«Синергетический эффект»: Евгений Рыбников о бизнесе, льготах и налоговой миграции из Кирова – интервью газеты

«Синергетический эффект»: Евгений Рыбников о бизнесе, льготах и налоговой миграции из Кирова – интервью газеты

08.08.2021 16:12:36 2658 0
Систему управления необходимо выстроить так, чтобы роль власти в ведении бизнеса была минимальной, а к поддержке стоит подходить дифференцированно. Такое мнение в интервью «Бизнес новостям» озвучил начальник департамента экономического развития и предпринимательства Кирова Евгений Рыбников. И пояснил, почему он против адресных льгот, зачем бизнес мигрирует в другие регионы, по какой причине падает зарплата на малых предприятиях и какой синергетический эффект муниципалитет получит от повышения МРОТ.

БН: Евгений Валентинович, исходя из обращений в департамент – что сегодня больше всего волнует бизнес Кирова?

– Обращения в департамент поступают не часто. В основном обращаются предприниматели, заинтересованные в получении профильных муниципальных услуг, например, по вопросам внесения изменений в схему размещения НТО, аттракционов, организации ярмарок. Случаи обращения по темам, не относящимся к функциям департамента, – единичны и в основном касаются вопросов содействия в получении муниципального заказа на поставку товаров, работ, услуг. Однако, согласно антимонопольным ограничениям, муниципалитет не вправе оказывать содействие отдельным хозяйствующим субъектам в получении муниципального заказа, даже в виде просьбы формата «обратите на них внимание».

Если смотреть в целом на вектор развития взаимодействия бизнеса и власти, то в идеале оно должно быть сведено к необходимому минимуму. Предприниматель, не выходя из своего офиса, в электронном виде делает запрос – и в этом же виде получает ответ, например, в течение суток. По факту любое обращение в орган власти можно рассматривать как своеобразный административный барьер. А барьеры, как известно, тормозят развитие бизнеса. Поэтому взаимодействие необходимо выстроить так, чтобы количество таких обращений снижалось.

Второй путь – сокращать время рассмотрения обращений и количество представляемых документов.

Ввиду того, что вопросы взаимодействия находятся на стыке работы органов власти различного уровня и связаны с необходимостью разработки или совершенствования информационных программ, накопления и структурирования информации, а также внесения изменений в законодательные акты, работа по данному направлению не может быть реализована в короткие сроки. Это постоянный процесс.

БН: Как рассматриваются консолидированные мнения от бизнес-объединений? Такая позиция поступила, например, в рамках публичных консультаций по теме предстоящей «реформы НТО». Что с такими обращениями дальше?

– Если отвечать на примере введения требований к внешнему виду киосков и павильонов, то этот вопрос определен законодательно. В частности, любой нормативный правовой акт проходит процедуру так называемой оценки регулирующего воздействия. К ним в том числе относятся общественные консультации и публичные слушания, на которых органы власти принимают от заинтересованных лиц замечания и предложения. Каждое мнение учитывается при принятии окончательного решения.

В частности, предложения, поступившие в рамках публичных консультаций по теме «реформы внешнего вида киосков и павильонов» были рассмотрены на рабочей группе по размещению НТО. Одно из поступивших предложений стало основанием для изменения формулировок рассматриваемого документа. Ряд других предложений планируется учесть при подготовке изменений в постановления администрации города, регулирующих сферу нестационарной торговли.


«Анализ макроэкономических показателей указывает, что с точки зрения бюджетной эффективности субъекты малого бизнеса в 3,7 раза менее эффективны по сравнению с крупными и средними организациями».



БН: Речь идет о предложениях, где советуют схему разрабатывать на 5-7 лет?

– Это один из затронутых вопросов. На длительность действия схемы размещения киосков и павильонов надо смотреть с разных точек зрения.

Понятно, что предприниматели заинтересованы, чтобы схема функционировала как можно дольше – это создает определенные гарантии ведения бизнеса. Но администрация города не вправе смотреть на этот вопрос столь однобоко, то есть только с точки зрения предпринимателей.

Согласно статье 16 Федерального закона № 131, одна из функций органов местного самоуправления – создание условий по обеспечению населения торговыми объектами продовольственного и непродовольственного назначения. Поэтому администрация города должна время от времени проводить анализ потребительского рынка и на его основе вносить изменения в схему размещения НТО.

Кроме того, согласно проведенному нашим департаментом опросу жителей города на предмет отношения к действующим нестационарным торговым объектам, 53% респондентов считают, что схему нужно пересматривать раз в 3 года, как это и происходит сейчас. То есть чем чаще администрация города будет делать срез состояния потребительского рынка и принимать по итогам такого среза решения, тем лучше для населения.

Поэтому для достижения компромисса между результатами опроса населения (53% за 3 года + 24% за 5 лет) и необходимостью иметь гарантии окупаемости нового НТО, установленного с учетом новых требований к внешнему виду, подготовлены поправки, которые установят срок действия новой схемы на 5 лет. Решение по ним будет принимать рабочая группа по размещению НТО.



БН: В этом опросе, думаю, в большинстве своем голосовал не бизнес, не владельцы этих павильонов или киосков, а обычные жители. Моя мама голосовала, она пенсионерка и с бизнесом никак не связана. Сестры проголосовали…

– Да, вопросы анкетирования были в большей степени ориентированы именно на жителей города, а не на предпринимателей. Это потому, что мнение предпринимателей нам известно. Обращения от них поступили в адрес администрации города в рамках публичных консультаций по проекту решения о введении требований к внешнему виду НТО.

Кроме того, опрос не предусматривал ограничений для предпринимателей, они имели возможность принять в нем участие. К слову сказать, 12 респондентов указали свой статус – «продавец».

Результаты опроса размещены на официальном сайте администрации города Кирова, с ними может ознакомиться любой желающий.



«Начнем с того, что мы далеки от мысли, чтобы предоставлять поддержку малому бизнесу только ради того, чтобы поддержка просто была как факт».




БН: Должен ли, по вашему мнению, муниципалитет оказывать поддержку бизнесу? Если да, то как помогать? Адресно или веерно?

– В сегодняшних условиях поддержка бизнесу, конечно, необходима. И весь вопрос состоит в том, кого и как поддерживать.

Начнем с того, что мы далеки от мысли, чтобы предоставлять поддержку малому бизнесу только ради того, чтобы поддержка просто была как факт. Прежде всего при принятии решения, по моему мнению, мы должны руководствоваться ожидаемым бюджетным и социальным эффектом. Учитывать, что эти эффекты носят отложенный во времени характер.

Предоставление поддержки всем предпринимателям ограничено возможностями бюджета. Адресные же формы, как правило, не позволяют достигнуть желаемого масштаба бюджетного или социального эффекта.

Анализ макроэкономических показателей указывает, что с точки зрения бюджетной эффективности субъекты малого бизнеса в 3,7 раза менее эффективны по сравнению с крупными и средними организациями. Если обратить внимание на данные за 2020 год, в бюджет города от субъектов малого предпринимательства поступило 677,6 млн рублей. Это составляет всего 14,5% от общего объема налоговых поступлений в бюджет города.



Ключевой налог (примерно 50%), формирующий собственные доходы городского бюджета, – налог на доходы физических лиц (НДФЛ). Его базой является, как известно, начисленная заработная плата.

За прошлый год по данным официальной статистики размер средней заработной платы работников малых предприятий составил 17,5 тыс. рублей и за последние 4 года вырос на 21%. В то же время средняя зарплата на крупных и средних предприятиях за 2020 год составила 40,4 тыс. рублей и за последние 4 года увеличилась на 40%. Малый бизнес мобильнее крупного за счет меньшего количества управленческих звеньев, что позволяет быстрее принимать решения, быстрее реагировать на внешние вызовы. А зарплата на малых предприятиях в 2,3 раза ниже, чем на средних и крупных.

С одной стороны, это может косвенно указывать на то, что малый бизнес активно использует серые схемы трудоустройства и оплаты труда, что в итоге снижает доходы городского бюджета, получаемые от субъектов малого бизнеса. С другой – что малый бизнес не использует квалифицированный труд и, соответственно, не ориентирован на развитие. Низкие доходы занятых в малом бизнесе снижают социальную значимость данного сектора экономики.

Эти факторы, на наш взгляд, могут формировать подход города к критериям поддержки малого предпринимательства.

«Если смотреть в целом на вектор развития взаимодействия бизнеса и власти, то в идеале оно должно быть сведено к необходимому минимуму».



БН: Тогда, на ваш взгляд, в соответствии с какими критериями необходимо оказывать поддержку из городского бюджета?

– Если только на мой взгляд, то предложил бы следующие критерии.

Во-первых, это должны быть субъекты малого бизнеса, которые осуществляют деятельность более 3-х, а лучше 5-ти лет. И показывают при этом рост налогов, поступающих в городской бюджет. Это позволило бы снизить риск того, что после получения муниципальной поддержки субъект прекратит свою деятельность.

Второй критерий – бизнес, который экспортирует товары, работы или услуги за пределы города, области, а лучше страны. Такой критерий направлен на то, чтобы привлекать денежные средства на территорию города и региона в целом.

Третий критерий – бизнес, который осуществляет кооперацию с действующими крупными промышленными предприятиями. Сегодня некоторые крупные предприятия отдают заказы за пределы города, соответственно, они отдают деньги, которые могли бы остаться здесь.

В запасе есть еще один критерий. Приоритет в поддержке отдавать субъектам малого предпринимательства, которые развиваются на свободных или неиспользуемых производственных площадках. Это позволило бы снизить затраты на организацию деятельности.

БН: Почему этот критерий запасной?

– В прошлом году 15 предприятий города указывали на имеющиеся у них свободные производственные площадки. В этом году все они нашли возможность развивать их самостоятельно.

БН: Вы говорите о развитии свободных производственных площадок по принципу частных технопарков?

– Да, своего рода мини-технопарки. Для реализации можно было бы объединить усилия областного фонда поддержки малого и среднего предпринимательства «Мой бизнес» и администрации города – проработать систему поддержки такой производственной площадки.

БН: Вы рассказали о поддержке сложившегося бизнеса, проработавшего не менее 3 лет. А как же начинающий, сейчас немало внимания уделяется стартапам…

– Мы говорим конкретно про муниципальную поддержку.

Для начинающих предпринимателей действуют федеральные и региональные программы, к примеру, через областной фонд «Мой бизнес» реализуются программы поддержки начинающих предпринимателей и самозанятых граждан.

Муниципалитету не обязательно дублировать эти направления. На мой взгляд, для города правильнее поддерживать уже сложившийся и доказавший свою устойчивость малый бизнес. Помочь ему вырасти из малого, стать средним или крупным. То есть тем бизнесом, который использует белые схемы трудоустройства и оплаты труда. А это как раз то, что напрямую отражается на пополнении городского бюджета, создает социальные гарантии для трудоустройства и оплаты труда населения города.

Что касается стартапов – статистика по их выживаемости указывает: почти 90% таких проектов терпят неудачу. Поэтому вопрос здесь лишь в том, должен ли муниципалитет брать на себя столь высокие предпринимательские риски? Все-таки основной задачей органов власти является создание условий ведения деятельности, а не участие в ней.

В целом меры поддержки планируется обсудить на координационном совете по развитию малого и среднего предпринимательства и по его итогам уже принять окончательное решение.

БН: Как прокомментируете разговоры о налоговой миграции?

– По нашим данным, в этом плане все сбалансировано. Если одни предприниматели уходят, то другие приходят.
Мы провели анализ налоговых ставок в нескольких субъектах РФ, в которые чаще всего мигрирует бизнес. Они несильно отличаются от действующих у нас.

Поэтому одной из причин перерегистрации бизнеса, который продолжает работать на территории города, по моему мнению, является стремление уйти от налогового контроля. Ведь если предприятие зарегистрировано в одном регионе, а осуществляет деятельность в другом, налоговый контроль за таким предпринимателем осуществлять сложнее.

Вторым фактом является то, что во многих субъектах РФ действуют преференции начинающим предпринимателям. Вот бизнес и мигрирует время от времени из одного субъекта в другой – ради этих преференций. Но с точки зрения получения основного налога – НДФЛ – город в этом случае практически ничего не теряет, ведь НДФЛ уплачивается по месту осуществления бизнеса.

Суть предпринимателя как раз и заключается в том, чтобы искать выгоду для себя. И миграция – как раз один из способов её достижения. Но сама по себе ситуация, в которой предприниматель ради налоговых преференций регистрируют бизнес в другом регионе, а деятельность продолжает осуществлять здесь, нехорошая. В этом есть своего рода некая социальной безответственность. Получается, что социальной и дорожной инфраструктурой предприниматель пользуется здесь, а налоги платит в другом месте.


  «Мы провели анализ налоговых ставок в нескольких субъектах РФ, в которые чаще всего мигрирует бизнес. Они несильно отличаются от действующих у нас».

БН: Сегодня предприниматели говорят о существенном росте налога на землю, который начисляется исходя из кадастровой стоимости. Что делает администрация города в этом плане?

– Вопрос целесообразности снижения налога на землю для отдельных категорий налогоплательщиков будет проработан на рабочей группе, созданной в администрации города.

По моему мнению, если рассматривать возможность его снижения, то только тем предпринимателям, которые за последние 3–5 лет показали рост налоговых отчислений в городской бюджет.

БН: Что, на ваш взгляд, сегодня больше всего тормозит развитие малого бизнеса?

– На мой взгляд, основным сдерживающим фактором развития малого предпринимательства являются низкие доходы основной части населения. По своей структуре малый бизнес в основе своей ориентирован на оказание работ и услуг именно населению. А если у населения мало денег, то оно мало и тратит. А нет платежеспособного спроса – нет и развития малого бизнеса.

К слову сказать, в Стратегии социально-экономического развития города Кирова до 2035 года указано на необходимость повышения минимальной заработной платы до трех прожиточных минимумов. Даже не 2-х, а 3-х! И логика авторов Стратегии вполне понятна: сегодня на одного работающего в среднем приходится один ребенок. Среднестатистическая семья – два родителя, двое детей. Но с позиции демографического прироста планировать нужно на опережение. Так сказать, брать в расчет двух детей на одного работающего. Ведь у родителя должна быть возможность содержать не только себя, но и своих детей. Вот и получается, что минимальная заработная плата должна быть не ниже двух прожиточных минимумов, а лучше трех. Это обеспечит финансовую стабильность семьи, даст возможность ей развиваться. А малому бизнесу – основу для роста.

Вообще тема повышения минимальной заработной платы в отдельно взятом субъекте РФ очень интересна. И в первую очередь тем, что Трудовой кодекс дает для это возможность.

Во-вторых, как мы уже отмечали, на территории области действует достаточно компаний, зарегистрированных в других субъектах РФ. Как правило, такие организации выплачивают заработную плату своим работникам на минимально возможном уровне. Повышая минимальную зарплату, мы создаем основу для того, чтобы деньги оставались в регионе, а не уходили в доходы головных компаний. Это примерно то же самое, как гоняться за крупным инвестором, только инвестором здесь будет выступать население региона. Вспоминаем: чем больше человек получает, тем больше он тратит. А так как повышаем мы минимальную зарплату, то и тратить ее этот человек будет непосредственно в регионе.



В-третьих, более высокая заработная плата создаст механизм удержания в регионе квалифицированных кадров. А чем больше работающего населения, тем больше доходы бюджетов. И это уже четвертый плюс.

В-пятых, повышение минимальной зарплаты позволит снизить социальное расслоение, а это, как известно, коррелируется с социальной напряженностью и уровнем преступности. Анализ уровня преступности в зависимости от уровня социального расслоения показывает, что снижение социального расслоения в 1,6 раза снижает уровень преступности в 2,5 раза. Немало, правда?

Какую сферу муниципальной экономики ни возьмешь, в конечном итоге приходишь к необходимости повышения минимальной зарплаты. Тарифы на услуги ЖКХ, тарифы на проезд в общественном транспорте, плата за вывоз и утилизацию мусора, социальный наем жилья… В любой сфере необходимость увеличения доли инвестиционной составляющей в тарифе по факту сдерживается минимальной зарплатой.

 «Вопрос целесообразности снижения налога на землю для отдельных категорий налогоплательщиков будет проработан на рабочей группе, созданной в администрации города».



БН: Если так много плюсов, что же сдерживает этот процесс?

– Во-первых, это необходимость ежегодно изыскивать дополнительные финансовые средства на повышение минимальной заработной платы. И если на крупных и средних предприятиях доля работников, получающих минимальную зарплату, невелика, в малом бизнесе – это своеобразное правило.

Сложность реализации касается и бюджетной сферы. К примеру, только в рамках муниципального бюджета нашего города на эти цели потребовалось бы ежегодно выделять не менее 100 млн рублей. И хотя расчеты показывают на возможность частичной компенсации данных расходов за счет повышения налоговых поступлений, этот фактор остается фактором.

Во-вторых, это возможное увеличение количества хозяйствующих субъектов, которые перейдут на серые схемы трудоустройства и выплаты заработной платы. Это в конечном итоге не позволит бюджетам рассчитывать на ожидаемые дополнительные доходы.
Одним словом, вопрос еще требует проработки, но отказываться от такого мощного инструмента развития, как постепенное повышение минимальной заработной платы, на мой взгляд, нельзя.

Беседовала Анастасия Белова.  

VK TW
оставить комментарий
Спасибо за комментарий! Он будет опубликован после модерации
Текст сообщения
Перетащите файлы
Ничего не найдено
Защита от автоматических сообщений
 

Также читайте