Митюков, Туруло и Русских: какие показания экс-депутаты дали по делу Никиты Белых и КРИКа

Митюков, Туруло и Русских: какие показания экс-депутаты дали по делу Никиты Белых и КРИКа

Елизавета Захарова 29.03.2023 09:06:00 1563 0
В Октябрьском районном суде города Кирова вновь продолжают допрашивать свидетелей по делу экс-губернатора Кировской области Никиты Белых. 28 марта в суд явились трое свидетелей. Все – бывшие депутаты законодательного собрания Кировской области: Василий Митюков, Валерий Туруло и Дмитрий Русских. Еще накануне «Бизнес новостям» стало известно, что в суде должны были также допросить экс-депутатов ОЗС Николая Бусыгина и Сергея Мамаева, но они в суд не пришли. 

Следящий за процессом корреспондент «БН», собрал самые яркие цитаты, полные и развернутые ответы свидетелей с минувшего процесса.

Справка

Василий Митюков – бывший депутат ОЗС V и VI созыва от партии «Единая Россия». Работал в комитетах по регламенту и природопользованию.

Валерий Туруло – бывший депутат ОЗС IV и V созыва от коммунистической партии. В 2014 году стал независимым депутатом. Являлся председателем комитета экономического развития, промышленности, торговли и предпринимательства.

Дмитрий Русских – депутат ОЗС III, IV, V созывов. В 2011 году был беспартийным депутатом, но членом фракции КПРФ. 

Вопросы стороны обвинения и судьи

— Знакомились ли вы лично с проектами, вносимыми в законодательного собрание Кировской области? Какой был предельный срок ознакомления с инициативой?

В. Митюков: — Обычно с теми, которые направлялись в комитет, знакомился подробно. С другими – вне комитета – бегло. Законопроекты отправлялись по электронной почте или внутренней рассылкой минимум за 10 дней. Перед самим пленарным заседанием становилось уже поздно – не успевали знакомиться с проектом.

Д. Русских: Конечно, мы обсуждали на фракции в отдельности и вместе все поступившие законопроекты, дополнения, пояснения.

— Знакомились ли вы с законопроектом об изменении бюджета в 2011 году, в т.ч. увеличению уставного капитала АО «КРИК» на 350 млн рублей в целях обеспечения финансирования работников бюджетной сферы ведомственным жильем? 

В.Туруло: — Да, знакомились. Более того, выходили на тему уменьшения этой суммы до 200 млн рублей. Далее я вообще просил отказаться от пополнения бюджета, так как в свое время была проработана модель изменения деятельности КРИК. Предлагал не выкупать жилье на вторичном и первичном рынке, а оформлять субподрядный договор. По этой схеме мы сократили стоимость за квадрат почти в 2 раза. По моему мнению, имеющегося уставного капитала КРИК было достаточно для реализации программы.

Были рекомендации федерального уровня расширить программу на районы области. Тогда необходимо было увеличить средства.

Д. Русских: — Да, конечно! За это была ответственна депутатская группа. Если мне память не изменяет, то проблему, как решить вопрос мотивировать специалистов бюджетной сферы не покидать районы, обсуждался почти год. Почти год обсуждался вопрос выделения квартир.

— Обсуждался вариант  передачи квартир из собственности КРИК в собственность муниципальных образований? И почему деньги нельзя было направить муниципалитетам или учреждениям?

В. Туруло: — Мы обсуждали этот вопрос в 2015 или 2016 годах. При таком механизме цены на жилье резко поднимаются: на 20 млн хотели построить 40 квартир, а построим 10 квартир.

Д. Русских: — Это могло быть только через торги по 44 закону или по механизму, когда каждый муниципалитет должен был организовать свой КРИК. Другой вопрос: кто бы это все содержал?

— Были основания не доверять Елене Ковалевой как докладчику законопроекта?

В. Митюков: — Основания не доверять докладчику по законопроекту не было, так как документ исследуется на комитетах, на заседаниях фракций. Соответственно, проекты проходили все экспертизы и получили заключения всех органов – правового отдела, прокуратуры, правительства.

— Кому предоставлялось ведомственное жилье?

В. Митюков: — Сотрудникам бюджетной сферы: учителям, врачам.

В.Туруло: — Работникам бюджетной сферы: работникам образования, здравоохранения, культуры, аппарата муниципалитетов, правительства.

Дмитрий Русских: «Губернатор не должен пинать муниципальную власть»

Д. Русских: — Тем людям, которые подходили под программу. В основном это были молодые семьи, которые трудились в бюджетной сфере. На первом этапе это были сотрудники сфер здравоохранения и образования, на втором присоединились из сферы культуры и физической культуры. 

— Могло ли ведомственное жилье передаваться на коммерческой основе по рыночным ценам работникам коммерческих предприятий?

В. Митюков:— Нет.

В. Туруло: — Учитывая экономическое состояние и то, что половина жилого служебного фонда простаивала, служебное жилье могло временно передаваться в аренду для пополнения бюджета региона. Такую мысль депутаты допускали, но не при принятии законопроекта, а уже во время последующей работы.

Д. Русских: — При принятии бюджета такие вещи [передача ведомственного жилья коммерческой организации] не обсуждались.

— Передача жилья сотрудникам коммерческой организации отвечало целям законопроекта?

В. Митюков: — Если речь идет о передаче жилья бюджетникам, то, скорее всего, нет. Не могу сказать.

В. Туруло: — Как временная мера для пополнения бюджета допустима.

Д. Русских: — В моем понятии нет. Мы не обсуждали этот вопрос. Обсуждали только, как за бюджетные деньги предоставить бюджетникам жилье. 

Митюков Василий Витальевич— Что известно было на тот момент о деятельности АО «КРИК»?

В. Митюков: — Это ипотечная корпорация, где пакет акций принадлежал правительству области, которое обеспечивало жилье по ипотеке. В том числе и работников бюджетной сферы.

В. Туруло: — КРИК инициировалась департаментом экономразвития. Затем, когда в КРИКе появился «пузырь», начали подниматься цены на жилье. Хотя мы планировали ввести КРИК и стабилизировать цены. Я тогда выступал на заксобрании и говорил, что создано близко к криминальной схеме, где специально удерживается жилье. После стали внимательно относиться к этой проправительственной организации. Старались держать ее на контроле.

Д. Русских: — Эта компания существовала в регионе еще с 2003 или 2004 года. На сегодняшний день эта компания с государственным управлением – одна из самых проблемных. Особенно с 2016 по 2022 годы. С 2016 или 2018 годы она находилась в банкротстве. Очень много было к ней вопросов. Ничего позитивного о ней я не могу сказать. 

— Какая функция и роль при обеспечении бюджетников жильем была у КРИКа?

В. Митюков: — Поскольку это ипотечная корпорация, то она занималась строительством, контролировала этот процесс. Не могу сказать – не помню формулировок.

В. Туруло: — Функция КРИКа – активизировать решение задачи по обеспечению доступным жильем жителей Кировской области.

Д. Русских: — КРИК – это компания, которая занималась строительством или покупкой жилья. Это было государственное предприятие, которому выделялись бюджетные средства на увеличение уставного капитала, чтобы они смогли их быстро запустить на строительство жилья. 

— Как вы считали, что должно было быть сделано после принятия законопроекта и выделении средств КРИКу?

В. Митюков: — Так как речь о предоставлении жилья, то, значит, КРИК должен был построить или купить квартиры, которые должны были выделить работникам бюджетной сферы.

В. Туруло: — Выстроить жилье и передать его по ипотечному кредиту ведомствам, а они – передать в аренду по доступным ценам специалистам.

Д. Русских: — В какой-то моменты был прописан план действий. Должны были подготовить квартиры. Первые покупали у строительных компаний. На выделенные средства шел поиск площадок во всех районах региона. В какой-то момент в регионе числилось около 600-700 квартир. За три года была сделана большая работа. Для обеспечения бюджетников жильем работала спецкомиссия, которая рассматривала всю заявку. 

— Известно ли вам, как в действительности были реализованы деньги?

В. Митюков: — Нет, не интересовался. В СМИ не читал.

В. Туруло: — Я этот вопрос не контролировал.

Д. Русских: — В 2018 году компания «КРИК» вышла в банкротство. Квартиры были выставлены на торги. Часть квартир (около 150-200) выкупил «Уралхим» и передал работникам бюджетных организаций. Еще в прошлом году 250 квартир были преданы бюджетникам, у которых закончился 10-летний договор аренды жилья.

— Общались ли с Никитой Юрьевичем Белых по вопросу законопроекта? Было ли с его стороны давление?

В. Митюков: — Не общался и давления не было.

— Успешная реализация мероприятий по выдаче жилья бюджетникам сказывалась на статусе области и губернатора области?

В. Митюков: — Думаю, да.

В. Туруло: — Думаю, что абсолютно точно сказывалась. Другой вопрос о реализации программы на местах. Говорить, что программа была не эффективна, – это, скорее, не вина Никиты Белых. Его вина есть – в том, что надо было головы снимать. У меня к нему есть масса претензий. Но надо отдать должное: он никогда не использовал положительные результаты деятельности, чтобы поднять свой авторитет. Я еще удивлялся, почему положительные дела делаются, а Белых не берет их на свой счет.

Д. Русских: —  Негатив, как и позитив, откладывается на правительство и на губернатора. Он использовал это для пиара. Исполнительная власть без пиара – как чай без сахара.

— Если бы вы при голосовании знали, что часть квартир будет отдана на коммерческой основе в аренду коммерческой организации не для бюджетников, изменило ли бы это ваше голосование?

В. Туруло: — Я считаю решение абсолютно верным. То, что стало возможным – это недостаток не законодательного собрания, а контролирующих ведомств и министерств.

Д. Русских: — Всегда есть какие-то опасения и трудности. Но это больше зависело не от механизма КРИКа, а от руководства компании. За последние десять лет там сменилось 6-10 руководителей, если мне не изменяет память. Некоторые из них сейчас сидят. 

Вопросы от Никиты Белых и адвоката

или ЭТУ.jpg

Бывший губернатор Кировской области здоровался со свидетелями уже традиционным образом, отмечая, что рад видеть их в добром здравии.

Свидетель Дмитрий Русских ответил, что тоже рад видеть Никиту Белых – жаль, только не в том месте.

—  Оказывалось ли влияние или давление на вас и других депутатов со стороны Никиты Белых?

В. Митюков: — Нет, на меня давления не было. Информации о других у меня нет.

В. Туруло: — Я больше скажу. У нас с Никитой Юрьевичем была уникальная система отношений. Я вообще считаю, что у нас были очень корректные, правильные отношения.

Д. Русских: — В нашей оппозиционной фракции было 10 человек. Ни разу ни за один губернаторский срок (ни губернатора Белых, ни губернатора Шаклеина) на нас не оказывалось давление. Нам предоставлялась свобода выбора, принятия решения. 

— Дайте характеристику Никите Юрьевичу Белых.

В. Митюков: — Несколько раз встречались по решению вопросов по округу, где я был депутатом. Положительный губернатор. Слушал вопросы, давал поручения, решал проблемы.

В. Туруло: — У нас противоречивые отношения были. Никита Юрьевич никогда матом не ругался, но после встреч со мной из его приемной слышали интересные реплики. Отношения были абсолютно непростые, но всегда носили деловой характер. Идеологически мы настоящие противники, а с точки зрения экономики мы договорились вкладывать весь свой возможный потенциал. 

Д. Русских: — С учетом тех времен, которые прошли, скажу, что Никита Юрьевич Белых – один из лучших губернаторов. Его открытость и энергия поражали. Особенно в первый период [губернаторский срок – прим.ред]. У меня нет никакого негатива, несмотря на наши споры и недопонимание. 

— Были ли вопросы и сомнения в целесообразности программы по КРИКу? Были ли депутатские запросы?

В. Туруло: — Мы с вами отлично знаем и понимаем ситуацию. Несмотря на то, что я был неудовлетворен отдельными вашими решениями, но некоторые вопросы не зависели от вас. Поэтому вопросов и сомнений не было.

VK TW
оставить комментарий
Спасибо за комментарий! Он будет опубликован после модерации
Текст сообщения
Перетащите файлы
Ничего не найдено
Защита от автоматических сообщений