Бизнесу озвучили горизонты контрактов
Для «сверки часов»
Вовлечение местных предпринимателей в систему заказа президент Вятской ТПП Андрей Усенко назвал одним из стратегически важных форматов взаимодействия органов власти и бизнеса: «Бюджет формируется из налогов, которые уплачивает бизнес. Оптимально, если эти же средства здесь, в регионе, будут к нему возвращаться. Мы не сможем вовлечь в 100% закупок местных предпринимателей, так как ряд товаров и услуг в области не производятся и не оказываются. Но увеличение объема вовлеченности наших предприятий – это резерв, который есть в нашей экономике».
Напомним, на публичных слушаниях министр финансов Лариса Маковеева сообщила, что в стоимостном выражении объем закупок на уровне области составляет около 30 млрд рублей. Предприятия Кировской области обеспечивают не более 40%.
Строительство, проектирование и смежные с ними виды работ – одни из крупнейших направлений расходования «контрактных» региональных и муниципальных средств. «Эти направления с большим мультипликационным эффектом, поэтому мы договорились провести отдельную встречу. Задача – сориентировать отрасль, какой объем заказа и по каким видам работ со стороны области и города будет реализован в 2023 году за счет бюджета. Чтобы бизнес мог заранее об этом знать, уточнить какие-то моменты и спланировать участие в закупках», – добавил Андрей Усенко.
Участниками встречи стали ключевые операторы – региональный минстрой, администрация города и областной фонд капремонта.
Планы минстроя и города
О потенциале по объектам капитального строительства, которые планируется в ближайшей перспективе построить в рамках национальных и федеральных проектов, сообщил и.о. министра строительства, энергетики и ЖКХ Кировской области Владимир Климентовский.
По нацпроекту «Здравоохранение» в 2023 году планируется разместить заказы на строительство поликлиник (каждая на 200 посещений в смену) в Кильмези и Нолинске. Общая сумма заказа – 203 млн, но после госэкспертизы «стоимость строительства может измениться». В следующем году также планируется разместить заказ на разработку проектно-сметной документации по поликлинике в Свече (также на 200 посещений в смену) с начальной ценой контракта 7,8 млн рублей.
По нацпроекту «Образование» в 2023-2024 годах ожидается строительство «под ключ» зданий для двух общеобразовательных школ с ФОКами – в Нолинске (на 500 учащихся) и Котельниче (на 461 учащегося). «842 млн рублей уже выделены из федерального бюджета. Размещение заказа планируется в декабре 2022-январе 2023 года», – сообщил Климентовский.
По нацпроекту «Культура» на 2023 год выделено в общей сумме более 14,8 млн рублей на разработку ПСД по четырем социальным объектам – Домов культуры в селе Талица Фаленского района и в селе Совали Малмыжского района, пристроя (его реконструкцию) к зданию «Детской школы искусств» в Зуевке и проведение инженерно-изыскательских работ с привязкой проекта к местности на строительство МФЦ в Куменах. «Конкурсную документацию по этим объектам планируем разместить в марте 2023 года», – добавил выступающий. Строительство объектов запланировано в 2024 году.
По программе «Стимул» федерального проекта «Жилье» запланировано строительство двух улиц – в ЖК «ZNAK» и Капитана Плетнёва (от ул. Капитана Дорофеева до ул. Анжелия Михеева). Цена вопроса – более 356 млн рублей. «Торги планируем объявить в январе-феврале 2023 года. ПСД разработана, госэкспертиза получена, финансирование на 2023 год подтверждено», – сказал и.о. министра.
Что касается направления по сокращению непригодного для проживания жилищного фонда, Владимир Климентовский отметил: акцент делается на строительство новых многоквартирных домов. До конца 2023 года планируется переселить более 7 тысяч человек из аварийного жилья площадью 119 тысяч кв. метров.
Большой объем средств в 2023 году запланирован на реализацию проектов по благоустройству населенных пунктов как в Кирове, так и в районах по федеральной программе «Формирование комфортной городской среды». Так, дополнительно 540 млн выделено из резервного фонда на благоустройство парка имени Кирова. «Стройка предстоит большая. Хотелось бы вашей поддержки и участия в реализации проекта. ПСД разработана, часть работ уже законтрактована. Реализация будет в 2023 году. Еще ни разу на территории Кировской области такие глобальные проекты по благоустройству не реализовывались. Хотелось бы, чтобы первый опыт получился хорошо и быстро», – обратился к предпринимателям и.о. министра.
Также на 2023 год заложена реализация трех проектов – победителей конкурса малых городов и исторических поселений – в Яранске, Вятских Полянах и Белой Холунице. «Очень бы хотелось видеть участие наших строительных организаций и в благоустройстве этих городов», – подчеркнул Климентовский.
По программе «Чистая вода» на 2023 год запланирована разработка ПСД по 5 объектам. Финансирование – более 40 млн рублей. Конкурсные процедуры планируется объявить в начале января 2023 года. «Сроки короткие, поэтому просим также подключиться – проработать техзадание совместно с заказчиком и реализовать», – продолжил и.о. министра. Строительно-монтажные работы запланированы на 2024 год.
Замглавы администрации Кирова по финансовым вопросам Всеволод Фролов, комментируя ситуацию с муниципальным заказом, среди крупных объектов назвал строительство школ и пристроев к ним, благоустройство парка имени Кирова, строительство улиц, в том числе Солнечной – от Воровского до Производственной и разработку ПСД для улицы Агрономическая, транспортного перехода в Нововятске, разработку схемы газоснабжения природным газом «МО «Город Киров».«Мы сейчас достаточно открыто ведем диалог со всеми строителями и проектными организациями, стараемся подстраиваться под вас. Сейчас бюджет трехлетний, соглашение с федерацией планируем заключить до конца года. Поэтому очень будем стараться все конкурсные процедуры объявлять в максимально короткие сроки. Немаловажно, что сейчас по нашим контрактам предусмотрено авансирование и поэтапная приемка работ», – сказал Владимир Климентовский.
Намерения фонда капремонта
Большой объем работ с учетом подготовки к празднованию 650-летия Кирова запланирован и по линии НКО «Фонд капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов в Кировской области». «В ноябре 2022 года фондом уже взяты в работу 717 МКД 2023 года. Это 76% плана 2023 года, на 2023 год в план включено 942 МКД», – сообщил врио гендиректора фонда Лаврентий Ситников.
В планах на 2023 год «у нас пока есть вилка, возможная к контрактованию, в размере 1,5 млрд рублей. Это должно на 100% обеспечить объем контрактов на все МКД. Я назвал цифру 717, из них на 684 – дома, запущенные на разработку ПСД».
Отдельно Ситников подчеркнул, что фонд «пересмотрел подходы к ценовой политике при определении начальной (максимальной) цены договора на капитальный ремонт». «Заинтересованность проектных организаций после пересмотра ценовой политики фондом стала достаточно высокой», – заверил выступающий, пригласив предпринимателей к «дружбе с фондом» и подчеркнув, что «сейчас все по-другому».
«Приходите и сами в этом убедитесь», – сказал Лаврентий Ситников.
Игра в лотерею
После долгожданной презентации планов от ключевых заказчиков, позволяющей бизнесу выстраивать свои, Андрей Усенко напомнил, что «мы уже несколько лет выходили в правительство с просьбой об организации таких встреч». «Перед началом финансового года, чтобы наши предприятия смогли сориентироваться и по конкретным объектам, и в целом по системе сотрудничества. В этом заинтересованы все стороны: органам власти необходимо реализовывать проекты, предпринимательскому сообществу – обеспечить работу своих организаций и бизнес-процессы», – сказал Усенко.— Хорошо, что такая встреча произошла: мы давно добивались, чтобы в конце текущего года знать хотя бы предварительные объемы работ на следующий, – поддержал председатель правления «Союза строителей Кировской области», гендиректор «Института «Кировводпроект» Владимир Смирнов.
И тут же с учетом заявленного формата диалога обозначил проблемы в сфере проектирования. Ключевые – нехватка квалифицированных компаний и ФЗ-44. «Раньше кировские подрядчики слезами умывались, когда сдавали работы, потому что предложенных объемов было крайне мало. Сейчас по-другому. Надо понимать, что в строительстве существуют две крупные системы. Первая – застройщики жилья. У них есть свои прекрасные проектные организации. Крупные застройщики строят 70% рынка, проблем с проектировщиками у них нет, они обеспечены своими.У всех остальных проектировщиков, которые работают на нужды города и области и завязаны на 44-ФЗ, огромная проблема в невозможности сформировать пакет заказов хотя бы даже на год (я уже не говорю про период 3-5 лет, как было раньше). В результате ситуация в проектном бизнесе ужасающая».
Смирнов добавил, что является независимым членом правления СРО в сфере проектирования «Регион-проект», где «сейчас числится 102 организации». «Участвую в заседаниях правления, и мы каждый раз кого-то исключаем из СРО. У большинства организаций в штате 3-4 человека, нет даже специалистов, включенных в реестр НОПРИЗ. Это выясняется во время проверок, приходится такие организации исключать. Многие не могут заплатить членские взносы. К чему я этого говорю? Показать уровень проектирования: если заказчик заключает с такой организацией контракт, то играет в лотерею – дойдет ли до конца это проектирование».
Среди предложений, на которые «мы можем повлиять», озвучил несколько.
Во-первых, выставлять на торги объекты через открытые конкурсы, а не через аукционы (эту тему Владимир Григорьевич продвигает на протяжение последних лет на всех возможных площадках, – ред.).
Во-вторых, ужесточить требования к потенциальным подрядчикам. «У подрядчика должен быть не один условно выполненный объект, а хотя бы несколько. К примеру, если по программе «Чистая вода» объявляется конкурсная процедура на проектирование, то в требованиях должно быть прописано: претендент должен выполнить несколько гос- или муниципальных контрактов, которые прошли государственную экспертизу с положительным заключением, с доказательствами. Плюс наличие квалифицированных кадров, также подтвержденное – трудовых книжек (лучше заверенных нотариусом) с соответствующими повышениями квалификации и так далее. Только так заказчик получит гарантию в случае победы такой организации на торгах. Гарантию, что его проект пройдет госэкспертизу и мероприятие не будет сорвано из-за расторжения контракта. А таких примеров много», – озвучил предложения Владимир Смирнов.
Система «2 в 1»
Отдельно участники заседания остановились на теме заключения «пакетных» контрактов, когда проектирование и строительство разыгрываются в одном лоте.
Поскольку такая практика сейчас применяется в фонде капремонта, пояснения дал Лаврентий Ситников.— Мне кажется, всё-таки ставка на контракты «2 в 1» неправильная. Подрядчики, выигравшие такой контракт, заинтересованы в том, чтобы получить самого дешевого проектировщика. Потом возникают большие проблемы с экспертизой. В результате затягивается выполнение всего мероприятия, срываются сроки исполнения национальных проектов. Тот выигрыш, на который рассчитывали заказчики, мне кажется призрачным, – озвучил позицию Владимир Смирнов.
— По 2022 году, да, широко применялась. По домам на 2023 год по большинству – по более чем 500 домам – документация опубликована только на разработку проектов. Это позволит в марте видеть объем: что действительно необходимо ремонтировать, что нет и запустить процедурный вопрос по признанию МКД аварийными либо не подлежащими ремонту в силу несоответствия требованиям регионального закона № 298, – прокомментировал Ситников.
Он добавил, что на каждый такой лот число заявок минимум от 8 организаций.
— Из них, как правило, 4-6 организации – кировский бизнес, – заверил врио гендиректора Фонда.
— Есть такие компании, которые на этом руку набили и работают, – добавил реплику Владимир Смирнов.
Вернувшись к теме «2 в 1», Лаврентий Ситников пояснил, что после приемки проектной документации, когда проект запускается на строительно-монтажные работы, он действительно не всегда соответствует ценовым реалиям. Так, во время разработки проектов в 2020-2021 годах предельная стоимость (утверждается субъектом в соответствии с рекомендациями Минстроя) была достаточно низкой. В 2022-2023 году ее проиндексировали.
— Бывает, что проект выходит на СМР и не соответствует в силу того, что «предельники» были уровня 2020-2021 годов, контракт заключен в 2022-м, когда произошло увеличение стоимости материалов, рабочей силы, машин-механизмов. И работать на тех же условиях, когда была разработана смета, по этому заложенному объему работ невозможно. В такой ситуации мы запускаем механизм «2 в 1» даже с уже готовыми проектами, но проект в этом договоре стоит ноль рублей. Для того, чтобы строительная компания, имеющая СРО в области архитектурно-строительного проектирования, могла привести принятую в 2020-2021 годах ПСД к уровню цен на 2022 год, – пояснил врио гендиректора фонда.
— Стараемся сбалансировать региональную программу капитального ремонта, чтобы не произошло ситуации, когда не сможем реализовать проекты из-за скачка в разы цен на рынке, – поддержал Владимир Климентовский.
Ресурсный метод
Проблема ценообразования касается всех участников рынка. Связана с подходом к определению сметной стоимости цены контракта.
— Проблема давно всем известна, – начал коммерческий директор ООО «Кировспецмонтаж» Павел Миронов. – Нам обозначили, что на проекты выделяются гигантские для нашего региона деньги, но в тех же закупках по строительству социальных объектов никто участвовать не хотел. По одной причине – сметная стоимость определяется неправильно. Как правило, в ту, которая выделяется, подрядчик не укладывается. Давно говорится о необходимости перехода на ресурсный метод определения стоимости (позволяющий увеличивать стоимость контракта на строительство при росте цен на стройматериалы, – ред.). Нам ежегодно обещают это сделать. Говорят: «Вот-вот будет система, куда загружаются цены от производителей, программа, откуда ты сможешь взять реальную стоимость материалов». До сих пор этого нет.
— Мы год назад разговаривали и просили членов Вятской ТПП загрузить в систему свои цены, – напомнил Андрей Усенко.
— Мы минимум два года уже в эту систему загружаем, подключены к ней. Однако ресурсного метода определения сметной стоимости как не было, так и нет. И мы не понимаем, когда появится. Это проблема, которая реально сдерживает участников рынка, – продолжил Павел Миронов.
— Переход на ресурсный метод действительно давно обсуждается. Обещают со следующего года, – сказал Владимир Климентовский, добавив, что «мы все заложники этой ситуации».
Он напомнил о ряде послаблений, при которых сейчас можно увеличить смету в пределах 30%.
— Вы всё замечательно сказали. Но проблема даже не в отсутствии денег, а в том, что мы порой не можем доказать, что реальная сметная стоимость не 1 млн, а 1,3 млн рублей, чтобы взять эти допсметы, – сказал Миронов.
— Смета – это творческий процесс, – пошутили в зале.
— Но не настолько.
— Экспертиза этот творческий процесс сразу зарубит.
Конкурс или аукцион
Во время обсуждения вернулись к темам, озвученным Владимиром Смирновым. В частности, об ужесточении требований к участникам торгов.
— 44-ФЗ нам не «перепрыгнуть». Условия определены, и мы по ним работаем. Предложения на федеральный уровень направлялись от всех. Как понимаю, кардинально в ближайшей перспективе этот закон меняться не будет, – озвучил и.о. министра.
— Когда мы писали Марату Хуснуллину (вице-премьеру РФ, речь о коллективном письме от региональных СРО «Объединение строителей» и «Союза строителей», - ред.) по поводу 44-ФЗ, нам ответили: закон хороший, но вы на местах не умеете пользоваться в том числе условиями конкурса. Не работаете как положено по этому закону, – прокомментировал исполнительный директор «Союза строителей Кировской области» Пётр Касаткин.
— По поводу конкурсов вместо аукционов. Я давно в эту тему погружен. Если мы проводим открытый аукцион, то получаем примерно 50-60% «добросовестности». Конкурс дает еще 10-15%, не больше. Так что конкурс – это не панацея, – прокомментировал Всеволод Фролов.
— Ну хотя бы на 10-15% больше, – прозвучало в зале.
— Мы говорим о перспективе перехода с аукционов на конкурсы, – уточнил Андрей Усенко.
— Сейчас аукционная площадка не пропустит подрядчика, если у него нет подтвержденных реализованных объектов, – ответил Владимир Климентовский.Участники совещания акцентировали внимание на том, что подтверждение реализованных проектов должно быть по аналогичным объектам. Пётр Касаткин рассказал о конкретном примере, когда на аукцион заявился участник с документами об опыте работы, официально полученными вместе с купленной фирмой.
— Построенный трехэтажный домик или школа – разные вещи. Если претендент идет на строительство школы, у него должен быть опыт строительства именно школ. Это же логично. Зачем нужен подрядчик, который будет выполнять такой объект впервые? – задал риторический вопрос Владимир Смирнов.
— Пусть идет на субподряд, учится и так далее. – По процедурам мы услышали. Сейчас по «Чистой воде» у нас реализуются 5 проектов. Думаю, мы проведем их через конкурсы, – заверил Владимир Климентовский.
Все представители со стороны заказчиков неоднократно повторили во время дискуссии, что готовы к обсуждению и решению с бизнесом любых вопросов. Возникло ощущение, что сформированное годами недоверие к подобным заявлениям со стороны предпринимательского сообщества снизилось.Все согласились о необходимости проведения подобных встреч и в дальнейшем. Однако решено ее организовывать чуть раньше. Ориентировочно – в ноябре, чтобы у потенциальных подрядчиков была возможность не только понять объем работ на перспективу, но и максимально обсудить их на стадии подготовки к торгам. Представители власти в конце обсуждения еще раз заверили, что в этом заинтересованы и к диалогу готовы.