«Инвестор смотрит на инфраструктуру и потенциальных партнеров» – глава Вятскополянского района Андрей Чернов

«Инвестор смотрит на инфраструктуру и потенциальных партнеров» – глава Вятскополянского района Андрей Чернов

11.04.2021 16:00:22 1587 0
Как власти на местах могут привлечь в район деньги и что нужно потенциальному инвестору? Где найти точки для развития сельского хозяйства и почему рынок пассажирских перевозок стал убыточным? Об этом, мессенджерах для сотрудников и «прямых» эфирах для жителей, кейсах для бизнеса и зарплатах чиновников «Бизнес новостям» рассказал глава Вятскополянского района Андрей Чернов.

БН Андрей Юрьевич, вы сегодня внепланово выезжали на встречу. Часто подобные возникают?

– Стараюсь, чтобы их количество было минимальным. Когда я пришел на этот пост в 2018 году, чтобы максимально исключить такие экстренные выезды, которые постоянно возникают у глав городов или районов, четко структурировал график. Каждое утро секретарь сообщает: где, во сколько и на сколько запланировано то или иное мероприятие. Это позволяет правильно распределить рабочее время. Чтобы пообщаться с вами, с утра запланировал 20 минут. Если появляются перерывы между встречами и есть посетители – всегда принимаю.

Иногда возникают нюансы. К примеру, сегодня из Татарстана приезжали представители «Газпрома»: нужно было срочно согласовать документы по газопроводу, который проходит по нашему району. График немного и сдвинулся. 

БН На территории района административное разделение: город отдельно, район отдельно? Верно?

– Да. Вятскополянский район территориально самый маленький, но самый густонаселенный. Многим он знаком по городу Вятские Поляны, но так исторически сложилось, что Вятские Поляны – это отдельное муниципальное образование, которое юридически отделено от Вятскополянского района. Если смотреть с точки зрения структуры органов власти, я как глава Вятскополянского района и Валерий Александрович Машкин, глава Вятских Полян, – два разных управленца. Глава города не подчиняется главе района. Я курирую город Сосновку и пгт Красная Поляна. Напрямую подчиняемся депутатам на местах: я – районной думы, глава Вятских Полян – городской. 

БН Такое разделение не означает, что проблемы у вас разные или есть какая-то внутренняя конкуренция?

– Конечно, нет. Проблемы у нас общие. Открою секрет: Валерий Александрович – это мой бывший руководитель: я долгое время работал главным энергетиком на кирпичном заводе, он какое-то время руководил заводом, поэтому мы давние знакомые. Когда Валерий Александрович – тоже в 2018 году – возглавил город Вятские Поляны, у нас обоих сразу было понимание: город и район – это единое целое. Проблемы общие, решаем вместе. 

БН Насколько Вятскополянский район интересен для инвестора?

– Всегда был интересен, в первую очередь, потому что у нас развита транспортно-дорожная инфраструктура – автомобильные, ж/д дороги. В Вятских Полянах есть разгрузочная станция для вагонов. В районе 7 действующих сельскохозяйственных предприятий. На территории Сосновки и Красной Поляны успешно работают крупные предприятия и много небольших. Когда к нам приезжают представители бизнеса из других регионов, то видят, что территория развита, поля засеяны, земля обрабатывается. У нас очень много красивых мест для отдыха, развита социальная инфраструктура.

Крепким действующим предприятием является «ИКЕА Индастри Вятка», на котором сегодня работает порядка 750 человек. Развиты и другие направления, к примеру, в Усть-Люгинском поселении работает торговый дом «Усть-Люга», где трудятся порядка 100 человек. В Сосновке много небольших предприятий, которые занимаются судостроением и реализуют свой товар, в том числе за границу – в страны бывшего СНГ. 

БН Какова сегодня ситуация на «Сосновском судостроительном заводе»?

– В 2018 году завод остановил производство. Началась стадия банкротства, сегодня процедура не завершена, ведется реализация имущества. Правительством области проведена работа по заходу инвестора. Однако основные кредиторы пока запретили производить какие-либо действия на территории завода. Обычная бюрократическая вещь: нет возможности заключить договор аренды, соответственно, инвестор здесь пока свою деятельность не ведет.

Мы в прошлом году провели несколько десятков совещаний для решения проблем завода. В декабре приезжал губернатор, он в теме, ситуацию знает изнутри. Есть вопросы, которые не могут решаться на уровне главы района. Для дальнейшей работы завода необходимо обеспечить его заказами. Как бы ни хотелось, мы на это кардинально повлиять не можем. 

БН Конкретно на вашем районе как власть на местах привлекает инвестиции?

– К примеру, в прошлом году мы командой администрации проходили обучение цифровой экономике по программе КЛИК. Разрабатывали и презентовали проект некой цифровой карты для потенциальных инвесторов. На ней должны быть указаны все действующие предприятия как крупные, так и маленькие, с их характеристиками деятельности. 

БН Зачем?

– Когда инвестор (особенно крупный) заявляется на какую-либо территорию, во-первых, он оценивает инфраструктуру, во-вторых, потенциальные предприятия, с которыми может сотрудничать. Инженерные коммуникации у нас развиты. Мы самый газифицированный район Кировской области – на 83%. И есть много небольших предприятий, которые могут выпускать для крупных сопутствующие товары. Чтобы об этом рассказать потенциальным инвесторам всей России и возникла необходимость в такой цифровой карте. Во время обучения наша команда дошла до финала, но не попала в число победителей. База создана, однако реализовать проект только силами администрации не получится. Хотя ощущаю очень серьезную поддержку и заинтересованность в таком проекте со стороны предпринимательского сообщества. Для запуска нужно провести очень много работы, связанной с законодательством, переговоров, это длительный процесс. Ну и требуются деньги. 

БН Сколько?

– По нашим подсчетам, 6-7 миллионов. Сейчас изучаем возможность их поиска за счет попадания в нацпроект или участия в грантовом конкурсе. Или планирую получить средства через наш Фонд поддержки предпринимательства. Проект очень нужный, хочется реализовать. 

БН Правильно понимаю, что ставки в районе делаете на сельское хозяйство?

– Не только, хотя у нас и действует 7 сельскохозяйственных предприятий, в том числе открываются новые перерабатывающие. В 2019 году открылось предприятие по переработке молока «Вятская легенда». В этом году на территорию Нижнешунского сельского поселения зашел инвестор с Набережных Челнов, который восстанавливает разрушенный колхоз. Сейчас завозит скот (это процедура не быстрая). Недели три назад с ним встречался, сказал, что 50 голов КРС уже завез, до 1 июня планирует еще около 500 голов завезти.

Если говорить о землях сельхозназначения, то по правому берегу свободных для аренды нет. Осталось только порядка 6 тысяч га по левой стороне, все остальные земли обрабатываются.

Поселения по понятной причине в основном массе занимаются сельским хозяйством: у нас около 2 тысяч КФХ. Соответственно, проводим много работы по программе сельской ипотеки, участвуем в грантовых конкурсах как по сельхозпредприятиям, там и КФХ. Я в прошлом году не дал сокращать штат в отделе сельского хозяйства, потому что отрасль должна работать и работает.

Сейчас прорабатываем вопрос сельхозкооперации. Для глав районов это непросто, но кооперация очень важна. 

БН Некоторые чиновники перекладывают создание таких кооперативов на бизнес. Тот, в свою очередь, не готов довериться друг другу. Как поняла, у вас власть инициатором выступает?

– Да, взяли на себя такую роль. Довели информацию до предпринимателей. Даже готовы выступить основным учредителем для кооператива или предоставить базу, потом передать собственникам. Разработана своего рода социальная карта. Это карта некого социального партнерства между кооперативом, администрацией и населением. То есть при таком подходе кооператив не только может создать предприятие, но и дополнительные социальные объекты. 

БН С какими проблемами чаще всего обращаются предприниматели?

– Одна из последних острых тем – договоры с «Купритом» и начисление платы за вывоз ТКО. Совместно с городом мы собирали предпринимателей из города и района, несколько совещаний в режиме ВКС провели с руководством регоператора. По ряду направлений «Куприт» пошел навстречу. На встрече в начале прошлого года присутствовали около 100 предпринимателей, у которых возникали проблемы. В середине января текущего года на встречу пришли примерно 15 предпринимателей, так как вопросы удалось решить. Да, пока не все. В наших чатах предпринимателей (у меня в телефоне их два – и по району, и по городу) обсуждаем. Кто-то через суд пытается решить, кто-то «полюбовно». 

БН А для главы района что является ключевой головной болью?

– Одна проблема – дороги, которые с приходом весны становятся головной болью для всех глав. Вторая проблема, наверное, ситуация с пассажирскими перевозками. 

БН На ваш взгляд, что стало причиной убыточности перевозчиков и нестабильности на этом рынке?

– Озвучу свое мнение, оно на одном из совещаний не понравилось некоторым участникам. В 2016 году в регионе было приняло постановление об изменении механизма получения компенсаций льготниками. Раньше они ездили по удостоверениям бесплатно, и провоз льготников перевозчику возмещали субсидиями из областного бюджета. После выхода постановления льготники вместо права на проезд стали получать прибавку к пенсии, рублей 300. Перевозчикам субсидию выплачивать перестали. И если раньше пенсионер – надо-не надо – ездил часто, то стал намного реже: зачем ехать каждый день, когда все дела можно делать за день, заплатив раз за билет. Пассажиропоток резко упал. Одновременно появились нелегальные перевозчики, которые возят по нашим ценам, тем самым забирая трафик. Пенсионеру без разницы на чем ехать, если стоимость одинаковая.

2016-ый год наша «Краснополянская автоколонна» еще умудрилась отработать с прибылью в 1 млн рублей, затем пошли убытки. В 2018 году убыток превысил 4 млн рублей. И автобусам ограничили топливо на заправках, пришлось срочно решать вопрос и выделять на это деньги. Тогда с помощью правительства выделили автоколонне субсидию около 3 млн рублей, в 2019 году наша субсидия составила уже около 12 млн рублей. В прошлом году выделяли, на днях вновь отдали 4,8 млн рублей. В основном деньги идут на выплаты зарплат. Помните, в ноябре сотрудники автоколонны из-за невыплаты зарплат бастовали? Решаются эти проблемы, хотя и автопарк нужно обновлять, и много еще чего. 

БН Как обстоят дела с кадрами на местах? Некоторые ведомства говорят о нехватке специалистов, к примеру, в сфере муниципальных закупок.

– Недавно ваши коллеги задавали подобный вопрос. На сегодняшний день для власти на местах это тоже одна из больных тем. Должность муниципального служащего по сравнению с другими специальностями теряет свою значимость по одной причине: низкие заработные платы. Да, как бы банально это ни звучало для читателя. Иногда можно услышать высказывания типа: «Вы же чиновники, а говорите, что зарплата маленькая». Для понимания: специалист средней категории получает не более 15 тысяч рублей.

Люди на местах, готовые работать в администрации, есть, но их становится все меньше. Часто срок работы муниципального служащего не превышает год. Кто работает дольше – заработал свою зарплату за счет предыдущих лет: идет дополнительная выплата за выслугу лет. Молодежь, к сожалению, надолго не задерживается. И на сегодняшний день недостаточно институтов развития для обучения именно муниципальных служащих. Приходится принимать на работу и обучать дополнительно самим. 

БН А менеджеров руководящего звена?

– И здесь есть проблема. На конкурс по выборам глав поселений заявляются кандидаты вплоть до водителей. 

БН На ваш взгляд, усугубляет ли ситуацию превалирование у власти на местах обязанностей над полномочиями?

– Думаю, этот фактор тоже присутствует. 131-ФЗ прописал много ответственности перед населением и государством, которые местная власть обязана исполнять. За счет бюджета, к сожалению, многое сделать нельзя – денег не хватает. Но обязанности остаются, и надзорные органы постоянно обращают на это внимание. Даже при нехватке финансирования полномочия приходится исполнять, от этого никуда не деться. 

БН Вам нет и сорока. Насколько сложно руководить в таком возрасте целым районом?

– Мне кажется, что проще, потому что люди моего возраста мобильнее, быстрее переходят в цифру, чем люди в возрасте. Мне кажется, и мышление легче работает, все это облегчает работу и успеваемость. Но, с другой стороны, опыта всегда не хватает. Чтобы он был, мы находимся в полном контакте с нашими ветеранами, пенсионерами. С бывшими главами очень тесно общаемся. Подсказывают, если что не так делаем.

БН Сотрудников больше молодых или постарше?

– В администрации, наверное, 50 на 50. Но это поистине команда! Я вернул различные спортивные мероприятия (у нас спорткоманда называется «Райком»), участвуем в турслетах, чтобы дух командный в администрации не падал. Участвуют и молодые, и постарше. Так и вопросы сообща решаем: в мессенжере создана группа администрации для решения вопросов. Все адекватно воспринимается. 

БН Как люди в возрасте относятся к новым технологиям для общения?

– Нормально, хотя не сразу приняли. Здесь была моя жесткая личная позиция – пользоваться в приказном порядке. Сейчас говорят, что нравится, что всю информацию из чатов узнают, общаются. Многие сотрудники странички в соцсетях завели. 

БН А с населением как общаетесь? Я не про личные встречи-приемы, а «цифровые»?

– Во-первых, доводим всю информацию о работе администраций района и поселений. В каждом поселении созданы странички в соцсетях, где главы комментируют, отвечают. Показываем, где, какие и как в районе проводятся мероприятия, и тиражируем их. Такого раньше не было: информация размещалась на сайте администрации. Я сам везде есть, отвечаю на вопросы в рамках моей компетенции. Раз в квартал провожу прямые эфиры, где люди, которые по каким-то причинам не могут прийти на прием, напрямую задают вопросы. 

БН В соцсетях на вопросы вы отвечаете или кто-то помогает?

– Во всех моих – только я лично. 

БН К прямым эфирам какие-нибудь заготовки вопросов готовите, как это любят делать некоторые чиновники?

– Нет. В лоб задают, без бумажек. 

БН Как вы отдыхаете. Точнее, отдыхаете ли?

– Последние три года хоть и ходил в отпуск, но с территории района никуда не уезжал. Отдыхаю вечером с семьей. А так – работа 24 на 7.

 БН Как семья к вашей работе относится?

– С пониманием. До того, как стать главой района, я был предпринимателем, руководителем спорткомплекса, долго работал на кирпичном заводе. Супруга такой режим работы понимает и адекватно реагирует. Свободное время стараюсь проводить с детьми: у меня сын и дочка. 

БН Вы несете и общественную нагрузку. К примеру, являетесь членом экспертного совета при молодежном парламенте Госдумы. Зачем вам это?

– Долгое время я был экспертом Центра общественного контроля по вопросам ЖКХ при региональной Общественной палате. Когда постоянно участвуешь в подобной работе, обсуждении проблематики, ищешь пути решения проблем, то определяешь для себя точки, по которым интересно работать. Появилась возможность заявиться в экспертный совет – подал заявку, одобрили, включили. Пока провели первое собрание, больше организационного плана, хотя уже и обменялись какими-то кейсами с экспертами из других регионов. К примеру, по механизмам работы с бизнесом. Делимся информацией о появлении новых видов предпринимательской деятельности, о которых можем рассказать на своей территории. Допустим, узнал кейс о предпринимателе, который купил станок и занимается очисткой грецких орехов. Бизнес оказался прибыльным – доход от одного станка около 50 тысяч рублей в месяц. Такие кейсы подскажу людям, которые ищут себя в бизнесе на нашей территории. В свою очередь, я тоже готов делиться своим опытом. Планирую про проект цифровой карты рассказать. Если такая общественная работа поможет развитию территорий, это же здорово!

Беседовала Анастасия Белова.

Чернов Андрей.jpg

Досье:

Чернов Андрей Юрьевич – глава МО Вятскополянский муниципальный район.

Дата рождения: 6 ноября 1983 года

Образование: высшее. Окончил Казанский государственный технический университет им. А.Н. Туполева (специальность «Электрооборудование и электрохозяйство предприятий, организаций и учреждений»).

Женат, есть сын и дочь.

Трудовая деятельность:

02.2006-05.2006 гг.- ОАО «Вятско-Полянский машиностроительный завод «Молот», ученик слесаря-сборщика;

08.2006-09.2006 гг. - ООО «Девятый трест-Вятка», менеджер;

10.2006-03.2007 гг. - ОАО «Вятско-Полянский машиностроительный завод «Молот», энергетик механического цеха;

03.2007-06.2009 гг. - ООО «Стройцентр-2», инженер-энергетик;

06.2009-01.2012 гг. - ООО «Кирпичный завод», энергетик;

02.2012 -12.2016 гг. - ООО «Керамик», энергетик;

12.2016 -06.2018 гг. - АО «Спорткомбинат «Электрон», генеральный директор;

С 06.06.2018 г. - избран главой Вятскополянского района.

VK FB TW
оставить комментарий
Спасибо за комментарий! Он будет опубликован в ближайшее время
Текст сообщения
Загрузить файл или картинкуПеретащить с помощью Drag'n'drop
Перетащите файлы
Ничего не найдено
 

Также читайте