Я в деле: как молодежь Кирова учат заниматься бизнесом
В Кирове проходит третий сезон проекта «Я в деле», направленного на развитие молодежного предпринимательства. Проект стартовал в 2021 году в Кировской области и насчитывает более 60 региональных команд по всей России. Корреспондент «Бизнес новостей» пообщалась с региональным руководителем проекта Анастасией Калининой и узнала, как в нашем городе молодежь учится развивать свой бизнес.
– Анастасия, чем занимается проект «Я в деле»?
– Это всероссийская программа по развитию молодежного предпринимательства. Мы проводим образовательные курсы, мастер-классы, тренинги для студентов. Также в рамках сезона организуем экспедиции в школы и проводим предпринимательские квизы для школьников.
– Проект взаимодействует с бизнесом города?
– Да, мы стараемся привлекать предпринимателей в экспертное сообщество. Обычно они являются жюри на наших промежуточных защитах (воркшопах), оценивают идеи студентов и делятся рекомендациями. Бывает и так, что представители бизнеса сами проводят тренинги и лекции.
– Как обычно договариваетесь с партнерами?
– На самом деле всё очень просто. Мы пишем в социальных сетях и рассказываем о проекте, предлагая варианты сотрудничества. Далее устраиваем личные встречи, где точечно проговариваем нюансы.
– Вопрос финансирования. Монетизируется ли проект?
– Сама программа для наших участников бесплатна. Она финансируется за счет благотворительного фонда поддержки образовательных программ «Капитаны». Если говорить о проектах участников, то в этом сезоне наша цель – довести все до этапа монетизации. Многим командам уже это удалось.
– Вся проектная работа происходит в командах?
– Сейчас всё идет к тому, чтобы прокачивать не просто проекты, а именно людей. Чтобы студенты образовывали команды и искали единомышленников, людей с развитыми компетенциями. Создание сообществ –
очень актуальная тема на сегодняшний день. Когда находишь «свою» команду, бизнес выходит на новый уровень.
– В рамках бизнеса какие темы обычно рассматриваете со студентами?
– Мастер-классы проходят по базовым темам. Это бизнес-проектирование, включающее в себя поиск идеи, определение целевой аудитории и CustDev, бизнес-моделирование, MVP, маркетинг и работа с конкурентами.
– Получается полноценный курс проектного менеджмента?
– Можно так сказать, да. Мы обучаем ребят без опыта предпринимательства и показываем, что бизнес-проектирование – это доступно и легко для каждого. У нас очень много проектов, связанных с кастомом вещей, лепкой из глины, которые уже монетизируются. Получается, ребята зарабатывают на своем хобби.
– Положительно ли бизнес в Кирове относится к проекту?
– Мы еще не встречали негативного мнения относительно проекта. С теми предпринимателями, с кем уже встречались, обычно удавалось установить хорошие отношения.
– В чем заключается роль наставника?
– Во-первых, это поддержка и координация региональных команд. Во-вторых, помощь в решении конфликтов. И, в-третьих, проведение самих мастер-классов. Вообще сейчас существует тенденция на диалоги формата «молодежь-молодежь». Студентам проще запоминать новую информацию, когда с ними разговаривают ровесники и общаются на «ты», неформально.
– Любой ли проект, по вашему мнению, можно монетизировать?
– Да. Даже если кажется, что изначально он не монетизируем. Это значит, что нужно подобрать другую бизнес-модель. Например, я не смогу продать стул через прямые продажи, на рынке. Может быть, смогу продать этот стул другим компаниям и уйду в B2B сегмент. Нужно просто пробовать, рисковать и не бояться принимать сумасшедшие решения. Самый первый наш мастер-класс построен именно на этом. Мы ищем идеи и сталкиваемся с тем, что ребята боятся высказать свои креативные и необычные мысли, потому что присутствует страх непринятия. Однако именно такие сумасшедшие идеи, как правило, и меняют наш мир, являясь сутью предпринимательства.
– Это всероссийская программа по развитию молодежного предпринимательства. Мы проводим образовательные курсы, мастер-классы, тренинги для студентов. Также в рамках сезона организуем экспедиции в школы и проводим предпринимательские квизы для школьников.
– Проект взаимодействует с бизнесом города?
– Да, мы стараемся привлекать предпринимателей в экспертное сообщество. Обычно они являются жюри на наших промежуточных защитах (воркшопах), оценивают идеи студентов и делятся рекомендациями. Бывает и так, что представители бизнеса сами проводят тренинги и лекции.
– Как обычно договариваетесь с партнерами?
– На самом деле всё очень просто. Мы пишем в социальных сетях и рассказываем о проекте, предлагая варианты сотрудничества. Далее устраиваем личные встречи, где точечно проговариваем нюансы.
– Вопрос финансирования. Монетизируется ли проект?
– Сама программа для наших участников бесплатна. Она финансируется за счет благотворительного фонда поддержки образовательных программ «Капитаны». Если говорить о проектах участников, то в этом сезоне наша цель – довести все до этапа монетизации. Многим командам уже это удалось.
– Вся проектная работа происходит в командах?
– Сейчас всё идет к тому, чтобы прокачивать не просто проекты, а именно людей. Чтобы студенты образовывали команды и искали единомышленников, людей с развитыми компетенциями. Создание сообществ –
очень актуальная тема на сегодняшний день. Когда находишь «свою» команду, бизнес выходит на новый уровень.
– В рамках бизнеса какие темы обычно рассматриваете со студентами?
– Мастер-классы проходят по базовым темам. Это бизнес-проектирование, включающее в себя поиск идеи, определение целевой аудитории и CustDev, бизнес-моделирование, MVP, маркетинг и работа с конкурентами.
– Получается полноценный курс проектного менеджмента?
– Можно так сказать, да. Мы обучаем ребят без опыта предпринимательства и показываем, что бизнес-проектирование – это доступно и легко для каждого. У нас очень много проектов, связанных с кастомом вещей, лепкой из глины, которые уже монетизируются. Получается, ребята зарабатывают на своем хобби.
– Положительно ли бизнес в Кирове относится к проекту?
– Мы еще не встречали негативного мнения относительно проекта. С теми предпринимателями, с кем уже встречались, обычно удавалось установить хорошие отношения.
– В чем заключается роль наставника?
– Во-первых, это поддержка и координация региональных команд. Во-вторых, помощь в решении конфликтов. И, в-третьих, проведение самих мастер-классов. Вообще сейчас существует тенденция на диалоги формата «молодежь-молодежь». Студентам проще запоминать новую информацию, когда с ними разговаривают ровесники и общаются на «ты», неформально.
– Любой ли проект, по вашему мнению, можно монетизировать?
– Да. Даже если кажется, что изначально он не монетизируем. Это значит, что нужно подобрать другую бизнес-модель. Например, я не смогу продать стул через прямые продажи, на рынке. Может быть, смогу продать этот стул другим компаниям и уйду в B2B сегмент. Нужно просто пробовать, рисковать и не бояться принимать сумасшедшие решения. Самый первый наш мастер-класс построен именно на этом. Мы ищем идеи и сталкиваемся с тем, что ребята боятся высказать свои креативные и необычные мысли, потому что присутствует страх непринятия. Однако именно такие сумасшедшие идеи, как правило, и меняют наш мир, являясь сутью предпринимательства.