Александр Басманов: «С зарядками для электромобилей главное – не опоздать» – интервью газеты

Александр Басманов: «С зарядками для электромобилей главное – не опоздать» – интервью газеты

Анастасия Белова 31.07.2022 20:20:16 1410 0

Рынок электромобилей развивается стремительными темпами, всё больше авто на «батарейках» появляется и в Кирове. Особенно когда возникает «точка притяжения» – специализированная заправка. В теории первична инфраструктура, в нашем городе пока наоборот. В такой ситуации высока вероятность появления иногороднего игрока, потому что в этом бизнесе реально в долгосрок делать большие деньги. Нужно лишь это осознать местным предпринимателям. Об этом в интервью «Бизнес новостям» рассказал основатель клуба владельцев электрокаров «EV club», руководитель компании Progressive Cars Александр Басманов.

БН: Александр, как меняется динамика числа владельцев электромобилей в Кирове?

– Увеличивается в геометрической прогрессии. В первую очередь это связано с экономией и удобством. Такие автомобили не требуют обслуживания (цена на него растет постоянно, в этом году особенно, потому что многие запчасти ушли с рынка), а это уже экономия до 150 тысяч рублей в год. К покупке такого транспорта подстегивает его экологичность. И привычка: когда едешь в полной тишине, нигде ничего не скрежещет-не шуршит, – к такому комфорту очень быстро привыкается. Это как ехать на премиальном автомобиле с очень сильной шумоизоляцией.

Ну и самое главное – ходовые качества. Любой электромобиль – неважно, дорогой или дешевый – всегда будет быстрее, маневреннее, чем многие другие авто на дороге: 95% автомобилей со светофора он может выиграть, даже самый базовый. Стандартному двигателю внутреннего сгорания нужно сначала раскрутить обороты, чтобы пошло тяговое усилие. У электромобиля крутящий момент, стартовое тяговое усилие доступно сразу: нажал педаль – машина пошла.

БН: А как останавливается?

– То же самое, система торможения устроена намного лучше. Стандартный автомобиль – это дисковые или барабанные тормоза, а в электро установлена система рекуперации. Машина тормозит за счет двигателя (поэтому электромобиль ездит очень долго на одних и тех же колодках), плюс есть и стандартная система торможения, такая двойная. Как правило, все электрические автомобили могут быстро останавливаться как вкопанные.

Торможение, разгон и управляемость опять же лучше за счет развесовки. В большинстве случаев батарея электромобиля находится по центру, на полу. Это идеально. Недаром все спортивные автомобили стремятся разместить центр тяжести посередине. У электромобиля это доступно сразу.

БН: Официальная статистика по количеству авто есть? В прошлом году, отвечая на наш запрос, в профильном министерстве сообщили о 51 зарегистрированном электромобиле в Кировской области.

  – Если судить по нашему клубу, два года назад число автовладельцев составляло 20, примерно год назад 40. Сейчас больше 100 одноклубников. Это только те, кто есть в чате. Если учесть, что в нем состоит примерно каждый третий владелец электрокара, получается примерно 300 человек. Это 300 разных машин, и новые всё появляются. Среди участников чата даже есть своеобразная игра: видим в городе новый авто, фотографируем и определяем чей. Динамика роста очень ощутима. В среднем за неделю в городе появляется не меньше 5.

И встают на учет, хотя в ГИБДД какая-то другая статистика. Администрация недавно говорила про 20 электромобилей в городе. Это невозможно: на недавнем нашем автопробеге было больше 30-ти.

БН: Не регистрируют? Или владельцы оформлены на территории других регионов?

– В том-то и дело, что регистрируют. Не знаю, почему такая статистика. То, что из других городов или не ставят на учет… Не совсем правда, потому что – особенно гражданские версии электромобилей – как правило, все ставят на учет, чтобы по улицам ездить без проблем.

БН: Вы занимаетесь поставками автомобилей в Киров. Как на бизнесе сказались санкции? Спрашиваю в первую очередь об отношениях с поставщиками и логистических цепочках.

– Всё стандартно, ничего не поменялось. Я занимаюсь б/у электромобилями, которые завожу на физических лиц. Поставщики – это страны. В них существует специальные аукционы, в которых моя компания официально участвует – на аукционах Японии, Америки, Кореи, Китая и даже Европы. Все автомобили завозим напрямую, без посредников в России. Безусловно, есть партнеры: компании-перевозчики, которые находятся за границей, брокерские фирмы, которые помогают растаможить автомобиль. Но сам процесс, вся эта цепочка поставки (поверьте, очень сложная, раньше было проще) – всё работает. Сейчас, кстати, открываем направление Дубай. В ту сторону будем двигаться, там есть очень интересные мощные автомобили.

На каждом рынке свои тонкости. К примеру, гораздо выгоднее везти автомобили не напрямую из Америки, а через Белоруссию – там до 2024 года в рамках Евразийского союза отменен НДС, поэтому сразу 20% из стоимости автомобиля минус.

БН: Какова доля гибридов среди электромобилей?

– Долю не скажу, потому что официальных статистических данных нет, но с каждым годом их количество растет. Это, повторюсь, не только расход топлива, но и динамика. Если взять один и тот же автомобиль с двигателем бензиновым и гибридным, то второй всегда будет лидировать. Гибридные двигатели быстрее разгоняются, так как у них есть батарейка, которая, как правило, находится сзади. Мы имеем двигатель спереди, батарейку сзади и опять же идет развесовка: такие лучше рулятся. Также гибриды, как правило, это дорогие автомобили (когда они были новыми, то продавались дороже), соответственно, многие топовые комплектации идут с гибридами. И еще момент: на светофорах или в пробках, когда машина едет медленно, ДВС отключается, работает только электротяга. В этот момент – на низкой скорости – машина ведет себя как электромобиль. Двигатель на гибридах работает меньше, а расходники мы меняем по километражу. Таким образом, двигатель на гибридах всегда живет дольше. И, как правило, гибридные системы очень сильно тестируют и испытывают.

БН: И, насколько понимаю, гибридам все-таки проще найти заправку?

– Заправка таким автомобилям не нужна, авто заряжается сам от двигателя, торможения и качения. Если мы хотим батарейку в автомобиле и не хотим себя ограничивать, безусловно, выбор за гибридом. Сейчас, кстати, пошли новые виды – электромобили с двигателем. То есть база электромобиля, у него нет коробки передач: основную функцию выполняет электродвигатель, а уже двигатель внутреннего сгорания работает как генератор для батарейки. У классических гибридов наоборот: ДВС выполняет основную функцию, электродвигатель – вспомогательную.

БН: С учетом развития рынка газомоторного топлива появляются ли гибриды на батарейках и на газу?

– И такие есть. Есть официальная заводская «Toyota Mirai», правда, не на газу, а на водороде. Эта новая технология. До нас пока не добралась, но по Москве несколько таких машинок бегают. В Корее есть такие авто: как «газ-бензин», так и «газ-электро», однако в Россию привезти почти нереально. Их очень мало, это лимитированные версии. В Корее вообще есть авто чисто на газу, без бензина.
Сочетание газа и электричества для экономии ресурсов было бы идеальным вариантом, но это очень дорогостоящие технологии. Но, опять же, эти авто для суперэкономистов, потому что такие машинки будут ездить немного по-черепашьи. Разгоняться быстро, на дистанции идти не очень.

Тем, кто ездит на гибридах, «газ-электро» особо и не нужен: мы и так немного денег тратим на перемещение. Кто ездит на «электричках», вообще почти денег не тратят. Только на электроэнергию. У меня в месяц уходит примерно тысяча.

БН: Этой энергией надо где-то подзарядиться. С инфраструктурой пока в городе не очень?

– Да, с ней действительно пока всё сложно. Мы со своей стороны продвигаем тему. Однако, как бы мы ни старались привлечь внимание к проблеме нехватки инфраструктуры для электромобилей, пока всё продвигается очень медленно. Надо отдать должное компании «Движение», которая год назад поставила первую быструю зарядную станцию. Без предупреждения, у нас ничего не спрашивали. Просто взяли и поставили. Для нас это было очень приятным шоком, за который мы «Движению» будем на века благодарны.

Вторая быстрая зарядная станция появилась в этом году. Поставил «Мотор», и им тоже большая благодарность. Две зарядные станции в любом случае лучше, чем одна.

Всегда призываю всех, у кого есть предпринимательские способности, ставить зарядные станции, развивать инфраструктуру, зарабатывать деньги, а мы будем ездить и благодарить вас за это. Я со своей стороны тоже собираюсь поставить такую станцию. Пока еще не решил где, но обязательно поставлю, чтобы сделать вклад в инфраструктуру города.

БН: Сетевые компании говорят, что из-за тонкостей налогового законодательства пока не знают, как продавать энергию...

– Это всё решается. Можно найти варианты. К примеру, продавать по минутам, то есть время, а не киловатты. Или баллы: покупайте баллы и тратьте их на энергию.

БН: Сейчас у нас две «общественные» зарядки. Остальные автовладельцы как решают проблему? Не только жители частных домов, но и многоквартирных?

– Когда человек приходит в мысли о покупке электромобиля, у него, как правило, уже есть понимание, где будет заряжаться – дома или на работе от обычной розетки. Никакая быстрая зарядка для этого не нужна. Быстрая нужна тем, у кого нет возможности заряжаться от обычной (а это как раз жители многоквартирных домов), или кому надо подзарядиться «здесь и сейчас». По факту в 80% случаях сегодня – пока не развита инфраструктура – люди заряжаются от обычной розетки. Приезжают, ставят как телефон и идут по своим делам.
Чтобы выехать в район, некоторые автомобилисты также просто ищут розетку 220 вольт. Зарядка от обычной розетки длится примерно 6 часов, а от электрозаправки – 30-40 мин. На сколько хватит? Для примера: «Nissan Лиф» едет без зарядки 150 км, а модели типа «Tesla» или «Audi» – 500 км.
 
БН: А в МКД провода кидают с верхних этажей?

– Есть и такие случаи, этого никто не запрещает. Если у дома нет каких-то ограничений, к примеру, не сделан дизайнерский ремонт, из-за которого невозможно «скинуть» розетку. Я в таком живу.

БН: Почему сетевики или частные компании не торопятся зайти на этот рынок?

– Они еще этого не поняли и не осознали, хотя времени на раздумья уже не остается. Приведу пример: в Белоруссии на рынок зашла компания, которая раньше вообще не была связана с зарядными станциями. Буквально за два года она заняла примерно 80% рынка страны по установке зарядных станций, став по факту монополистом – как «Роснефть» или «Лукойл». Заняла нишу, и сейчас обычному обывателю очень сложно на этот рынок зайти. И в Белоруссии сразу – огромный рост продаж электромобилей. Огромный! Зачем ездить на бензине, если кругом зарядные станции? Лично в Минске видел, что там на каждом подходящем участке дороги стоят эти станции. Где-то чуть мощнее, где-то чуть слабее, но они везде. А у нас? К примеру, в районе здания правительства должна стоять хотя бы одна зарядка.

Рано или поздно это всё равно придет к нам. Просто пока никто не сообразил, что на этих станциях можно сделать основательные деньги, которые будут идти долгое время. Это как поставить свою заправку в 90-е.

Безусловно, на первом этапе из-за малого числа станций доход будет небольшим, но это как вспышка эпидемии: вы ставите зарядную станцию в одном районе, и вокруг него сразу начинают появляться электромобилисты.

Саша обложка.jpg

БН: С появлением зарядки в районе «Грин Хауса» это ощущается? Это к вопросу, что все-таки первично – автомобили или инфраструктура.

– Это я действительно заметил: сильно увеличились запросы на привоз автомобилей с той стороны города и число таких авто. С ростом инфраструктуры действительно меняется политика рынка. Яркий пример – Норвегия. Там за последнее время очень сильно развили инфраструктуру зарядных станций, и за 2021 год в лидерах продаж в Норвегии по новым атомобилях стала «Tesla». Вы представьте, чтобы в России самыми продаваемыми стали электромобили? Такая тенденция наблюдается по всей Европе. Это говорит о том, что, во-первых, инфраструктура в этих странах развивается быстрее, чем у нас. Во-вторых, люди выбирают электротранспорт, причины я уже объяснил.

БН: Так что все-таки первично? В теории и на практике?

– Первична инфраструктура. Она толкает развитие рынка, стимулирует людей к покупке электромобиля. Но у нас в городе наоборот: сначала купили электромобиль, уже потом появились зарядные станции.

БН: Когда у вас появился электромобиль?

– Три года назад. До этого я на них просто катался. Мне они нравились, но не было возможности приобрести. Привез его сам, протестировал. Для меня в тот момент умерли все автомобили с двигателями внутреннего сгорания, потому что они так не едут. И сразу, буквально за несколько месяцев, ощутил прибавление денег в кармане. Не надо тратить на бензин, на глупые расходники, которые постоянно надо менять, на масло и так далее. Любой владелец автомобиля меня поймет, особенно владелец электромобиля.

БН: От скольких и до скольких стоит сегодня электромобиль?

– Более-менее хороший – от 600 тысяч рублей, под заказ – от 500. Верхний предел?.. До бесконечности, на сколько карман позволит. Их сейчас появляется огромное множество: китайские дорогие машины, американские дорогие машины… Даже российские сейчас появляются. Точнее, всё хотят появиться. Каждый год. Но, к сожалению (или к счастью) не появляются. При этом надо понимать, что стоимость электромобилей всегда дороже, чем обычных, потому что это новые технологии. Большинство оснащены инновационной техникой, экранами, как у «Теслы», оптикой. Новые технологии всегда стоят дороже.

БН: Продают ли такие машины автосалоны?

– Официально в России продавался «BMW i3» в автосалонах этого бренда. Год-два назад в автосалонах «Мерседес» появился «Mercedes-Benz EQC». Примерно год назад конкретно в Кирове анонсировали появление «Audi e-tron». Движение хоть какое-то началось совсем недавно. В салонах, как правило, продаются премиальные марки, «народных» нет.

БН: Почему у нас до сих пор нет заправки у того же здания правительства? Движение должно быть со стороны ее потенциального владельца, чиновников, ресурсников, автовладельцев или еще кого-то?

– Много нюансов. Если говорить про потенциального владельца, в первую очередь, надо иметь в собственности землю или возможность для ее аренды. Во-вторых, необходимо закупить оборудование. Оно дорогостоящее: средняя станция стоит 1,5 млн рублей. Она быстрая, а так как быстрая, необходимо подводить коммуникации для электричества. Не во всех точках города есть доступ к мощным сетям. Особенно в центре: это всё нужно согласовывать, готовить целый проект, проходить бюрократию, искать варианты.

Дело здесь даже не в правительстве, потому что частники давно могли этим заняться. Это как с «яйцом или курицей». Никто на сегодня не понимает, сколько заработает на этой заправке, так как ее не ставил. Если бы поставил – понял, сколько заработает, но так как не понимает – не ставит. Бесконечный круг, из-за которого частники не устанавливают станции. Да и, думаю, прямо сейчас они будут не особо доходными, потому что, повторюсь, должна быть либо земля в собственности, либо субсидирование со стороны государства.

БН: В программу субсидирования развития электомобильной инфраструктуры Кировская область не вошла.

– Мы продолжаем работать над этой темой. С Алексеем Журавлёвым (замглавы министра строительства, энергетики и ЖКХ, – ред.) написали письмо-обращение к кировским компаниям, которые потенциально готовы заняться станциями. Пока откликнулась только одна, им интересно. Хотят завозить эти устройства в Киров и продавать, а начать с установки тестовой станции. Массово бизнес не особо к этому готов.

Всегда говорю: поймите, всё это – вопрос времени. Число электромобилей будет расти, и всегда найдутся энтузиасты, которые увидят, что эта ниша не закрыта, и начнут закрывать. Зайдет иногородний игрок – и всё, закроет рынок. Тогда наши местные предприниматели уже не смогут как минимум развиваться как сетевые компании. Это рано или поздно произойдет, вопрос времени.  Нашим предпринимателям с зарядками для электромобилей главное – не опоздать.

БН: Насколько перспективны многофункциональные станции, к примеру, зарядная и точка общепита? Не исключено, что выручка с этих смежных услуг будет больше, чем от самой зарядки?

– Безусловно перспективны. Сейчас по франшизе такие продаются – сразу кофейня и зарядная станция. В целом зарядки и так устанавливают рядом с точками по оказанию услуг: торговыми центрами, кафе, досуговыми заведениями, чтобы было где провести время.

Саша внутрь.jpg

БН: По времени заправки не как бензин заправить…

– Кстати, недавно провел эксперимент. Приехал в час пик на заправку «Лукойла» на пересечении Октябрьского проспекта и Карла Маркса. Угадайте, сколько времени там провел, чтобы заправиться бензином? 45 минут!  Поэтому я бы не сказал, что зарядка электромобиля это «что-то с чем-то». На бензине машины в очереди по чуть-чуть, но двигаются, и создается это ощущение движения. Если мы сходим в магазин, в туалет, возьмем кофе, закупимся шоколадками, время проходит. То есть заправка обычного автомобиля занимает не настолько уж и меньше времени.

БН: Из-за пожарных требований в уже введенных в эксплуатацию жилых зданиях с устройством зарядной станции сложно. А, на ваш взгляд, насколько правильно в целом в нормативных документах и в проектной документации новых застроек закладывать такие станции?

– Эта тема в первую очередь зависит от застройщиков. В старых домах никто не будет такие зарядки устанавливать, еще большой вопрос – как договориться с собственниками дома. А в новых – да, застройщики могли бы двинуть эту тему. Но им самим пока что не интересно. Интересно станет потом, когда конкуренция начнется. Кстати, эта тема с зарядками актуальна при застройке новых районов в той же Москве. Они там как… элемент окружающей среды, как красивый подъезд или дизайн дома. Если нет зарядной станции поблизости, значит, дом какой-то не такой.

БН: В Москве и транспорта на электричестве больше, в том числе курсирует общественный.

– Да, но общественный на своих заряжается. Для общественного транспорта тоже есть свои быстрые станции, но они другие.

БН: На недавней встрече на площадке региональной общественной палаты вам предложили составить потенциальный список мест, где в Кирове можно разместить зарядки. Где правильно?

– Ну да, у нас вроде спросили – где хотите... Где мы хотим? Хотим везде, где можно и где дадите. Понятно, что эта игра в «кошки-мышки»: я скажу, что хочу здесь, мне ответят: здесь нельзя. А где тогда можно? Скажут: везде, где не запрещено.

Правильнее всего размещать зарядные станции в районе зон отдыха, парковых территорий, куда люди приезжают отдыхать. Многие, как правило, живут рядом с такими территориями. Возьмем для примера Порошино: там зарядка никогда не будет без посетителей. Элементарно станции устанавливают вдоль улиц: таких много в Москве, в Белоруссии. По Москве едешь – и парковка, парковка, парковка, а на них стоят авто и заряжаются. Где угодно можно разместить, в этом и большое преимущество такой станции – не надо где-то рыть землю и закапывать резервуары, выполнять огромную массу нормативных требований, тратить миллионы рублей. Базовая электростанция стоит от 800 тысяч рублей. Установить такую может позволить себе, конечно, не любой, но многие. Ставит рядом со своим домом собственную базовую станцию, если есть автомобиль – использует, и дополнительно делает деньги.

БН: Только надо все-таки найти доступ к ресурсу и попасть в федеральную программу на получение субсидирования для установки таких станций...

– Программа действительно отличная. Она предполагает покрытие, конечно, затрат не в полном объеме, но до 60% от стоимости самой станции (но не более 1,860 млн рублей) и 30% на подключение (но не более 900 тысяч), это как раз коммуникации.

БН: И опять же одно из условий попадания – понятные перспективы развития в субъекте: необходим план по стимулированию рынка в регионе и инфраструктуры.

– Я тоже участникам клуба неоднократно об этом говорю. Мы же понимаем, что это рынок будет стремительно развиваться, давайте заявляться с амбициозными планами. Реальность такова, что эти зарядки будут появляться. У нас появится шанс все-таки попасть в эту федеральную программу. Пока желающих активистов и среди нас не так много. Как правило, электромобилисты – это обычные люди, у которых есть свои дела и свои бизнесы. Они все-таки больше автомобилисты, а не фанатики, готовые на всё, чтобы инфраструктура развивалась. Сегодня те, кто катается на электромобилях, в большинстве своем свои вопросы решают и закрывают самостоятельно.

БН: А вы больше автомобилист или фанатик?

– Я... возложил на себя миссию по созданию клуба. Так как его организовал, приходится отвечать на запросы как основателю. В принципе, я не против. Мне эта тема очень интересна. Очень люблю посвящать людей в эту историю, потому что многие до сих пор не знают, что у нас в городе на дорогах ездят такие автомобили. Очень люблю наполнять город электромобилями, поэтому и вожу. Чем их становится больше – а их становится больше, – тем мне как-то на душе спокойнее. В этом вижу развитие нашего города. 

https://t.me/businessnewskirov
https://vk.com/bnkirov

VK TW
оставить комментарий
Спасибо за комментарий! Он будет опубликован после модерации
Текст сообщения
Перетащите файлы
Ничего не найдено
Защита от автоматических сообщений
 

Также читайте