Вятские бренды. Легенды – разборка из свежего номера журнала «Человек Дела-Киров»
Военное качество мирной продукции
Особенность товаров народного потребления, которые в свое время производились на кировских военных заводах – отменное качество. Ведь специалисты оборонных предприятий лучше всех знали, как достичь безопасности. Еще один пример тому – микроволновая печь «Лена» завода «Маяк».
Ее выпустили в количестве 17 000 экземпляров.
Модель разошлась по всей стране. Это была самая надежная микроволновая печь – изнутри она была защищена свинцовыми плитами. «Лену» можно найти и сегодня. Правда, уже бывшую в употреблении. Продавцы утверждают, что изделие вполне рабочее.
Технологии – итальянские, масштабы – советские
В 1978 году «Нововятский механический завод» начал выпускать кухонные бытовые электроплиты под торговой маркой «Электра 1001». Для ее производства применяли итальянские технологии.
Это событие определило направление развития компании – производство бытовой техники – на несколько десятилетий.
На заводе много экспериментировали. К примеру, первыми начали изготавливать встраиваемые варочные панели духовых шкафов, внедрили технологию создания плит со стеклокерамическим столом, выпустили газовую плиту с электрической духовкой.
В 1981 году электроплите был присвоен Государственный Знак качества. В 80-х-начале 90-х годов «Нововятский механический завод» стал крупнейшим производителем электроплит в Советском Союзе. География поставок охватывала буквально все регионы страны – от Калининграда до Петропавловска-Камчатского. Кировские электроплиты поставляли и в страны СНГ: Казахстан, Белоруссию, Таджикистан, Азербайджан, Монголию, Кыргызстан, Украину и Афганистан.
К 1991 году завод выпустил 6 000 000 электроплит.
Медвежонок на колесах и составной
В 1953 году завод №32 – сегодня известный как «Авитек» – начал освоение трехколесных велосипедов «Медвежонок».
Повод для его появления в линейке продукции в основном военного предприятия достаточно бытовой. Во время Великой Отечественной войны «Авитек» был, как и многие производства, эвакуирован в наш регион. В Киров прибыло много специалистов вместе со своими семьями. Часто с собой у них был минимальный набор вещей, однако жизнь надо было налаживать. Поэтому на заводе среди прочего массово изготавливали, к примеру, посуду, утюги и лампы.
В 1954 году завод изготавливает порядка 100 000 «Медвежат» для разных регионов страны.
Стоимость велосипеда «Медвежонок» составляла 123 рубля. В то же время средняя зарплата по стране была равна 699 рублям, а стоимость килограмма сливочного масла – 25 рублей.
В 50-х-60-х годах завод выпускает одноименный конструктор для детей. Они были в восторге от него! Впрочем, до сих пор люди его помнят и ищут на виртуальных торговых площадках, готовые купить за любую цену.
Покоритель трасс и бездорожья
Местное транспортное средство, которое покорило буквально всю страну, – это, конечно, мотороллер «Вятка» производства «Вятскополянского машиностроительного завода».
В 50-е годы мотороллер в Советском Союзе был необычным, чуть ли не экзотическим видом транспорта. Но западные тренды так или иначе проникали в страну и находили свое переосмысление. Так и вятскополянские специалисты за основу взяли известный итальянский мотороллер «Веспа».
Однако наш вариант подчинял себе не только автомобильные трассы, но и бездорожье. На нем с удовольствием рассекала молодежь, люди постарше ездили на рыбалку и охоту.
В 1962 году количество мотороллеров «Вятка ВП-150» перевалило за 100 000 единиц.
Сегодня последние модели можно купить примерно за 200 долларов. А вот самые первые – раритет – обойдутся значительно дороже.
Все хотят лыжи «Россия»
В 1932 году в Кирове заложено новое деревообрабатывающее предприятие, известное в наши дни как «Нововятский лыжный комбинат».
Вначале завод состоял всего из трех цехов, где изготавливали ульи, пиломатериалы, сборные силосные башни и многое другое.
Поворотным моментом стало начало Великой Отечественной войны. Именно в это время в связи с фронтовой необходимостью запустили производство лыж и лыжных палок.
С 1941 по 1945 годы было изготовлено и отправлено на фронт 350 000 пар лыж для Красной Армии, восстановлено 56 000 пар лыж и 94 000 лыжных палок.
В 60-е годы комбинат в Нововятске стал крупнейшим предприятием подобного профиля. Огромным спросом пользовались «Малютка» для советских малышей, «Турист» для подростков, «Кировские» для спортсменов, «Россия» для профессионалов.
В конце 1968 года на комбинате выпускали почти 2 000 000 пар лыж в год.
Лыж все равно не хватало. Особенно таких, как «Россия». Со всей страны писали обращения на предприятия и письма в газеты, что не могут купить гоночные лыжи.