и интерпретируя их.
Ремеслу надо дать новую жизнь и новое прочтение
Очень важно сохранять традиционные знания и технологии, но уже с современной эстетикой и функцией. Ремесло не должно быть представлено только в музеях и выставочных залах. Оно должно выходить за пределы: появляться в офисе, отелях, гостевых домах, школах, больницах.
Например, из образов традиционной ловли рыб на Севере, когда добычу подвешивают на веревочки для сушки, родилось не только произведение искусства с сохранившейся технологией ремесла, но и функциональная вещь – лампы в Гренландии. Выловленная треска стала доступным ремеслом и продлила знание о технологиях.
Традиционное плетение из лозы можно вписывать в консервативный дизайн, но после смены формы и подачи ремесленное изделие начинает проявляет себя в новой жизни.
Работая с материалом, современные ремесленники обращаются не только к форме, но и к тактильным ощущениям, природным этюдам, реверсу цветов и фактур. Тогда появляются новые «сказы о локальной идентичности» – ковры, сотканные из луговых трав деревни детства, белоснежные керамические пиалки, похожие на осенние островки снега на карельских деревьях, или элементы традиционной вышивки, сплетенные в ювелирные украшения.
«Через эту любовь к маленьким вещам, тактильность рассказывается о территории, природе, локальных особенностях. Ремесла многое рассказывают и об индустрии путешествий – брендирование территории, услуги для туристов, события, маршруты, мастер-классы, сувениры...».
Большинство сувенирных магазинов не рассказывают, откуда мы
Музеям, музейным экспозициям, площадкам, реализующим сувенирную продукцию, важно иметь и нести ответственность за то, что они рассказывают о своей территории, что предъявляют миру о народности и локальности. Светлана Кольчурина привела в пример коми-проект «КЕРКА. Искусство жить на Севере». Его целью стало переосмысление подходов к развитию локального ремесленничества, его интеграция с дизайном, а финальным штрихом стал каталог с представленными традиционными ремесленными изделиями, вписанными в мир современного человека. Проект вдохновил дизайнеров на создание небольшого магазина, откуда туристы с рвением увозят не просто декоративный сувенир, а полезную вещь, рассказывающую о территории.«К сожалению, большинство сувенирных магазинов в различных городах и регионах ни о чем конкретном не рассказывают. По представленной продукции, которая зачастую производится вовсе не в родном регионе, нельзя понять, откуда мы. На самом деле сувенирные магазины могут состоять из ремесленных предметов, при помощи которых можно рассказать о территории».
«Ремесленники создают те сувениры, которые хочется увезти. Важно делать ремесло очень живым, предметным, помогающим понимать культуру, когда с точностью можно сказать: «Это из Коми». Ни на одной вещи не написано «Коми», но дух республики передан в цветах, фактурах, орнаментах. О регионе можно говорить и без нейминга. Именно такое использование дает жизнь ремеслу».