Вятские бренды. Легенды – разборка из свежего номера журнала «Человек Дела-Киров»

Вятские бренды. Легенды – разборка из свежего номера журнала «Человек Дела-Киров»

Александра Михалёва 07.01.2024 18:00:25 4247 0
Кто вы? В каком месте родились? Что связывает вас с ним: особые воспоминания, уникальные личности или, возможно, вещи из вашего прошлого и настоящего? Скорее всего – всё перечисленное. Однако именно значимые вещи из нашего прошлого способны сохранить и передать особую атмосферу эпохи и крепкую связь каждого человека с ней. Со временем они становятся символами и даже легендами. Вспомним самые известные бренды Вятки, которые в свое время «прогремели» на всю страну, а сейчас вызывают приятную ностальгию.

Военное качество мирной продукции

photo_2024-01-07_17-37-00 (2).jpgОсобенность товаров народного потребления, которые в свое время производились на кировских военных заводах – отменное качество. Ведь специалисты оборонных предприятий лучше всех знали, как достичь безопасности. Еще один пример тому – микроволновая печь «Лена» завода «Маяк». 

Ее выпустили в количестве 17 000 экземпляров. 

Модель разошлась по всей стране. Это была самая надежная микроволновая печь – изнутри она была защищена свинцовыми плитами. «Лену» можно найти и сегодня. Правда, уже бывшую в употреблении. Продавцы утверждают, что изделие вполне рабочее.

Технологии – итальянские, масштабы – советские

photo_2024-01-07_17-37-53.jpgВ 1978 году «Нововятский механический завод» начал выпускать кухонные бытовые электроплиты под торговой маркой «Электра 1001». Для ее производства применяли итальянские технологии. 

Это событие определило направление развития компании – производство бытовой техники – на несколько десятилетий. 

На заводе много экспериментировали. К примеру, первыми начали изготавливать встраиваемые варочные панели духовых шкафов, внедрили технологию создания плит со стеклокерамическим столом, выпустили газовую плиту с электрической духовкой. 

В 1981 году электроплите был присвоен Государственный Знак качества. В 80-х-начале 90-х годов «Нововятский механический завод» стал крупнейшим производителем электроплит в Советском Союзе. География поставок охватывала буквально все регионы страны – от Калининграда до Петропавловска-Камчатского. Кировские электроплиты поставляли и в страны СНГ: Казахстан, Белоруссию, Таджикистан, Азербайджан, Монголию, Кыргызстан, Украину и Афганистан. 

К 1991 году завод выпустил 6 000 000 электроплит.

Медвежонок на колесах и составной

photo_2024-01-07_17-39-11.jpgВ 1953 году завод №32 – сегодня известный как «Авитек» – начал освоение трехколесных велосипедов «Медвежонок». 

Повод для его появления в линейке продукции в основном военного предприятия достаточно бытовой. Во время Великой Отечественной войны «Авитек» был, как и многие производства, эвакуирован в наш регион. В Киров прибыло много специалистов вместе со своими семьями. Часто с собой у них был минимальный набор вещей, однако жизнь надо было налаживать. Поэтому на заводе среди прочего массово изготавливали, к примеру, посуду, утюги и лампы. 

В 1954 году завод изготавливает порядка 100 000 «Медвежат» для разных регионов страны. 

Стоимость велосипеда «Медвежонок» составляла 123 рубля. В то же время средняя зарплата по стране была равна 699 рублям, а стоимость килограмма сливочного масла – 25 рублей. 

В 50-х-60-х годах завод выпускает одноименный конструктор для детей. Они были в восторге от него! Впрочем, до сих пор люди его помнят и ищут на виртуальных торговых площадках, готовые купить за любую цену.

Покоритель трасс и бездорожья

photo_2024-01-07_17-40-47.jpgМестное транспортное средство, которое покорило буквально всю страну, – это, конечно, мотороллер «Вятка» производства «Вятскополянского машиностроительного завода». 

В 50-е годы мотороллер в Советском Союзе был необычным, чуть ли не экзотическим видом транспорта. Но западные тренды так или иначе проникали в страну и находили свое переосмысление. Так и вятскополянские специалисты за основу взяли известный итальянский мотороллер «Веспа». 

Однако наш вариант подчинял себе не только автомобильные трассы, но и бездорожье. На нем с удовольствием рассекала молодежь, люди постарше ездили на рыбалку и охоту. 

В 1962 году количество мотороллеров «Вятка ВП-150» перевалило за 100 000 единиц. 

Сегодня последние модели можно купить примерно за 200 долларов. А вот самые первые – раритет – обойдутся значительно дороже.

Все хотят лыжи «Россия»

photo_2024-01-07_17-41-32.jpgВ 1932 году в Кирове заложено новое деревообрабатывающее предприятие, известное в наши дни как «Нововятский лыжный комбинат». 

Вначале завод состоял всего из трех цехов, где изготавливали ульи, пиломатериалы, сборные силосные башни и многое другое. 

Поворотным моментом стало начало Великой Отечественной войны. Именно в это время в связи с фронтовой необходимостью запустили производство лыж и лыжных палок. 

С 1941 по 1945 годы было изготовлено и отправлено на фронт 350 000 пар лыж для Красной Армии, восстановлено 56 000 пар лыж и 94 000 лыжных палок. 

В 60-е годы комбинат в Нововятске стал крупнейшим предприятием подобного профиля. Огромным спросом пользовались «Малютка» для советских малышей, «Турист» для подростков, «Кировские» для спортсменов, «Россия» для профессионалов. 

В конце 1968 года на комбинате выпускали почти 2 000 000 пар лыж в год. 

Лыж все равно не хватало. Особенно таких, как «Россия». Со всей страны писали обращения на предприятия и письма в газеты, что не могут купить гоночные лыжи.

VK TW
оставить комментарий
Спасибо за комментарий! Он будет опубликован после модерации
Текст сообщения
Перетащите файлы
Ничего не найдено
Защита от автоматических сообщений