Руководитель природного парка: «Туристы хотят сбежать от обилия информации» – интервью газеты
Фото: Екатерина Вылегжанина.

Руководитель природного парка: «Туристы хотят сбежать от обилия информации» – интервью газеты

Анастасия Белова 27.02.2022 17:31:43 4381 0
Пандемия заставила многих любителей активного отдыха повернуться в сторону внутреннего туризма, обратить внимание на природу родного региона. Организаторы мероприятий идут дальше – одновременно с поддержкой этого тренда предлагают окунуться в атмосферу русских народных традиций. По крайней мере, именно так происходит в природном парке «Серебряное копытце», расположенном в деревне Фокино Советского района. Основатель парка и директор АНО по охране окружающей среды и развитию экотуризма в Кировской области «Немда-Парк» Анна Батухтина рассказала «БН», зачем и для кого создала свой проект, как к нему относятся городские жители, какие туристические направления перспективны для региона и чем отличаются процессы управления табуном лошадей и бизнесом.

БН: Анна, помню, как мы с вами несколько лет назад писали публикацию о создании парка «Серебряное копытце». Как и почему вы тогда на это решились?

– Я тогда была юна, мне было 23 года. Еще окончательно не осознавала, что делаю, но очень хотела создать такой парк. Все началось в 2016 году, когда отец предложил заняться семейным бизнесом в деревне Фокино. Уже на тот момент эта территория была точкой притяжения туристов и одним из самых посещаемых мест Кировской области: здесь уникальные природа, ландшафт. Парк создан на базе личного подсобного хозяйства моих родителей. Я была полностью готова к деревенской жизни, к работе с лошадьми, потому что росла в этой атмосфере. Хотя когда только начали заниматься личным подсобным хозяйством, которое потом переросло в бизнес-проект, у нас здесь не было ни родственников, ни недвижимости, ни личной инфраструктуры – ничего. Помню, когда приехала в Советский район, долгое время местные жители даже воспринимали меня как варяга, это до сих пор витает в воздухе. Но я увидела в создании парка свое предназначение и легко согласилась на эту историю. Весной исполнится 6 лет с даты официального создания «Серебряного копытца».

БН: Кто сегодня ваши питомцы? И почему вы приняли решение содержать животных не в вольерах, а именно в формате природного парка?

– Сегодня у нас есть лошади, олени и муфлоны. Часть из них живет в вольерах. Если говорить про лошадей, то самая первая – как помощница по хозяйству – появилась в 2000 году. Тогда же у отца появилась мечта разводить косуль. Чтобы научиться за ними ухаживать, он специально ездил в Свердловскую, Курганскую области, на границу с Казахстаном, где живут русские казахи, чтобы научиться табунному содержанию лошадей. Опыт внедрил в хозяйстве. Почему не конюшенное содержание? Потому что табунное экономически выгоднее. У нас крестьянские лошади породы «Русский тяжеловоз» и «Вятская», они исторически способны именно к табунному содержанию.

БН: Насколько дорого обходится содержание лошадей?

– Дорого, мы закрываем часть затрат продажей молодняка. Стоимость одного жеребца минимум 30 тысяч рублей. 1-2 проданных осенью жеребца позволяют прокормить весь табун во время зимовки, когда на земле устойчивый снежный покров, а корм животным требуется круглый год. Мы самостоятельно занимаемся заготовкой грубых кормов, однако в зимнее время требуется дополнительный закуп.

БН: То есть продажа животных – это не основной ваш доход?

– Нет, это дополнительный доход, необходимый для содержания табуна. Основной вид деятельности «Серебряного копытца» – туристический. Мы организуем конный и конно-водный отдыха, тематические экскурсии, отдых на природе в государственном природном заказнике «Пижемский», который в народе называют Вятской Швейцарией. Моя цель – чтобы как можно больше людей могли вырваться из своего замкнутого круга хотя бы на пару дней и знакомиться с миром, в котором живу я. Это мир живой природы, тишины, спокойствия и единения.

БН: Как люди реагируют на отсутствие привычных вещей, к примеру, интернета и сотовой связи?

– В условиях сегодняшнего тренда – стремления к инфодетоксу – многим хочется убежать от обилия информации, очистить от нее психику, поэтому приезжают с удовольствием и реагируют вполне адекватно. Специально едут, чтобы отключиться от городской суеты, поэтому гости нашего парка морально к этому готовы и хотят этой тишины. Единственное, с чем некоторые пока не согласны, – с условиями проживания. Сейчас мы гостям можем предложить только проживание в палатках, по этой причине часть целевой аудитории отсеивается. К нам едут люди, заранее готовые к полевым условиям, которые изначально понимают, что едут не в фешенебельный отель с консьержками, а на природу.

БН: Как гости воспринимают практику возвращения к русским традициям – кострам, играм, обычаям, нарядам и т.д?

– Превосходно! Мы пока в таком духе делали праздник Купалы. Людям, окунувшимся в эти действия, очень нравится. Это в любом случае голос наших предков. Даже если человек никогда не обращался к народным традициям, видя девушек в стилизованном длинном платье, играя в «Ручеек», прыгая через костер, он ощущает эту магию наших предков на энергетическом уровне. День Купалы – красивое семейное мероприятие, и чем больше гости узнают об этом празднике, тем больше проявляют интерес. Часто спрашивают: «А в этом году будет?» Отвечаю, что будет. Даже если человек не понимает этих русских традиций, ему интересно стать их участником. Позднее поймет.

БН: Вы сами придумываете такие мероприятия?

– Идея организовать Купалу возникла 4 года назад. Не сразу пришла к ее реализации, потому что не хватало опыта и знаний, а страх – вдруг что-то не получится – был. Организовала, но не в одиночку. Поняла, что нужны партнеры. Предложила лагерю «Трамплин» (сейчас эта мастерская приключений «Большая медведица») провести совместно: они тоже базируются на Немде, к тому же являются партнерами «Хлыновской заставы», которая однозначно работает в концепции Купалы. В прошлом году и организовали втроем.

Главная 2.jpg

БН: Всех ли берете в дальние путешествия? Должна ли у человека быть какая-то минимальная подготовка?

– Среднестатистический турист с 1-3 дневными турами, которые мы предлагаем, вполне справится. Снаряжение туристы на себе не несут, мы обмундирование между стоянками транспортируем на своем автомобиле техподдержки. Человеку надо удержаться на лошади, поработать веслами во время сплавов, при желании подняться по веревке на скалу, преодолеть подъемы-спуски.

Ограничения, конечно, есть. К примеру, в конные походы не беру детей: это все-таки серьезное спортивное мероприятие. В 2-дневные конные походы протяженностью 30 км готова взять подростков в возрасте от 15 лет, но с уверенным опытом верховой езды. Из взрослых готова брать новичков или людей с минимальным опытом верховой езды, но перед походом всегда спрашиваю: «Вы считаете себя выносливым человеком?» Если отвечает утвердительно, готова взять в несложные туры такого человека, хотя не видела его в седле и не знаю, как он себя поведет во время похода.

БН: Приезжают ли неподготовленные туристы в плане экипировки – без головных уборов в жару, без дождевика или в неудобной обуви? Если да, то ваша реакция?

– Процентов 20 гостей действительно приезжают неподготовленными в плане одежды. К примеру, в конные туры едут в шортах, садятся на лошадь – в итоге стирают до крови ноги. Приезжают неподготовленные к дождю. Если у нас есть, естественно, даем свою одежду. Бывали случаи, что раньше времени снимали с маршрута, когда у туриста не было дождевика в ливень. Здоровье и безопасность все-таки важнее.

БН: Насколько ваш бизнес зависит от сезона?

– Зимой сильный спад, именно поэтому мы сейчас и предлагаем конные туры в зимнее время. По этой причине сейчас думаем над возобновлением строительства базы, заложенной в бизнес-план. Начали создавать ее несколько лет назад, реконструируя выкупленное старое жилое здание. Сделали перепланировку крыши на мансардный этаж, пока стройку заморозили из-за нехватки финансовых ресурсов. Намерены в мае этого года возобновить, потому что база позволит расширить и целевую аудиторию, и пакет моих турпредложений. Нам необходим гостевой дом с номерами для комфортного круглогодичного проживания, где можно остаться на ночь в номерах, где есть помещения для конструкторского состава, для снаряжения, для приготовления пищи. Пока, повторюсь, вопрос в деньгах. Мы крестьяне, мои родители тоже. У нас на первом этапе не было никакого первоначального капитала, были только горящие глаза. И долги – деньги брали для запуска проекта. Сейчас по ним расплатились.

БН: Пользуетесь господдержкой?

– Да, в 2016 году успешно закончила курс «Начинающий предприниматель», благодаря чему мне одобрили льготный целевой заем – 500 тысяч рублей на два года. Мы купили «Соболь» – полноприводный грузопассажирский автомобиль, который незаменим для работы в природной среде, где нет дорог или они разбиты колеями от лесовозов. Естественно, возвращать эти деньги было очень непросто. Я только-только начала работать, а надо было в течение двух лет ежемесячно выплачивать по 20 тысяч рублей. Мы выплатили. Безу-словно, начинающему предпринимателю все-таки удобнее поддержка в виде грантов, какая была раньше.

В том же 2016 году в нашей сфере сельского экологического туризма запустили пилотный проект субсидирования 50% затрат на основные средства. В нем я тоже поучаствовала и получила по остаточному принципу 130 тысяч. Эти деньги стали на тот момент хорошим подспорьем: с их помощью рассчиталась за взятое в аренду оборудование на старте своего бизнеса.

БН: Почему по остаточному принципу?

– Ключевой показатель, по которому оценивались претенденты на господдержку, – объем уплаты налогов. Я на тот момент работала 3 месяца, поэтому суммы налоговых отчислений были минимальны. В списке оказалась последней, поэтому и дали по остаточному принципу. Больше такого субсидирования в нашей сфере не было.

БН: Вы являетесь участником созданного в 2020 году в Кировской области туристско-рекреационного кластера. Вам это что-то дает?

– Дает. Сегодня в кластере 26 участников, все мы являемся его соучредителем. Интересное объединение, вижу его развитие. И ощущаю поддержку. В прошлом году в рамках кластера поучаствовала в двух формах господдержки – мне выделили около 60 тысяч рублей на таргетированную рекламу и 97 тысяч – на создание бренд-бука моего нового проекта. Доля моего софинансирования составила чуть более 10%. В этом году тоже подала заявку, результаты пока неизвестны. Считаю, в целом получение какой-либо поддержки во многом зависит от активности и инициативности самого предпринимателя: если будешь сидеть – тебе никто ничего на блюдце не принесет.

БН: В рамках кластера вы обсуждаете возможность организации совместных маршрутов?

– Конечно. Помимо финансирования обсуждаем и совместные проекты, общие продукты: я такую стратегию поддерживаю и всегда выступаю за объединение. Как раз сейчас с основателем клуба приключений «След» Мариной Деминой задумали совместный стратегический проект – создать на реке Немда аутдорплощадку. Вне территории заказника, чтобы не возникало сложностей с заездом транспорта. Хотим сделать кемпинг на хорошем уровне в очень живописном месте, которое никто из туристов не знает. Бренд-бук, который я делала на средства, выделенные от кластера, как раз и готовился для этого проекта под названием «Сосновая грива». Так называлась одна из бывших деревень вблизи Фокино, поэтому и решили дать такое название. Уверена, что проект реализуем, потому что мы все для этого делаем. Строительство начнем в мае.

БН: Насколько жесткие требования предъявляются к вам как к организаторам водных, конных и других маршрутов?

– Нет жестких требований. Да, вышел закон об аттестации гидов-проводников, но чтобы он заработал, необходима аттестационная комиссия. Ее пока у нас не создано. Лицензированию такая деятельность тоже не подлежит. Покупай плавсредства, весла, жилеты – и оказывай услуги. Здесь уже больше вопрос ответственности владельцев бизнеса.

БН: А с учетом того, что заказник «Пижемский» находится на особо охраняемой природной территории?

– В этом плане да, любые наши действия мы согласовываем. Но с этим проблем не возникает, согласования дают каждый год. Оно бесплатное.

БН: Вы как бизнес берете обязательства, все-таки это особая территория?

– Безусловно. Во-первых, работая с группами, ведем широкую эколого-просветительскую деятельность. Рассказываем, какие есть охраняемые территории, на какой мы находимся, чем она примечательна, как надо вести себя на таких территориях. Многие люди до встречи с нами не знали, что такое особо охраняемая природная территория, чем отличается заказник от заповедника, не знают о существовании в Кировской области природных, национальных парков. Мы всё это доносим. Во-вторых, естественно, следим за чистотой территории и помогаем с благоустройством. К примеру, перед началось сезона ежегодно проводим субботники, строим туалеты. Правда, с вывозом мусора помогают инспекторы заказников, потому что проезжать на территории того же Береснятского ботанико-геологического комплекса обычному транспорту нельзя, только на спецтранспорте. Эти вещи делаем не только мы, но и коллеги, которые также ведут свою деятельность на этих территориях.

БН: Как в целом пандемия отразилась на развитии внутреннего туризма? Позволила ли туристам повернуться лицом в родным местам?

– Конечно, это вообще мировой тренд. Люди уходят от массового пляжного туризма к индивидуальным турам и к путешествиям внутри страны, своего региона. В прошлом году, по сравнению даже с 2020-м, у нас поток туристов увеличился на 20%.

БН: Какие поднаправления туризма видите в качестве перспективных для развития в Кировской области – сельский, гастро, событийный, научный, деловой..?

– Сельский – безусловно, поэтому и сама хочу в нем работать. Считаю сельский туризм для Кировской области вторым шансом для возрождения деревень, возможностью местным жителям повысить качество своей жизни. Только нужно проводить пропаганду со стороны населения, оно пока не готово. Я много общалась на эту тему с местными жителями, пока ощущается инертность, особенно со стороны лиц пожилого возраста. Людям надо время, чтобы это осознать. По всей России становится все популярнее гастротуризм. Считаю, что со временем наберет заслуженную популярность и виртуальный туризм. Все востребованнее становятся и путешествия для людей с ограниченными возможностями, это тоже одно из перспективных направлений. В тренде сейчас и событийный туризм. Есть куда развиваться, тем более что многие ниши не заняты.

БН: Насколько ведение такого бизнеса, как ваш, зависит от отношений с местными властями?

– Естественно, администрацию надо держать в курсе своих действий. Необходимо заручиться их поддержкой, хотя бы потому, что власть тоже обладает ресурсами и может предложить их для реализации моих задач, к примеру, помочь с информационной рассылкой о социально-значимых проектах и инициативах. Сейчас проходит всероссийский акселератор по развитию сельского туризма, в котором я участвую. Требуется создать команду, в которую должен войти и представитель местной власти.

Но опять же складывается ощущение, что у нас в районе немного людей, по-настоящему радеющих за развитие туризма. Не так давно от министерства молодежной политики и спорта приходила рассылка – запрашивали потребности финансирования из федерального бюджета. Я о таком письме узнала из коллег из другого района, отправила ответ на запрос в последний момент, получила обратную связь. В том письме отдельный пункт касался софинансирования муниципальных туристко-информационных центров. Я еще два года назад всем говорила, что такой ТИЦ в Советске нужен. У нас очень интересный, туристически привлекательный район, где обязательно надо делать точку входа. Мою идею тогда не поддержали, это беспокоит. Пыталась собрать представителей нашей турсферы и смежных – гостиниц, кафе, столовых. Особой отдачи не ощутила, поэтому пока эту идею оставила. Решила, что есть другие задачи, куда надо тратить энергию. Раз эта стена пока не пробивается, буду тратить свои силы на развитие «Серебряного копытца».

БН: Вы бываете в отпуске?

– Долго не была, в последнее время уже второй год удается – это к вопросу о команде. Эта команда появилась благодаря сотрудничеству с региональной Федерацией спортивно-оздоровительного туризма во главе с Сергеем Васильевичем Герасимовым, которого считаю своим наставников. Без него мне бы даже стартануть было сложно. Он дал мне в аренду первые катамараны, даже не сказав, сколько возьмет за них денег и на какой срок. Как педагог, спросил меня концепт идеальной картинки – что я хочу сделать и кто я такая. И дал катамараны. Представляете? Просто, за расписку. Он в меня поверил. Сейчас с ним плотно работаем. Он пишет заявки на президентские гранты, я выступаю партнером проекта. В 2020 году на базе моего парка мы создали ресурсный центр по подготовке выполнения норматива ГТО «Туристский поход». Приезжают из других районов, потому что там нет возможности сдать этот норматив. Ресурсный центр работает бесплатно, открыт для всех желающих – приезжайте, научим туристким навыкам, проведем по маршрутам. И благодаря этому сотрудничеству с Сергеем Васильевичем я научилась работать с добровольцами: с запуском проекта вокруг меня начал формироваться корпус этих добровольцев. Сформировалась команда. Ребята по факту со мной живут, едят, работают, помогают с организацией туров. Для них это трудовое воспитание, профориентация, качественный досуг, для меня – поддержка, на которую раньше даже рассчитывать не могла. Сейчас могу.

Вниз.jpg

БН: Что схожего и в чем принципиальная разница в управлении табуном и бизнесом?

– Что табун, что бизнес – это единый организм, но в обоих случаях это своя система со своими правилами. В первом случае если командуешь вожаком, то командуешь всем табуном: лошади пойдут за своим вожаком. Там своя природа и иерархия, и чем больше табун, тем проще им управлять. В бизнесе же необходимо ориентироваться и разбираться в каждом направлении по отдельности – бухгалтерии, финансах, маркетинге, работе с персоналом, особенно если ты малый бизнес и не можешь для каждого отдельного направления нанять себе заместителей. Ты просто обязан быть специалистом в каждом из направлений, разбираться во всем, начиная от уплаты налогов и заканчивая составлением отчетов о стратегическом планировании. В ситуации с управлением бизнесом у тебя нет вожака. Тут вожак ты, и рулишь ты как руководитель. И ты как руководитель сам должен создать вокруг себя команду. Думаю, у меня это получается, в том числе и благодаря людям, которые также радеют за развитие туризма в нашей Кировской области.

VK TW
оставить комментарий
Спасибо за комментарий! Он будет опубликован после модерации
Текст сообщения
Перетащите файлы
Ничего не найдено
Защита от автоматических сообщений
 

Также читайте