Для чего нам промтуризм? — материалы газеты

Для чего нам промтуризм? — материалы газеты

Елизавета Захарова 28.04.2025 11:20:20 1088 1

Что общего между конвейером завода и инвестиционной привлекательностью региона? Ответ – промышленный туризм. Сегодня 82 субъекта России уже внедряют его как инструмент экономического развития и позиционирования региона. В 2024 году в Кировской области турпоток в этом направлении составил 18 тысяч человек. Зачем регионам нужен промышленный туризм и насколько предприятия нашего региона вовлечены в развитие такого направления туризма – эти вопросы обсуждали на II Всероссийском туристическом конгрессе «Киров – Ворота Русского Севера».

Взаимосвязь направлений

По оценке ВНИЦ R&C, российские регионы развиваются как центры событийного и промышленного туризма. Первый нацелен на привлечение гостей в регион и увеличение турпотоков, что реализуется за счет проведения мероприятий. Задача промтуризма – повышать инвестиционную привлекательность региона, формировать его положительный образ как территории перспективных экономических возможностей.

При этом обе сферы взаимосвязаны, поскольку туристические мероприятия влияют на повышение конкурентоспособности и устойчивости экономики регионов.

Эксперты выделяют четыре направления влияния делового туризма на развитие региона.

1. Имидж и продвижение: узнаваемость бренда региона на внутреннем и внешнем рынках, развитие региона как экономического и инновационного центра, привлекательность для инвестиций и организации бизнеса в качестве туристического центра.

2. Экономика. Это может выражаться в количестве и сумме подписанных договоров, объеме привлеченных инвестиций, доходах игроков рынка, количестве новых участников, а также в объеме доходов в бюджет региона.

3. Социальная сфера: количество созданных рабочих мест в различных отраслях экономики.

4. Внешние связи: количество экономических и культурных связей территории.

Бизнес-интерес

Методолог и эксперт Всероссийского акселератора «Открытая промышленность» Агентства стратегических инициатив Наталья Кисельникова в своем выступлении подчеркнула, что, несмотря на всё еще распространенное заблуждение о том, что промышленный туризм ограничивается только производственной экскурсией, многие предприятия уже приходят к осознанию: промтуризм – отличный инструмент для коммуникации с поставщиками, производителями, потенциальными сотрудниками и клиентами.

«Кому нужен промышленный туризм? Во-первых, самому региону для укрепления имиджа и четкого позиционирования себя на экономической карте России. Во-вторых, предприятиям для улучшения кадрового и технологического потенциала. Но больший запрос на развитие промтуризма в регионах идет от сотрудников предприятий, которые хотят показать производство, потому что гордятся местом, где работают, и тем, что делают. Кроме того, промышленный туризм нужен туристической отрасли: 70% туроператоров нуждаются в дополнительных маршрутах из-за запроса туристов на посещение промышленных предприятий. Это связано с тем, что общество переходит от экономики потребления к экономике впечатлений. Туристам важно знать не только достопримечательности, но и понимать, чем живут люди из разных регионов», – сказала эксперт.

Каждое предприятие может самостоятельно развивать промышленный туризм на своей площадке. Однако, как отметила Наталья Кисельникова, в 82 регионах России уже внедрена методология и разработаны стратегии развития этого направления.

Система в Кировской области

Ситуацию с промышленным туризмом в Кировской области оценили студенты и преподаватели института экономики и менеджмента ВятГУ, проведя аналитическое исследование совместно с министерством промышленности, предпринимательства и торговли Кировской области. В нем приняли участие 54 предприятия области. Результаты были представлены на секции второго дня конгресса.

Кировская область считается промышленным регионом с большим количеством развитых отраслей. Однако с точки зрения туризма в пятерку лидеров вошли химическая отрасль, машиностроение и металлообработка, пищевая промышленность, металлургическое производство и лесоперерабатывающий комплекс.

Цель организации промышленного туризма регион на основе мнений предприятий определяет самостоятельно. Для Кировской области выделили пять приоритетов: бизнес-обмен (опыт и сотрудничество), промышленный потенциал и качество продукции, удержание населения и профориентация молодежи, туризм, инфраструктура для промтуризма.

Для компаний региона главной целью стала профориентация молодежи и удержание кадров. Поэтому бесплатное проведение производственных экскурсий — одна из характерных черт Кировской области. Предприятия не видят в экскурсиях источник дополнительного дохода.

География промышленного туризма в Кировской области:

География промышленного туризма(вар1).png


Отраслевая структура промышленного туризма в Кировской области:

Отраслевая структура промышленного туризма.jpg

Цели предприятий от промтуризма

80% – профориентация

70% – привлечение молодых специалистов

50% – повышение имиджа предприятия.

Проблемы организации

Промышленные предприятия сталкиваются с рядом сложностей при организации экскурсий. 21% указывают на опасность производства и ограниченный доступ. 20% отмечают уровень секретности. Это создаёт сложности при организации допуска посетителей на производственную площадку, но проблему может решить музейная экспозиция. 11% не хотят отвлекать персонал от работы. Также возникают проблемы, связанные с приспособленностью помещений и территорий для проведения экскурсий.

На региональном уровне исследователи выделили следующие проблемы: непрестижность рабочих профессий, слабая вовлеченность предприятий, отсутствие системного подхода к организации экскурсий, слабая коммуникация между предприятиями и образовательными учреждениями, а также ненацеленность на туризм в выходные дни.

Для решения проблем бизнеса и повышения привлекательности промышленного туризма в Кировской области исследователи выделили для региональной команды 4 задачи:

1. Создать отраслевые промышленные туры.

2. Разработать интерактивную карту с локациями экскурсий.

3. Организовать обучающие программы для предприятий.

4. Провести областной конкурс «Лучшая промышленная экскурсия».

Елизавета Турунцева.


В ТЕМУ

Кировский бизнес позвали в онлайн-базу промтуризма

В Перми хотят создать реестр промышленных предприятий регионов России, которые проводят экскурсии по собственным производствам. Об этом на конгрессе сообщила куратор региональной команды по промышленному туризму министерства по туризму Пермского края Ольга Чудинова. Эксперт предложила предприятиям Кировской области сотрудничество в этом направлении.

Также предложил кировским предприятиям присоединиться к онлайн-карте промышленного туризма Сергей Рыжов, бизнес-консультант регионов по развитию промышленного, делового туризма и инвестиционного развития территорий. На карте будет создана метка и карточка флагманского предприятия, где будет указана вся важная для потенциального туриста информация.

Промышленный туризм – движение, которое объединяет смыслы, территории и людей. История, которая заложена первыми промышленниками, поддерживается настоящими профессионалами своего дела сегодня. Будущее, которое мы создаем вместе с целью сохранения знаний и развития передовых технологий для следующих поколений, – подчеркнул Рыжов.


Это один из материалов свежего печатного номера газеты «Бизнес новости в Кирове». Электронная версия номера по этой ссылке.
VK TW
0
Guest
В Нижнем Новгороде были на экскурсии на фабрике мороженого "Колибри" . Это тааак интересно - и по производству провели, и на каждом этапе дали попробовать - вафельные рожки, только- только отсаженное в них мороженое ( еще не застывшее), мороженое из камеры в вафельных стаканчиках . Дети сами сделали эскимо ( окунали в шоколад разного цвета). Показали старинное оборудование.
С собой дали термопакет мороженого ( ребятки, конечно, думали, что бесплатно, но это входит в цену экскурсии - мы же понимаем :).
Впечатлений много. И судя по всему, отдел маркетинга отработал это направление на "отлично", экскурсии идут постоянно.
Имя Цитировать
оставить комментарий
Спасибо за комментарий! Он будет опубликован после модерации
Текст сообщения
Перетащите файлы
Ничего не найдено
Защита от автоматических сообщений
 


Также читайте